rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Фронтовая дружба связала ростовчанина с отцом Высоцкого

397Жизнь и дела этого человека заслуживают того, чтобы его имя — Александр СВИЩЁВ — стало известно ростовчанам среди других достойнейших представителей поколения патриотов-освободителей. В его биографии много интереснейших моментов. К сожалению, перечислить большинство из них в формате одной полосы газеты просто невозможно, но всё же... Семья Александра Яковлевича хранит 15 его боевых наград, в том числе редкие — чешский крест и польскую медаль «Заслуженным на поле брани».

Спас монастырь

Впрочем, и современные ростовчане хорошо знают скульптуру, в появление которой вложил когда-то свои силы их земляк. Техник-строитель по специальности Свищёв участвовал в установке известной скульптурной композиции всеми любимого фонтана на Театральной площади. Он же устанавливал памятник Кирову.

Его дочь Людмила Александровна, которая принесла фотографии отца в редакцию, волнуясь, рассказала:

— Мой отец, коренной ростовчанин, был человеком такой доброты и нравственности, что до этой планки, на мой взгляд, не дотягивал ни один из знакомых мне мужчин. Война застала его на Украине в городе Белая Церковь, неподалёку от Киева, на военных сборах. Он стал сапёром. Что и говорить, профессия очень опасная. Воевал он и под Москвой. В начале войны, когда нашим приходилось отступать, при обороне столицы с отцом произошёл такой случай: его группе сапёров дали задание взрывать на своём пути все объекты, где потом могли бы фашисты устроить укрепления. В том числе требовалось взорвать башни великолепного комплекса Иосифо-Волоколамского монастыря, расположенного в 20-ти километрах от старинного города Волоколамска. Монастырь был построен ещё в ХVI веке, и отец прекрасно знал, какую архитектурную ценность представляют его искусно сделанные башенки. Другие постройки можно было позже восстановить, но древние башни... На свой страх и риск сапёры решили спасти памятник архитектуры. Они произвели сложнейшие расчёты, чтобы убрать всё внутри башен, не разрушая стены. И у них получилось! Конечно, отец очень рисковал, ведь ему могли приписать невыполнение приказа. Но, к счастью, всё обошлось.

В 2004 году Людмила Свищёва обратилась в монастырь и получила благословение архимандрита Феоктиста на приезд. Её встретили очень доброжелательно. Оказалось, что в монастыре знают историю о том, что во время войны монастырские башни сохранились благодаря мужеству и профессионализму сапёров. Они попросили оставить на память фотографии Александра Яковлевича, рассказав, что он стал хранителем их монастыря, и порадовались, что теперь наконец они будут знать в лицо этого человека.

«Крестница» Высоцкого

398Про фронтовую дружбу Александра Свищёва и Семёна Высоцкого, отца известного позже артиста и певца Владимира Высоцкого, мало кому известно, но она оказалась такой крепкой, что связала их на всю жизнь. У Людмилы Свищёвой хранится книга нашего земляка, генерала 4-й танковой армии Дмитрия Лелюшенко. Она называется: «Москва — Сталинград — Берлин — Прага. Записки командарма». Под его командованием и воевали два товарища. Их имена упомянуты на соседних страницах. Только Семён Высоцкий был гвардии майором полка связи, а гвардии подполковник Александр Свищёв руководил работой сапёров.

После Победы обоих оставили служить в городе Эберсвальде, под Берлином.

— Мама рассказывала, как они с женой дяди Семёна, Евгенией, после войны вместе добирались туда к мужьям. Было это непросто. Вот так и вышло, что я родилась в Германии. В моём свидетельстве о рождении значится город Берлин. В шутку меня называли «крестницей» дяди Сени, хотя, конечно, офицеры Красной Армии в те годы не могли себе позволить крестить ребёнка. Семён Владимирович был необыкновенным человеком. Мудрым, тёплым, проницательным. Кстати, Володя тоже какое-то время жил с ними в Германии, хотя тётя Женя приходилась ему мачехой. Но родная мать Володи хорошо понимала, что у отца условия жизни лучше, поэтому отправила сына к нему. Позже, когда мы вернулись на родину, наши родители продолжали дружить. Приезжая в Москву, мы всегда останавливались у Высоцких. Я хорошо помню, как они с женой приезжали к нам в Ростов в 1965 году. Были и другие встречи, последняя из которых состоялась в марте 1997 года. К сожалению, уже в июне Семёна Владимировича не стало, — вспоминает Людмила Александровна.

Александр Яковлевич войну закончил в звании подполковника. Служил в Минске, Ташкенте, Бобруйске... Но после ухода в запас в 1961 году хотел жить только в Ростове. Здесь, в институте «Ростовгражданпроект», он применил свой богатейший опыт. Возглавлял секцию ветеранов 4-й танковой армии.

Перебирая его орденские книжки, фотографии, дочь вспоминает о том, как преданно и трепетно отец любил родной город, как много интересного знал о его истории. Александр Свищёв ушёл из жизни в 1985 году. Достойный представитель несгибаемого поколения...

«Ростов официальный»,  № 15 (802) от 07.04.2010
.