rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

15  февраля - День памяти  воинов-интернационалистов   в  России

СТАЛЬ ПАВЛА КОРЧАГИНА ЗАКАЛЯЛАСЬ В АФГАНЕ

33910 ЛЕТ НАЗАД (15 ФЕВРАЛЯ 1989 ГОДА) СОВЕТСКИЕ ВОЙСКА БЫЛИ ПОЛНОСТЬЮ ВЫВЕДЕНЫ ИЗ АФГАНИСТАНА

Встрече корреспондента «Вечернего Ростова» с подполковником Павлом Корчагиным предшествовал разговор с председателем правления Ростовского областного союза ветеранов Афганистана Сергеем Стрельченко. Что нового в союзе накануне горестной круглой даты? Оказывается, полку воинов-интернационалистов Дона прибыло - к «афганцам» присоединились пять с половиной тысяч ветеранов многочисленных «горячих точек» и боевых действий в Чечне. Сейчас областная организация насчитывает более 12 тысяч человек.

Наконец-то предоставлены квартиры всем инвалидам и семьям тех, кто погиб в Афганистане. В этом году будет сдана первая очередь многострадального дома на улице Комарова, который вот уже несколько лет строит МЖК «Афганец». 87 членов союза получат там квартиры.

Недавно вышла в свет областная «Книга памяти» - в ней названы фамилии всех дончан, павших в боях «за речкой». Тираж книги - тысяча экземпляров.

Реабилитационный центр «афганцев», открытый в 1992 году при Дворце здоровья, признан одним из лучших в России. В области работают 12 его филиалов.

В приподнятом монологе председателя правления чувствовались вполне уместные предъюбилейные нотки. По мнению Сергея, всему доброму они обязаны городской и областной администрациям. Да и с командованием Северо-Кавказского военного округа удалось достигнуть взаимопонимания. Армейцы твердо пообещали, выделить союзу бронетранспортер, который будет установлен в качестве памятного знака в Тацинском районе.

— БТР-70? — уточнил марку машины подполковник Павел Корчагин. - Столько лет с него не слезал - по трем войнам он меня прокатил!

КАК СЕГОДНЯ ЗАКАЛЯЕТСЯ СТАЛЬ?

«Уже год носился по родной стране Павел Корчагин на тачанке, на орудийном передке, на серой, с отрубленным ухом лошадке. Возмужал, окреп. Вырастал в страданиях и невзгодах.

Много страшного видел Павел за этот год. Вместе с тысячами других бойцов, таких же, как он, оборванных и раздетых, но охваченных неугасающим пламенем борьбы за власть своего класса, прошел пешком взад и вперед свою

(Из романа Н. Островского «Как закалялась сталь»

Так получилось, что начал свою афганскую эпопею Павел Корчагин лейтенантом в 1982 году, а завершил майором 15 февраля 1989-го. В тот памятный для всей России день их мотоманевренная группа погранвойск прикрывала отход из Афганистана последних подразделений. Амударью они преодолели в 11 часов вброд на бронетранспортерах.

Стычек с душманами за семь лет было предостаточно, однако в беседе с корреспондентом «Вечернего Ростова» подполковник Корчагин повел разговор о своем первом бое и последнем - там, на земле Афганистана.

Однажды над территорией Пянджского погранотряда «духи» сбили из крупнокалиберного пулемета вертолет и реактивными снарядами обстреляли нашу советскую (тогда еще) землю. Было решено это бандформирование уничтожить. Пограничники действовали весьма эффективным методом «ловли на живца». Мотоманевренная группа (в составе усиленного батальона) рыскала по Тохарской провинции, чтобы найти душманов, связать их боем и разгромить с помощью основных сил.

...Трое суток странствий позади. Утром колонна БТР-70 и боевых машин пехоты подошла к Шихраванскому перекрестку. Впереди - бетонный мостик через канал. Две машины инженерной разведки его уже миновали, как вдруг слева от бронетранспортера Павла ахнул взрыв.

- Я в первые секунды ничего не понял, - сказал подполковник Корчагин. - Потом как даст справа! Дошло, что «Духи» из безоткатного орудия наш БТР в вилку берут и третий снаряд будет наш. Механик-водитель Володя Карносенко всех нас спас - успел съехать с дороги и укрыть машину за земляным валом у канала. Только спрятались - увидели третий взрыв на том месте, где только что стояли.

Мотоманевренная группа нарвалась на засаду. «Духи» рассчитывали поджечь БТР Корчагина и последнюю в колонне машину, чтобы потом, как в тире, перещелкать остальные. Не получилось! Следуя примеру Карносенко, все водители повернули вправо и поставили бронетехнику за вал. Пограничники огрызнулись огнем.

- У нас на беду башенный пулемет заклинило, - вспоминал мой собеседник. – КПВТ - оружие капризное, а его наводчик, рядовой Миша Полоник, подрастерялся. Солдат молодой - что с него взять? Отпихнул его, матом покрыл, чтобы «взбодрить», и стал пулемет разбирать. С училища этим не занимался, но руки сами вспомнили все операции. Задержку устранил - полоснул огнем по засаде. Первый бой Корчагина продолжался весь день и всю ночь - душманы и головы никому не давали поднять. К счастью, тогда обошлось без потерь - несколько легко раненных бойцов вывезли вертолетами. Утром пришла подмога, «погранцы» развернулись в цепь и атаковали развалины кишлака, где укрывался противник.

- На войне, хоть ты и трижды герой, - думай прежде всего, как самому уцелеть и своих людей сберечь, - заметил Корчагин. - Повидавшие кровь солдаты бывают лихими до безрассудства  - задача  командира  их вовремя остановить.

Ну а когда последний раз он «скрестил шпаги» с душманами? Дело было 13 февраля 1989 года - за два дня до окончания афганской войны. Мотоманевренная группа шла позади войсковой колонны - на юг, к советско-афганской границе. Разведчики установили, что «духи» в кишлаке Янги-Кала готовятся устроить провокацию. Чтобы избежать никому не нужного боя, командир повел колонну в обход кишлака.

- Колесные машины на раскисшей целине забуксовали - колонна остановилась.  Наш бронетранспортер встал метрах в 15 от ближайшего дувала, - рассказывал офицер. - Внезапно спиной почувствовал чей-то взгляд. Обернулся - внутри все обмерло. За глинобитным забором стоит мальчишка-афганец с заряженным гранатометом на плече и целится в нас! Уставились мы глаза в глаза...

Этот психологический поединок продолжался 10 - 15 минут. Душмана взял на прицел своего пулемета сержант, который был в составе десанта. Но ни тот, ни другой не открыли огонь. Потом колонна двинулась в путь - так и разошлись мирно заклятые враги, подарив друг другу жизнь.

Они все уцелели на той непонятной войне -   капитан Павел Корчагин, рядовые Владимир Карносенко и Михаил Полоник, сержант по имени Дима (его фамилию Павел не помнит). Повезло им!

СКОЛЬКО КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ ЖИЛЬЯ ЗАМЕНЯЮТ ТРИ БОЕВЫХ ОРДЕНА?

«Перед глазами Павла вспыхнуло магнием зеленое пламя, громом ударило в уши, прижгло каленым железом голову. Страшно, непонятно закружилась земля и стала поворачиваться, опрокидываясь набок.

Как соломинку, вышибло Павла из седла...

...Впервые он обратился к партии за помощью. В ответ на его письмо Моссовет дал ему комнату...

Скромная комната в тихом переулке Кропоткинской улицы показалась верхом роскоши».

(Из романа Н. Островского «Как закалялась сталь»)

Потом Корчагин почти четыре года гонялся по горам за бандами таджикской оппозиции. До сих пор у всех на слуху Московский пограничный отряд - в нем и служил офицер. Самое яркое воспоминание о той войне? Как-то Павла чуть-чуть не расстреляли. Кто знает, где на сердце шрамик, - после того, как заглянул он в черный зрачок ствола автомата, готового плюнуть свинцом?

В мае 1994 года майора Корчагина перевели в наши, в то время еще мирные, края. Но уже кровавым пузырем вздувалась тогда Чечня... В Грозный угодил он в аккурат под Рождество 95-го. Чуть позже под станцией Асиновской его крепко контузило - рядом разорвалась граната. Отлежал свое в госпитале - и снова в строй...

Сейчас у подполковника Павла Корчагина три боевых ордена да две контузии (первую получил еще в Афганистане). А вот квартиры у его семьи не было никогда. За все 20 лет безупречной боевой службы!

- Если не считать за жилье казармы на пограничных заставах, - уточнил Павел Иванович.

Когда сыновья-погодки Олег и Игорь жили с ними вместе, Корчагины снимали в Ростове двухкомнатную квартиру и платили за нее 1200 рублей (получает офицер около двух тысяч). Поступили ребята один за другим в Голицынский пограничный институт - переехали их папа с мамой в однокомнатную квартиру, которая стоит 750 рублей в месяц.

Пять лет подполковник стоит в своем управлении первым в очереди на жилье и чего-то терпеливо ждет. Молодые офицеры с их квартирами, автомобилями и дачами втихомолку посмеиваются: позвени, дескать, своими орденами, подполковник, - вдруг в Москве услышат?

До Бога высоко, до столицы далеко - прежние боевые заслуги нынче в России не в счет.

А все же герой нашего окаянного времени Павел Корчагин, как и его знаменитый литературный полный тезка, сердцем болеет за Родину. Прикажут - снова шагнет в бой. Служба у него сейчас такая - в вечно воюющих внутренних войсках МВД Российской Федерации.

А все же два его сына будут офицерами-пограничниками, как их от этого ни отговаривали родители...

Поэтому лично я за Россию спокоен. Пока живут рядом с нами Корчагины - у нашей страны есть будущее!

12 февраля 1999г., ВР.
.