rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Кто подарит Высоцкого городу?

25 января русскому поэту, барду и актёру Владимиру Высоцкому исполнилось бы 75 лет. С нашим городом его многое связывало. Ростовский краевед Леонид САНКИН несколько лет собирал документальные данные о приездах легендарного барда. В преддверии юбилея поэта он поделился самыми интересными историческими сведениями.

Такой молодой и влюблённый

394Есть письменные подтверждения тому, что в Ростове Владимир Высоцкий был минимум четыре раза. Впервые он оказался здесь в 1961 году. Царила весна, деревья хвастались свежей зеленью, лёгкий ветерок разносил по улицам головокружительный запах цветов, и ни о чём другом, кроме любви, не хотелось думать. Высоцкому исполнилось всего 23 года, и он с лёгкостью поддался атмосфере романтики. Тем более что приехал он к своей жене, Изольде.

Молодые люди познакомились в столице в школе-студии МХАТ. По окончании учёбы Изольда получила распределение в Ростов, где устроилась работать в театре Ленинского комсомола (ныне молодёжный). Поселилась в общежитии за театром (сейчас этого здания нет), там и жили с Высоцким во время его приезда. В книге воспоминаний актриса писала, как они любили, взявшись за руки, гулять по Пушкинской. Строили планы, мечтали, любовались красивой улицей. Тёплые чувства к первому мужу у Изольды остались на всю жизнь. Она единственная из его жён сохранила фамилию мужа и даже дала её впоследствии сыну, который был от другого спутника жизни.

Второй раз Владимир Высоцкий приехал в наш город летом того же года — вместе с труппой театра имени Пушкина, где он тогда работал. Гастроли проходили в окружном Доме офицеров. А также были выездные спектакли в Шахтах.

Когда тепловоз подъезжал к Ростову, Высоцкий влез на крышу вагона — тогда ещё не было наверху электрического напряжения, поэтому такой трюк можно было проделать без последствий. Изольда вспоминала: пришла встречать, а ей коллеги мужа говорят, мол, твой сидит на крыше. Его поступок она никак не объясняла. Возможно, ему захотелось побыть наедине со своими мыслями или просто кипела озорством горячая кровь. Жил он опять же с супругой, тогда как вся труппа проживала в гостинице «Московская».

Не сохранилось документальных впечатлений публики от актёра Высоцкого. Молодой артист играл в те годы во второстепенных ролях, интереса у публики они ещё не вызывали. Известно, что Высоцкий улетал из Ростова на съёмки фильма «713-й просит посадку». Именно на этом фильме он познакомился со своей второй женой, Людмилой Абрамовой, которая родила ему двоих сыновей, известных ныне деятелей кино — Аркадия и Никиту.

В ореоле запретности

В третий раз Владимир Семёнович оказался в Ростове спустя десять лет, в мае 1971 года. Это уже совершенно известный Высоцкий, которого многие знают, его песни распространились, он сыграл во многих картинах, и вокруг него ореол запретности. Прилетел в Ростов по приглашению тогдашнего первого секретаря Шахтинского горкома партии. Партийный деятель коллекционировал записи Высоцкого, был поклонником его творчества и мечтал лично познакомиться с живой легендой. Бард же воспользовался приглашением, так как хотел пообщаться с самым сильным человеком планеты — этот титул, как известно, получил шахтинец Василий Алексеев. Впоследствии Высоцкий посвятил олимпийцу «Песню о штангисте», а Алексеев оставил письменные воспоминания о встрече.

Сохранились и фотоснимки с той поездки. В самом Ростове бард почти не был. Его сразу отвезли на машине в Шахты. Там он отдыхал на Дону, катался на водных лыжах в компании, где был и донской писатель Пётр Лебеденко.

В московском музее имени барда хранится книга «Льды уходят в океан» с автографом от Лебеденко. Леонид Санкин лично видел её в экспозиции и читал надпись: «Большому поэту Владимиру Высоцкому». В то время о поэте Высоцком никто не говорил, и знаменательно, что донской писатель, которого коллеги часто обвиняли в ретроградстве, увидел в нём именно стихотворца.

Четвёртый, и последний, приезд Высоцкого в Ростов случился в 1975 году. Он же оказался и самым продолжительным, с 1 по 15 октября.

Это были знаменитые гастроли театра на Таганке в Ростове. Проходили в театре Горького, а жили актёры в гостинице «Интурист» (ныне «Дон-Плаза»). Высоцкий участвовал в постановках по книгам «10 дней, которые потрясли мир» Джона Рида и «Деревянные кони» Фёдора Абрамова. Играл вторые роли, тем не менее ажиотаж в городе в связи с его приездом был страшный. Достать билеты было невозможно, а попасть на спектакль, где играет Высоцкий, — тем более.

Попутно в разных ростовских учреждениях состоялось семь полуподпольных концертов. Первый — в районе Областной санэпидемстанции на 7-й линии, о чём свидетельствует установленная в 2001 году мемориальная доска. Организовал выступление заместитель главного врача городской санэпидемстанции Виталий Бермант совместно с сотрудником противочумной лаборатории Рудольфом Брудным. Песни барда с того концерта были записаны и потом распространялись среди поклонников творчества Владимира Семёновича. Есть и стенограмма с полной расшифровкой. Сейчас её несложно найти в интернете.

На следующий день Высоцкий с другими актёрами съездил на Дон, где варил уху, — сохранились любительские снимки. На них поэт запечатлён в больших чёрных очках и с повязками на запястьях. Руки травмировал на съёмках фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Высоцкий летал из Ростова в столицу и обратно, чтобы и в фильме успеть принять участие, и гастроли не прерывать.

Кроме санэпидемстанции, бард выступил в комбинате прикладного искусства на Вавилова, 54. (В 2000-х годах на здании установили памятную табличку об этом концерте.) Директор комбината Василий Гринченко с начальником цеха Андреем Багдасаровым предложили барду выбрать любые понравившиеся изделия. Высоцкому понравились три. Удивительно, но все они оказались авторства одного мастера. Узнав об этом, Высоцкий захотел лично с ним познакомиться и напросился в гости.

Ветеран Великой Отечественной войны Леонид Андреевич Шихачевский трудился не в цеху, а у себя дома на ул. Станиславского, 100, в небольшом полуподвальном помещении, где сейчас находится магазин стройматериалов «Домовой». Удивительно, но о легендарном барде он раньше не слышал. Поэт и художник друг другу понравились, и Шихачевский с удовольствием послушал «Погоню», «Случай на таможне», «Час зачатья я помню не точно» и другие песни в исполнении Высоцкого. Кто-то принёс магнитофон и записал знаменитый голос с хрипотцой. Домашняя запись потом разошлась по городу, сейчас она есть в Сети.

Было выступление и в керамическом цехе того же комбината — на ул. Школьной. Прошли концерты в спортзале завода «Гранит» на ул. Белорусской, 9, в электротехническом техникуме на 24-й линии, 2/5, на заводе «Ростсельмаш» и во втором отделении сборного концерта во Дворце спорта.

Эти концерты имели последствия. После гастролей руководителей семи предприятий, со слов Берманта, вызвали в обком партии. Все они получили взыскания, выговоры, а кого и уволили за самодеятельную организацию концертов. Потому что разрешён Высоцкий был только в Москве, в театре. На периферии же был под запретом.

Память в камне

395Ростов отметит юбилей Высоцкого закладкой камня с памятной табличкой на улице Пушкинской, у Дома кино. Некоторые СМИ сообщили, что якобы в этот день будет открыт памятник барду. Однако давняя мечта поклонников Владимира Семёновича пока далека от осуществления. Более трёх лет инициативная группа ростовчан собирает средства на создание и установку скульптурной композиции. Поэты и певцы проводят благотворительные вечера в парке Горького, на Пушкинской, в молодёжном театре. Благодаря их деятельности и неравнодушию горожан удалось собрать более 400 тысяч рублей — сумма эта в несколько раз меньше требуемой. Но даже не в недостатке средств кроется самая большая загвоздка. Конкурс на макет будущего памятника среди ростовских скульпторов, проведённый в городе несколько лет назад, показал: того Высоцкого, каким знают и любят его ростовчане, по их мнению, не получилось. Может, всё дело в том, что никто из авторов работ не был лично знаком с бардом?

Зато хорошо знал и любил Высоцкого, поддерживал его в трудные времена известный скульптор Зураб Церетели. У талантливого мастера много воспоминаний связано с бардом. И неудивительно, что скульптору захотелось запечатлеть образ друга. Скульптура получилась необычной, броской, запоминающейся. Она могла бы прекрасно вписаться в общий стиль улицы Пушкинской в Ростове. Но для этого нужно согласие Зураба Константиновича. С таким предложением к нему обратился в электронном письме Леонид Санкин. Но ответа пока не получил.

На снимках: Высоцкий в Ростове в 1975 году, уже в ореоле запретности;
этот памятник работы Зураба Церетели украсил бы нашу Пушкинскую
«Ростов официальный», № 4 (947) от 23.01.2013
.