rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

МАССОВЫЙ РАССТРЕЛ ЕВРЕЕВ В РОСТОВЕ

271Холокост – трагедия всемирного масштаба. За годы его действия – с 1933 по 1945 год погибло примерно шесть миллионов человек. В некоторых европейских странах, таких как Польша, еврейского населения практически не осталось. На территории Ростова находится самое большое в нынешней России место захоронения жертв холокоста – Змиевская балка. С 11 августа 1942 года в неё сгоняли колонны евреев, которые затем  уничтожались. О том, как это происходило, сегодня, ровно 60 лет спустя, рассказывает Сергей Алексеевич Шпагин – заместитель председателя еврейского культурно-просветительного центра «Алеф».

Расстрел в Змиевской балке – страница не только отечественной, но и мировой истории. После Бабьего Яра, находящегося теперь на территории Украины, это самое крупное место уничтожения военного и мирного населения в Советском Союзе. Ростовская область исторически крепко оказалась связана с холокостом. В её границах находится место первого, или одного из первых, массового расстрела еврейского населения –  Петрушина балка под Таганрогом.

После оккупации Ростова немецкими войсками по городу были развешены объявления о том, что всем евреям предписано явиться в места сбора с вещами. Почему же евреи не пытались спастись, а добровольно приходили в пункты сбора, на верную гибель?

Этому несколько причин. Прежде всего, у населения не было выбора: территория оккупирована немцами, и никакой возможности покинуть её нет. После первой оккупации все силы были брошены на строительство оборонных сооружений и предполагалось, что во второй раз город не сдадут, населению запретили покидать его территорию. Тем более, что в большинстве своём это были женщины, старики и дети – те, кто не мог спастись самостоятельно.

Также роковую роль сыграла память о знакомстве с немцами ещё в период гражданской войны. Отношение тех немцев к гражданскому населению породило иллюзию, что и гитлеровские нацисты будут такими же цивилизованными и гуманными.

И последней причиной стала сложившаяся за период правления коммунистической партии некая поведенческая модель. Если власть требует, неважно – какая,  нужно слушаться. Инстинкт законопослушания сработал и в этот раз. Таким образом местное население, которое не успело скрыться, 11 августа собрали в нескольких местах и колоннами повели к Змиевской балке.

Свидетелей трагических событий августа 1942 года, по понятным причинам, не осталось. Те из евреев, кому удалось тогда спастись, не являются свидетелями расстрела. Сами жертвы массового уничтожения уже ничего не скажут. Но был один человек, ставший живым свидетелем расстрела.

В тот день ростовчанин Михаил Константинович Щаренский сопровождал колонны на велосипеде. Ему удалось, самому являясь евреем, не только, спрятавшись в кустах, наблюдать за расстрелом, но и благополучно покинуть жуткое место. Позже Щаренский описал одну из особенностей умертвления детей, практически больше нигде не описанную. Им мазали губы ядом и сбрасывали в ров, где уже находились тела расстрелянных взрослых.

Несколько дней продолжалась бойня в Змиевской балке, в районе Зоопарка, Ботаническом саду, на улице Красноармейской и возле стен синагоги. Одной из черт проявления холокоста на территории Советского Союза стало уничтожение мирного населения, прежде всего евреев, открыто на улицах. Такое не допускалось на оккупированной территории западной Европы. Там евреев сгоняли в гетто, отправляли в концлагеря, но не убивали прямо посреди города.

По официальным данным, в Змиевской балке погибло 18 тысяч человек. Не вызывает сомнений, что это заниженная цифра. К моменту начала немецкой оккупации не было свежих данных о численности жителей Ростова и области, поэтому трудно назвать точное  количество погибших. В последние годы фигурирует цифра в 27–29 тысяч, но эта тема требует отдельного исследования.

В то же время, ещё накануне трагедии, немцы фактически объявили о ней. Вышел первый номер оккупационной газеты «Голос Ростова», который содержал развернутый меморандум нацистских властей по уничтожению евреев. Там же прозвучала фраза о том, что «наконец-таки в городе можно будет вздохнуть спокойно. Воздух очистился от евреев».

Так же в немецких газетах печатались объявления о том, что комендатура распределяет освободившиеся квартиры, имущество, одежду и обувь. Причина появления свободных квартир и разной утвари слишком очевидна, поэтому можно с уверенностью сказать: гражданское и военное руководство СССР, ещё до освобождения Ростова, знало о массовых расстрелах евреев.

Для многих евреев послевоенная судьба складывалась тяжело из-за гонений и репрессий. К евреям в нашей стране всегда относились настороженно и с недоверием, теперь же в каждом видели врага: если ты еврей, то как мог остаться в живых? Гораздо чаще жертвы холокоста вызывали антисемитизм, а не сочувствие, на них пытались возложить ответственность за развязывание второй мировой войны. Парадоксально, но во время войны значительная часть еврейского населения, бежавшая из оккупированных стран в Союз, попав в сталинские лагеря, таким образом  избежала гибели. Опять же, Сталина и КПСС можно назвать спасителями еврейского народа.

Проблема холокоста всегда была довольно противоречива. Долгое время её пытались отрицать и замалчивать. Не изучался оккупационный период советской истории, жертвы оккупационного режима, ответственность официальных властей за его последствия, вообще не рассматривалась роль наших соотечественников-предателей. Сейчас это очень важная тема. Выходит много документальных сборников, исследований, изучается характер сбора населения, уточняются маршруты передвижения расстрельных колон с целью увековечивания памяти жертв холокоста.

Этой осенью исторический факультет РГУ и Еврейский культурно-просветительский центр «Алеф» планируют проведение целого ряда мероприятий, связанных с 60-летием расстрела в Змиевской балке: книжную выставку в Донской государственной публичной библиотеке, круглые столы, конференции и многое другое. На эти мероприятия приглашаются все ростовчане, независимо от национальной принадлежности. Расстрел в Змиевской балке – это не только трагедия людей, имеющих еврейские корни, но и наша общая история.

6 августа, 2002г., РО.
.