Высоцкий заменил мне отца
Ростовчанка Людмила Скворцова тридцать лет собирает материалы о знаменитом певце и артисте. В ее коллекции более двухсот редких фотографий
Высоцкий увлек Людмилу еще в школе. Девочка бережно вырезала из "Советского экрана" кадры из "Вертикали", "Опасных гастролей", "Арапа Петра Великого". "Это была не влюбленность, - полагает Людмила. - Просто я росла без отца, и Высоцкий стал символом мужественности, надежности, сильного плеча".
Он не мог умереть
Когда в 1980-м артист умер, Скворцова работала научным сотрудником в одном ростовском вузе, а по вечерам ходила в театральную студию. Сама собой родилась идея сделать вечер памяти Высоцкого. Люда перебрала вырезки из "Советского экрана", коротенькие заметки в "Советской культуре" и поняла - их слишком мало, чтобы рассказать об артисте что-то новое, глубокое.
А вскоре в Ростов приехал московский режиссер - снимать короткометражку, где в главной роли снимался Владимир Меньшов.
- Я вместе с другими студийцами пришла на массовку, а получила эпизодическую роль проводницы поезда. После съемок Меньшов попросил меня показать ему Ростов. Мы погуляли по городу, посидели в ресторанчике, и Владимир, узнав, что я ни разу не была в столице, воскликнул:
- Людочка, вы непременно должны побывать в Москве. Я вам лично устрою экскурсию. Обеспечу билетами в театр.
- И я решилась. Через месяц мы с подружкой отправились на встречу с режиссером. Поезд прибыл в пять часов утра. К родственнице ехать было еще рано, и мы пешком, с чемоданами, побрели на Ваганьковское кладбище. Увидев скромную могилку, на которую нам указали милиционеры, я тихо сказала подружке: "Высоцкий не умер". Мне по наивности казалось, что на могиле такого человека непременно должен был стоять грандиозный памятник. С кладбища я ушла счастливая.
Евтушенко и Окуджава
В Москве Людмила познакомилась с Петром Михайловичем Леоновым - интересным 30-летним мужчиной, завлитом театра на Таганке. Леонов показал девушкам фотографии с похорон, принес бобину с записью гражданской панихиды.
В тот год в театр на Таганке поклонники Высоцкого ходили табунами. "И все - "дай", "дай", - жаловался Петр, - а ты, Люда, спасибо, со своей информацией пришла". Девушка рассказала завлиту о выступлениях Высоцкого на ростовском заводе "Гранит", в городской СЭС... Любопытных фактов хватило бы на солидную брошюру.
В это время как раз заговорили о создании музея актера. В инициативную группу, которой выделили помещение в центральном комитете ВЛКСМ, включили и Людмилу Скворцову.
Правда, с Меньшовым девушка так и не встретилась. Позвонила ему, как и было договорено, и услышала гору извинений: "Ой, Людочка, сегодня на автомобиле в аварию попал, а завтра в Болгарию улетаю, вы на этот раз как-нибудь без меня. А в следующий раз обязательно устрою вам культурную программу".
К счастью, у Людмилы в столице уже появились новые знакомые. Петр Леонов отвел девушку к директору театра: "он сам из Ростова и обожает ростовчан". Директор на радостях подарил Людмиле две контрамарки на "Десять дней, которые потрясли мир" и пригласил на вечер памяти Высоцкого.
- Я стала частой гостьей столицы. Подруга могла позвонить и сказать, что всплыла неизвестная ранее запись песни Высоцкого. Я брала магнитофон, который по великому блату достала для меня мама, и утром вылетала в Москву, записывала песню, встречалась с друзьями, а вечером - назад в Ростов. В Таганке меня уже считали за свою. Даже легендарная бабушка-вахтерша, которая прославилась тем, что однажды не пропустила в театр самого Микояна. Леонов, решивший воссоздать хронологию жизни актера, раздал своим добровольным помощникам задания: мы должны были собрать воспоминания известных людей о Высоцком. Мне "достались" Евгения Абдулова (супруга актера Осипа Абдулова), Евтушенко, Окуджава. Кстати, Евтушенко признался мне в любви. Подарил свою книгу, которую очень трогательно подписал. Петя Леонов (он, видно, ревновал меня) рассердился и попросил никому ее не показывать. По крайней мере, пока не умрет Евтушенко.
На кого поэт положил глаз?
Про Ростов Людмила тоже не забыла. Вечер памяти Высоцкого все-таки состоялся. Потом был еще один. И еще.
- Я выступала в библиотеках, домах культуры, потом меня стали приглашать в другие города. Однажды в Новочеркасске ко мне подошел пожилой мужчина и ласково сказал: "Вы прямо как Арина Родионовна".
Сейчас впервые за тридцать лет Людмила организовала выставку фотографий Владимира Высоцкого. Почти все снимки уникальны. Вот Высоцкий на пробах к фильму "Земля Санникова" (вместо него Крестовского потом сыграл Олег Даль), вот на репетициях "Гамлета", "Емельяна Пугачева", Высоцкий в Париже, в гостях у Михаила Шемякина, Высоцкий с Мариной Влади. Есть и парадные портреты, как, например, фотографии Валерия Плотникова, снимавшего актеров для "Советского экрана", есть и любительские. Высоцкий в майке и джинсах, Влади в сарафане в горошек. Есть отдельный планшет на тему "Высоцкий в Ростове". Актера сняли во время отдыха на Левом берегу Дона в акваланге, возле костерка рядом с дамой, очень похожей на Марину Влади. Это точно не она. Марина никогда не приезжала в Ростов.
У Людмилы в коллекции есть отдельный цикл: Марина и Владимир.
- На фотографиях, где они вместе, у Высоцкого удивительно добрый взгляд, - подметила Людмила. - Хотя любил он, конечно, многих женщин. И они его любили. Когда встречаешься с огромным количеством людей, знавших Высоцкого, волей-неволей всплывают интимные подробности. Но об этом я не люблю рассказывать.
Изольда осталась в Ростове
С Мариной Влади Людмиле встретиться не довелось. Но с двумя предыдущими женами, Изольдой Извицкой и Людмилой, ростовчанка познакомилась довольно тесно.
- Изольда очень спокойно вспоминала Высоцкого, - рассказывает Скворцова. - Не то, что Люся, у той в голосе непременно присутствовал трагический надрыв. С Изольдой я случайно встретилась в театре на Таганке. У меня был день рождения и я привезла в литчасть пирог с капустой. Пригласили и Изольду, заглянувшую к Леонову по делам. Оказалось, что она тоже именинница. Актриса сбегала в магазин, принесла вкусный яблочный пирог. От Извицкой я узнала, что Высоцкий, закончив школу-студию МХАТ, едва не остался в Ростове. Сама Изольда некоторое время работала в ростовском театре им. Горького, Владимира готовы были взять в ТЮЗ.
- Все должно было решиться, когда Володя вместе с театром Пушкина, где он тогда играл, приехал в Ростов на гастроли, - вспоминала Извицкая. - Я пришла встречать его на вокзал. Все актеры вышли из поезда, а Володьки нет. Бегаю среди ребят, спрашиваю: "А мой где?" Они смеются: "Твой ехал на крыше вагона. Так ему захотелось". Мы гуляли по Ростову, дошли до Нахичевани и там смертельно разругались. Владимир твердо решил, что вернется в Москву.
Фотографии для Раневской
Выпрашивать фотографии у бывших жен Людмила не решилась. Много снимков Высоцкого ей надарили в театре на Таганке, другими делились такие же поклонники Высоцкого, как и она.
- В Москве жил собиратель творчества Высоцкого провизор Ведьмин, - рассказывает Людмила. - К тому же еще классный фотограф. У него были четыре любимые темы: Высоцкий, Таганка, Любимов и Соловки. Ведьмина без проблем пускали снимать театральные репетиции, премьеры. Мне он подарил целых семь фотографий, сделанных на спектакле "Добрый человек из Сезуана". Одну из них я подарила Фаине Раневской. К актрисе меня привел Петя Леонов. Ему было поручено отнести письмо, пришедшее в театр на имя Раневской. В подарок актрисе мы купили пучки редиски и петрушки (Раневкая была вегетарианкой) и цветок в горшке, так как она терпеть не могла срезанных цветов. Дверь нам открыл Сергей Юрский, предупредил, что только что привез актрису из больницы. Фаина Георгиевна очень плохо себя чувствовала, у нее мелко тряслись голова и руки, но она говорила, что мечтает еще играть в театре. Узнав, что я из Ростова, вдруг обняла меня: "Деточка, я же сама из Таганрога. Как там?" Леонов на прощание подарил Раневской фотографию Высоцкого. Фаина Георгиевна так трогательно обрадовалась: "Володенька!" Мне так ее стало жалко, что я вытащила свои сокровища, подаренные Ведьминым, и предложила Раневской выбрать снимки, которые ей понравятся.
У Скворцовой частенько просят продать из коллекции какие-то фото. Людмила разрешает бесплатно сделать с них ксерокопию, переснять, но продавать не продает. За каждой фотографией тянется целая цепочка дорогих воспоминаний.
"Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 05(321) от 02-02-2005
|