rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Высоцкий заменил мне отца

389Ростовчанка Людмила Скворцова тридцать лет собирает материалы о знаменитом певце и артисте. В ее коллекции более двухсот редких фотографий

Высоцкий увлек Людмилу еще в школе. Девочка бережно вырезала из "Советского экрана" кадры из "Вертикали", "Опасных гастролей", "Арапа Петра Великого". "Это была не влюбленность, - полагает Людмила. - Просто я росла без отца, и Высоцкий стал символом мужественности, надежности, сильного плеча".

Он не мог умереть

Когда в 1980-м артист умер, Скворцова работала научным сотрудником в одном ростовском вузе, а по вечерам ходила в театральную студию. Сама собой родилась идея сделать вечер памяти Высоцкого. Люда перебрала вырезки из "Советского экрана", коротенькие заметки в "Советской культуре" и поняла - их слишком мало, чтобы рассказать об артисте что-то новое, глубокое.

А вскоре в Ростов приехал московский режиссер - снимать короткометражку, где в главной роли снимался Владимир Меньшов.

- Я вместе с другими студийцами пришла на массовку, а получила эпизодическую роль проводницы поезда. После съемок Меньшов попросил меня показать ему Ростов. Мы погуляли по городу, посидели в ресторанчике, и Владимир, узнав, что я ни разу не была в столице, воскликнул:

- Людочка, вы непременно должны побывать в Москве. Я вам лично устрою экскурсию. Обеспечу билетами в театр.

- И я решилась. Через месяц мы с подружкой отправились на встречу с режиссером. Поезд прибыл в пять часов утра. К родственнице ехать было еще рано, и мы пешком, с чемоданами, побрели на Ваганьковское кладбище. Увидев скромную могилку, на которую нам указали милиционеры, я тихо сказала подружке: "Высоцкий не умер". Мне по наивности казалось, что на могиле такого человека непременно должен был стоять грандиозный памятник. С кладбища я ушла счастливая.

Евтушенко и Окуджава

В Москве Людмила познакомилась с Петром Михайловичем Леоновым - интересным 30-летним мужчиной, завлитом театра на Таганке. Леонов показал девушкам фотографии с похорон, принес бобину с записью гражданской панихиды.

В тот год в театр на Таганке поклонники Высоцкого ходили табунами. "И все - "дай", "дай", - жаловался Петр, - а ты, Люда, спасибо, со своей информацией пришла". Девушка рассказала завлиту о выступлениях Высоцкого на ростовском заводе "Гранит", в городской СЭС... Любопытных фактов хватило бы на солидную брошюру.

В это время как раз заговорили о создании музея актера. В инициативную группу, которой выделили помещение в центральном комитете ВЛКСМ, включили и Людмилу Скворцову.

Правда, с Меньшовым девушка так и не встретилась. Позвонила ему, как и было договорено, и услышала гору извинений: "Ой, Людочка, сегодня на автомобиле в аварию попал, а завтра в Болгарию улетаю, вы на этот раз как-нибудь без меня. А в следующий раз обязательно устрою вам культурную программу".

К счастью, у Людмилы в столице уже появились новые знакомые. Петр Леонов отвел девушку к директору театра: "он сам из Ростова и обожает ростовчан". Директор на радостях подарил Людмиле две контрамарки на "Десять дней, которые потрясли мир" и пригласил на вечер памяти Высоцкого.

- Я стала частой гостьей столицы. Подруга могла позвонить и сказать, что всплыла неизвестная ранее запись песни Высоцкого. Я брала магнитофон, который по великому блату достала для меня мама, и утром вылетала в Москву, записывала песню, встречалась с друзьями, а вечером - назад в Ростов. В Таганке меня уже считали за свою. Даже легендарная бабушка-вахтерша, которая прославилась тем, что однажды не пропустила в театр самого Микояна. Леонов, решивший воссоздать хронологию жизни актера, раздал своим добровольным помощникам задания: мы должны были собрать воспоминания известных людей о Высоцком. Мне "достались" Евгения Абдулова (супруга актера Осипа Абдулова), Евтушенко, Окуджава. Кстати, Евтушенко признался мне в любви. Подарил свою книгу, которую очень трогательно подписал. Петя Леонов (он, видно, ревновал меня) рассердился и попросил никому ее не показывать. По крайней мере, пока не умрет Евтушенко.

На кого поэт положил глаз?

Про Ростов Людмила тоже не забыла. Вечер памяти Высоцкого все-таки состоялся. Потом был еще один. И еще.

- Я выступала в библиотеках, домах культуры, потом меня стали приглашать в другие города. Однажды в Новочеркасске ко мне подошел пожилой мужчина и ласково сказал: "Вы прямо как Арина Родионовна".

Сейчас впервые за тридцать лет Людмила организовала выставку фотографий Владимира Высоцкого. Почти все снимки уникальны. Вот Высоцкий на пробах к фильму "Земля Санникова" (вместо него Крестовского потом сыграл Олег Даль), вот на репетициях "Гамлета", "Емельяна Пугачева", Высоцкий в Париже, в гостях у Михаила Шемякина, Высоцкий с Мариной Влади. Есть и парадные портреты, как, например, фотографии Валерия Плотникова, снимавшего актеров для "Советского экрана", есть и любительские. Высоцкий в майке и джинсах, Влади в сарафане в горошек. Есть отдельный планшет на тему "Высоцкий в Ростове". Актера сняли во время отдыха на Левом берегу Дона в акваланге, возле костерка рядом с дамой, очень похожей на Марину Влади. Это точно не она. Марина никогда не приезжала в Ростов.

У Людмилы в коллекции есть отдельный цикл: Марина и Владимир.

- На фотографиях, где они вместе, у Высоцкого удивительно добрый взгляд, - подметила Людмила. - Хотя любил он, конечно, многих женщин. И они его любили. Когда встречаешься с огромным количеством людей, знавших Высоцкого, волей-неволей всплывают интимные подробности. Но об этом я не люблю рассказывать.

Изольда осталась в Ростове

С Мариной Влади Людмиле встретиться не довелось. Но с двумя предыдущими женами, Изольдой Извицкой и Людмилой, ростовчанка познакомилась довольно тесно.

- Изольда очень спокойно вспоминала Высоцкого, - рассказывает Скворцова. - Не то, что Люся, у той в голосе непременно присутствовал трагический надрыв. С Изольдой я случайно встретилась в театре на Таганке. У меня был день рождения и я привезла в литчасть пирог с капустой. Пригласили и Изольду, заглянувшую к Леонову по делам. Оказалось, что она тоже именинница. Актриса сбегала в магазин, принесла вкусный яблочный пирог. От Извицкой я узнала, что Высоцкий, закончив школу-студию МХАТ, едва не остался в Ростове. Сама Изольда некоторое время работала в ростовском театре им. Горького, Владимира готовы были взять в ТЮЗ.

- Все должно было решиться, когда Володя вместе с театром Пушкина, где он тогда играл, приехал в Ростов на гастроли, - вспоминала Извицкая. - Я пришла встречать его на вокзал. Все актеры вышли из поезда, а Володьки нет. Бегаю среди ребят, спрашиваю: "А мой где?" Они смеются: "Твой ехал на крыше вагона. Так ему захотелось". Мы гуляли по Ростову, дошли до Нахичевани и там смертельно разругались. Владимир твердо решил, что вернется в Москву.

Фотографии для Раневской

Выпрашивать фотографии у бывших жен Людмила не решилась. Много снимков Высоцкого ей надарили в театре на Таганке, другими делились такие же поклонники Высоцкого, как и она.

- В Москве жил собиратель творчества Высоцкого провизор Ведьмин, - рассказывает Людмила. - К тому же еще классный фотограф. У него были четыре любимые темы: Высоцкий, Таганка, Любимов и Соловки. Ведьмина без проблем пускали снимать театральные репетиции, премьеры. Мне он подарил целых семь фотографий, сделанных на спектакле "Добрый человек из Сезуана". Одну из них я подарила Фаине Раневской. К актрисе меня привел Петя Леонов. Ему было поручено отнести письмо, пришедшее в театр на имя Раневской. В подарок актрисе мы купили пучки редиски и петрушки (Раневкая была вегетарианкой) и цветок в горшке, так как она терпеть не могла срезанных цветов. Дверь нам открыл Сергей Юрский, предупредил, что только что привез актрису из больницы. Фаина Георгиевна очень плохо себя чувствовала, у нее мелко тряслись голова и руки, но она говорила, что мечтает еще играть в театре. Узнав, что я из Ростова, вдруг обняла меня: "Деточка, я же сама из Таганрога. Как там?" Леонов на прощание подарил Раневской фотографию Высоцкого. Фаина Георгиевна так трогательно обрадовалась: "Володенька!" Мне так ее стало жалко, что я вытащила свои сокровища, подаренные Ведьминым, и предложила Раневской выбрать снимки, которые ей понравятся.

У Скворцовой частенько просят продать из коллекции какие-то фото. Людмила разрешает бесплатно сделать с них ксерокопию, переснять, но продавать не продает. За каждой фотографией тянется целая цепочка дорогих воспоминаний.

"Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 05(321) от 02-02-2005
.