rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

К 100-летию М.А. Шолохова

296ШЕСТЬ десятилетий работал в литературе М.А. Шолохов.

Многое из написанного рукой мастера получило свое второе рождение на киноэкране, на драматической и оперной сценах, в иных музыкальных жанрах, в скульптурах, живописных полотнах и графических листах.

Первыми соприкоснулись с творчеством Шолохова художники-графики, когда, начиная с 1926 года – времени выхода «Донских рассказов», они оформляли обложки и делали рисунки к его книгам. Как тут не вспомнить замечательные иллюстрации к роману «Тихий Дон» С. Королькова, Е. Кршижановского, О. Верейского, Ю. Реброва, И. Чарской, А. Мосина…

Годы жизни отданы художником О. Верейским постижению и воссозданию средствами своего искусства шолоховских идей и образов. Были длительные поездки по донским хуторам и станицам, карандашные наброски, беседы с писателем. В 1954 г. на московской выставке было показано 46 листов к роману «Тихий Дон». Тринадцать лет отдал художник работе над иллюстрированием романа «Поднятая целина», в результате в 1968 г. появилось 50 рисунков.

В работе над «Судьбой человека», по признанию самого художника, ему очень помогло то, что он всю Отечественную войну провел на фронте. Там – корни его творческой удачи. Не случайно, видимо, режиссер С. Бондарчук пригласил О. Верейского художником по костюмам в фильм «Судьба человека».

Из других художников – иллюстраторов шолоховского рассказа выделяются своими работами А. Глуховцев, сделавший в 1961 г. шесть линогравюр; Б. Басов, оформивший в 1962 г. новое издание рассказа; Кукрыниксы, выполнившие в 1964 г. серию рисунков; П. Пинкисевич, исполнивший в 1965 г. четыре цветные литографии; Б. Алимов, проиллюстрировавший в 1971 г. сборник шолоховских произведений о войне.

После художников одними из первых к Шолохову обратились кинематографисты. Уже в 1930 г. режиссерами О. Преображенской и И. Правовым был поставлен фильм «Тихий Дон» по первым книгам романа. Известно, что писатель приезжал на съемки этой картины в х. Диченский у станицы Каменской на Донце, подружился с исполнителями главных ролей Э. Цесарской (Аксинья) и А. Абрикосовым (Григорий Мелехов). Спустя четверть века в том же хуторе на Донце режиссер С. Герасимов начал съемки второй постановки «Тихого Дона», на этот раз звуковой, цветной, в трех сериях. Главные роли исполнили артисты П. Глебов и Э. Быстрицкая. Известно, что Шолохов, посмотрев на киностудии третью серию, сказал: «Спасибо большое за то, что вы сумели за два с половиной года сделать то, на что я потратил 15 лет».

Судьба третьей многосерийной экранизации «Тихого Дона» (1993 г.) волнует сегодня всех, кому дорого литературное наследие Шолохова. У писателя было желание, чтобы «Тихий Дон» снял именно С. Бондарчук, так прекрасно, близко к оригиналу перенесший на экран страницы рассказа «Судьба человека» и романа «Они сражались за родину». Это желание после долгих финансовых мытарств режиссера свершилось. Но владельцем фильма стала итальянская кинофирма, и россияне потеряли надежду увидеть третью экранизацию романа.

Есть своя история и с экранизацией романа «Поднятая целина». Еще в 1933 г. Шолохов принимал участие в совместной работе с режиссером Н. Шенгелая над сценарием так и непоставленного фильма. Первая экранизация романа осуществлена была режиссером Ю. Райзманом в 1939 г., вторая – через 20 лет режиссером А. Ивановым. Интересная деталь: в обоих фильмах роль деда Щукаря талантливо исполнил артист В. Дорофеев.

297В конце 50-х годов, когда через четверть века к читателям снова пришли «Донские рассказы» Шолохова, кинематографисты сразу же взялись за постановки. Первым был экранизирован «Пастух» (1957 г., режиссер И. Бабич), затем «Жеребенок» (1959 г., режиссер В. Фетин).

Но подлинным событием в нашей культуре стала экранизация «Судьбы человека» режиссером С. Бондарчуком.

Творчество Шолохова оказало влияние и на развитие современного театра.

 Особенно удачной можно считать сценическую жизнь «Поднятой целины». Впервые роман стал пьесой и спектаклем в 1933 г. в Ленинградском профсоюзном театре. С тех пор «Поднятая целина» более сорока лет успешно шла в разных инсценировках во многих театрах страны, в том числе в Ростовском театре имени М. Горького (1963 г., инсценировка П. Демина, режиссер Э. Бейбутов), с коллективом театра встречался тогда сам М. Шолохов.

Труднее был путь на сцену романа «Тихий Дон». Еще в 1937-1939 гг. его пытались поставить в Ростове Ю. Завадский, в Москве – В. Немирович-Данченко, но автор был против какой-либо театральной версии романа, он долго считал, что для театра надо писать оригинальные произведения. Лишь тридцать лет спустя он дал согласие инсценировать «Тихий Дон». Первые инсценировки были сделаны: одна Н. Охлопковым и Ю. Лукиным, другая И. Зарубиным, но «Тихий Дон» так и не был поставлен на сцене. Только в начале 70-х годов появились первые удачные спектакли по этому роману в Ленинграде и Ростове, в Липецке и Хабаровске в сценической редакции и постановке Г. Товстоногова, Я. Цициновского, А. Найденова, Э. Вайнштейна.

Вообще в Ростовском театре им. М. Горького с успехом были поставлены все крупные произведения М. Шолохова, хотя писатель скептически относился, например, к пьесе П. Демина по главам незавершенного романа «Они сражались за родину».

 Крупным событием в жизни современной российской музыки, особенно оперного театра, явилось создание и постановка, начиная с 1935 г., четырех опер по романам «Тихий Дон», «Поднятая целина» и рассказу «Судьба человека». Создатель этих опер – композитор И. Дзержинский.

Не один И. Дзержинский писал музыку, вдохновясь шолоховскими произведениями, композитор М. Магиденко создал оперу «Варина любовь» по мотивам второй книги «Поднятой целины», композитор А. Николаев сочинил симфоническую поэму по рассказу «Судьба человека». Композитор Е. Птичкин – музыкальную комедию «Бабий бунт». А ростовский композитор Л. Клиничев создал балет по мотивам романа «Тихий Дон».

25 мая 2005г., НВ.
.