«СОПЛЕМЕННИКИ, ОКАЖИТЕ ЧЕСТЬ - ЗАЧЕРКНИТЕ «БЫЛ», НАПИШИТЕ «ЕСТЬ»!..»
Судьба истинного поэта зачастую трагична. Так и с Высоцким. При жизни не получил официального признания, но вкус славы и всенародного почитания познал. Его песни под гитару, его хрипловатый голос слушали и слышали везде - и в Кремле, и в подворотнях. Его любили люди практически всех профессий и национальностей. Его творчество могло объединять повсюду - хоть у походного костра, хоть в коммуналке или зрительном зале.
Помнится, во время перестройки пошла мода «на Высоцкого». Многие из тех, кто травил Владимира Семеновича при его жизни, вмиг «записались» в круг друзей. Поэта и Актера - когда это стало приносить дивиденды. Тогда бы и он сам не поверил, что настанет такое время, когда на просторах бывшего СССР стихи и песни Высоцкого будут изучать в школах и вузах, а о ролях знаменитого актера Театра на Таганке будут писать диссертации.
Нынешнему поколению юных поэтов и начинающих актеров, как, впрочем, и новой «формации» подростков - тинэйджерам, имя Высоцкого почти ни о чем не говорит. Между тем его вклад в «копилку» авторской песни, развитие театра и современной поэзии «всея Руси» действительно неоспорим.
В.С. Высоцкий сыграл в 15 спектаклях около 30 ролей. Особую известность ему принесли роли Галилея, Хлопуши, Лопахина и Свидригайлова. Высоцкий был единственным исполнителем роли Гамлета в одноименном спектакле, отмеченном «Гран-при» - высшей наградой на Международном театральном фестивале БИТЕФ в 1976 году. Театральные работы Высоцкого получали первые премии критики во Франции и Польше. А на родине об успехах актера предпочитали не говорить.
Высоцкий снялся более чем в 30 кино- и телефильмах, записал на радио звуковые роли в восьми радиоспектаклях. Пробовал свои силы в прозе и драматургии. Судьбу Высоцкого-актера в кинематографе не назовешь удачной: половина сыгранных ролей - эпизодические. Фильм «Короткие встречи», где он сыграл одну из главных ролей, вышел на широкий экран спустя 20 лет после его создания, а «Интервенция» пролежала на полке, как запрещенная к показу лента, почти столько же. Владимиру Семеновичу не суждено было узнать, что за лучшее исполнение мужской роли в фильме «Плохой хороший человек» ему был присужден приз международного кинофестиваля в Италии. А за создание образа Жеглова в телесериале «Место встречи изменить нельзя» дадут Госпремию СССР...
В его творческой жизни было немало курьезных эпизодов и всяких парадоксов. Например, при поступлении в школу-студию МХАТ имени Немировича-Данченко «не обнаружил никаких вокальных и особых музыкальных данных». Проходит 20 лет, и выясняется: Высоцкий написал более 800 песен, многие из которых стали подлинным украшением фильмов, вошедших а золотой фонд советского кинематографа. При жизни Высоцкого выходит несколько грампластинок с его песнями, для записи которых приглашаются эстрадные оркестры. Во Франции выпускают три больших авторских диска, которые и поныне слушают в Европе и Америке, а по тем песням в Японии... изучают русский язык!
Его именем называют лучшие сорта цветов и горные перевалы, улицы и корабли. Четверостишия песен Высоцкого давно стали крылатыми выражениями. Строки его стихов высекают на мраморных обелисках в честь погибших солдат. И почему-то вспоминается в Его День: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа...»
Но не нужно его идеализировать - живого человека, со своими пороками и слабостями.
Эпоха Высокого канула в Лету - сегодня, увы, не время поющих поэтов. Но, кажется, вот-вот оживет его памятник на Ваганьково - и откроет нам Володя Высоцкий на сцене, в стихах и песнях еще одну тайну современного сумасшедшего Бытия...
26 января 1998г. ВР.
|