rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Афганские пейзажи

323...Много лет зная этого человека, я и предположить не мог, что он так увлечённо рисует. Картины все очень разные, но вот тема одна: «Афган, ослепительно яркий и страшный». Ростовчанин Владимир ПЕЩЕРОВ вернулся из «горячей точки» 20 лет назад. Но ощущение, что всё это было только вчера, остаётся.

«Иди и служи»

— Как случилось, что ты попал служить в Афган?

— Ещё в техникуме военрук спрашивал, кто чем занимался. Я хорошо стрелял — из 50 возможных очков выбивал 48, и меня заметили. Потом пришёл по повестке, а военком говорит: «Собирайся, завтра к 7.00!» Я ему отвечаю: «А как же проводы?» Так всё неожиданно! Маме позвонил, она сначала не поверила, заплакала...

Утром пришли к военкомату. Там сообщили, что автобус приедет к танцплощадке «Мелодия» в парке Революции. Отправились туда, увидели толпу призывников и провожающих. Постояли немного, и я решил проводить свою девушку. На пл. Театральной поцеловались, и пошёл я обратно к автобусу. Но на месте сбора увидел только своих родных, автобус уже ушёл! Благо, родители были на машине, и мы поехали на сборный пункт в Батайск. Когда подъехали к воротам со звёздочками, родители сказали: «Приехали. Иди служи».

Зашёл, а там толпа народу: едят, пьют водку, болтают. Неразбериха полная. В конце концов, сделали всем прививки, накормили, и стали мы ждать «покупателя».

— Когда ты узнал, что поедешь именно в Афган?

— Ещё в Батайске спрашивали, кто хочет помочь братской республике. А когда кто-то рядом с тобой говорит «хочу», то и тебе как-то неловко отказаться. По-моему, я точно узнал об этом уже в «учебке», в Ашхабаде.

Героизм как стимул

— Насколько ты был готов к этому?

— А мы все к этому были готовы. Каждый хотел быть героем, на трусость времени не было, хотя страшно было. Шла «холодная война», и мы не играли в Человека-паука или Бэтмена, как нынешние дети. Нашими игрушками были автоматы, пистолеты, которые мы часто делали сами.

В «учебке» ребята провели почти полгода. Потом — узбекско-афганская граница. Там, вспоминает Володя, всех посадили в КАМАЗы и повезли на спецполигон, уже для отправки в Афганистан:

— Ночью в КАМАЗах, стоя, как сельди в бочке, мы километров 30 ехали по какой-то ужасной ухабистой грунтовке. Большинство — кавказцы и азиаты. Вели они себя очень агрессивно, заняли пространство вдоль бортов, раскачивались и на счёт «три» всей толпой наваливались на нас.

На полигоне нас держали трое суток. Жили в палатках, за вещами приходилось смотреть в оба: стоит отвернуться — вещмешка нет. Вообще, мы в лагере страшно измаялись. Как-то ночью нас загрузили в АН-12, но ко времени вылета уже рассвело, а отправляли только в темноте. Так что ещё сутки там сидели.

Я благодарил Бога за то, что попал в связисты. Жили мы довольно дружно, хотя, конечно, всякое случалось.

— А тебе приходилось убивать?

— Кажется, нет, по крайней мере, я ни в кого не целился. Вели иногда беспорядочный отвлекающий огонь, но прицельно не стреляли ни разу.

Назад в СССР

324...Возвращение в Советский Союз Володя помнит буквально по часам:

— Мою радиостанцию отправили с колонной КАМАЗов с продовольствием для местного населения в Кабул.

Это было 31 января 1989 года. Навстречу двигались войска, направлявшиеся в Союз. В Кабуле наших уже почти не оставалось. От неизвестности стало действительно страшно. Узнали по радиосвязи, что нас перегрузят на машины пограничников, а мы становимся на «блок» в городе Айбак, чтобы пропускать колонны наших войск и держать связь. Утром 12 февраля начался наш вывод из Айбака. Когда шли, местные пацаны показывали нам «сыктым» (неприличный жест)...

Ближе к вечеру колонны встали — сдавали оружие. Патроны из рожков высыпали прямо на землю. После проверки «погранцами» на афганской стороне раздалась команда: «По машинам!» Утром, уже в Курган-Тюбе, состоялся митинг, посвящённый выводу советских войск из Афганистана. Нам подарили часы от Министерства обороны и отпустили, чтобы мы дали телеграммы домой. Из Курган-Тюбе мы на наших машинах двинулись в Душанбе.

Полтора месяца Владимир дослуживал в танковом полку. В Ростов вернулся только 14 апреля.

Сохранить войну в картинках

— По приходу из Афгана захотелось запечатлеть пережитое в рисунках, прежде всего, чтобы самому не забыть, хотя такое вряд ли забудешь. Хочется, чтобы люди знали, как это было.

— Послушай, а та девушка, из-за которой ты опоздал на автобус, дождалась тебя?

— Нет. Через какое-то время она написала, что познакомилась с компанией, и ей там понравился молодой человек. Позже я узнал, что у неё проблемы с наркотиками.

Сегодня у Володи две дочери: родная Кристина и приёмная Юля. Обе девочки неплохо рисуют. Но у них, к счастью, более мирная тематика...

14.04.2009   http://www.rostof.ru/print/print.php?id=20091606
.