rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

КАК МЫ НАВОДИЛИ МОСТЫ В АФГАНИСТАН...

34927 декабря 1979 г. спецназ ГРУ «Альфа» взял штурмом кабульский дворец Амина. Эту дату принято считать началом войны в Афганистане, которая окончилась через десять лет - 15 февраля 1989 г. Сегодня в Ростове живут 1444 ветерана-афганца, среди них - полковник в отставке Михаил Теряев, для которого эта война началась задолго до ее официального начала.

В КОНЦЕ 70-х полковник Теряев служил заместителем начальника отдела военных сообщений Туркестанского военного округа. Что значат транспортные сообщения и их организация в условиях военного времени, объяснять не нужно... В конце 70-х в соседнем Афганистане Махмуд Дауд безуспешно пытался построить светское исламское государство, плетя интриги против своих противников. Пришедшая после революции 1978 г. к власти Народно-демократическая партия Афганистана в этой закулисной борьбе завязла еще больше. Возникла реальная угроза того, что соседний Иран может вторгнуться и захватить западные провинции.

Афганское правительство решило срочно перебросить на запад страны дополнительную военную технику, но... Оказалось, что танки и БТРы советского производства было просто нечем заправить! Афганцы обратились за помощью к Советскому правительству, которое и отдало распоряжение срочно доставить в Афганистан 3000 тонн солярки. Именно тогда, 1 мая 1978 г., полковник Михаил Теряев по приказу командования «навел первый мост» между Россией и Афганистаном...

Прибыв в Термез, он понял, что быстро переправить на другой берег Аму-Дарьи горючее можно только по воде. Ближайшую нефтебазу полковник Теряев нашел в Туркмении, в ста пяти километрах ниже по течению Аму-Дарьи. Через партийное руководство республики получил две баржи по 500 тонн, железнодорожный состав подогнали прямо к воде, залили горючее.

Баржи по дороге несколько раз садились на мель и одолели 105 километров только за сутки. Но главная проблема оказалась впереди - как теперь перегрузить топливо с подошедшей к берегу баржи на разномастные афганские бензовозы? Через месяц полковник Теряев организовал на афганском берегу постоянную перевалочную нефтебазу. Было это еще до подписания договора о сотрудничестве нового афганского правительства и Советского Союза... ВТОРОЙ МОСТ полковнику Михаилу Теряеву пришлось наводить ровно через год - в годовщину афганской революции. Лидеры свергнутой оппозиции подняли вооруженный мятеж в Герате. Солдаты взбунтовавшейся 21-й пехотной дивизии свой гнев в первую очередь выместили на русских - наших гражданских спецов начали уничтожать с невиданной жестокостью. Было принято решение - срочно всех наших эвакуировать. Но как переправить семьи, женщин и детей через бурлящую Аму-Дарью? В том месте тогда был только подвесной газопровод, вдоль которого были подвешены узкие ремонтные отмостки. Полковник Теряев говорит, что тогда они вспомнили слова Суворова: там, где прошел один солдат, пройдет и армия! И действительно, если по ремонтному мостику проходит слесарь, осматривающий газопровод, то почему не пройдут и наши беженцы?.. В те трагические дни по этим мосткам и на двух теплоходах через Аму-Дарью в Союз переправили более ста семей наших гражданских специалистов.

...Еще за полгода, до ввода наших войск, в мае 1979-го, в этом районе у нашей границы под видом учений начали сосредотачиваться войска. Однажды командующий группировкой генерал-лейтенант Керимбаев остановил Теряева:

- Вечером приходи на военный совет! Руководство хочет узнать мнение офицеров о целесообразности ввода наших войск в Афганистан! Всем стало все ясно... А в начале декабря поступил приказ наводить переправу...

НАВЕСТИ ПЕРЕПРАВУ на бурной Аму-Дарье - сложнейшая боевая операция. Тысячи тонн несущегося песка, постоянно меняющийся фарватер, баржи и катера постоянно садятся на неожиданно возникающие мели... Пробные бурения показали - донные отложения в этом месте, а попросту ил, имеют толщину... 32 метра! Полковник Теряев установил на афганском берегу две большие баржи - это причал. Позвонили в обком партии, пригнали технику и людей и за несколько дней с нашей стороны насыпали подъезд - 13 километров земляного полотна. Когда начали заводить понтоны, столкнулись с неразрешимой проблемой. Посреди реки - банка, которая то появляется (наносит песок), то исчезает. Цепочка понтонов, день и ночь придерживаемая «быками» - ревущими мощными буксирами, - сузила русло, и вода бешеным потоком меняла очертания банки - снесет любые настилы! Неужели переправу наладить не удастся и придется перевозить войска на баржах?!

На берегу столпилась группа генералов, среди которых - признанные светила - начальник кафедры мостов военно-инженерной академии и начальник инженерных войск Советской Армии. Мнение одно - переправа под угрозой срыва. И тогда кто-то предложил пригласить «мираба». Эти местные самородки издревле на глазок роют в песках арыки. Да так роют, что иногда кажется, что вода сама в гору течет!

Пожилой узбек долго и задумчиво всматривался в бешено несущуюся в проеме между понтонами Аму-Дарью. Потом вошел в воду и, утопая по колено в вязком илистом дне, начал... рвать камыш!

- Он что, из камыша переправу для танков наводить собирается?! - столпившиеся на нашем берегу Аму-Дарьи генералы с сомнением следили за тем, что делал с вязанкой камыша старый узбек. Бабай тем временем сел в катер, который, ревя моторами, начал обходить по дуге остров, и стал через метр-полтора втыкать в дно тоненькие камышинки. Генералы с изумлением наблюдали: в некоторых местах камышинки шли часто, в других - оставались довольно большие проемы. И произошло чудо! Тоненькие тростинки невидимым глазу образом изменили гидрологию реки, бешеный поток воды замедлился, завихрился, гася сам себя…

*    *    *

ПОСЛЕ ЗАМЕНЫ из Афганистана свой опыт наведения мостов и переправ полковник Теряев передал молодым специалистам по полной программе: 5 лет работал начальником военной кафедры в РИИЖТе и читал студентам курс «Истории военного искусства и военных сообщений». Свой цикл лекций «Восстановление и строительство мостов» он читал не только в аудитории, но возил студентов после 4-го курса в Термез, чтобы показать место, где он наводил первые мосты в Афганистан…

13 февраля 2004г., НВ.
.