Высоцкий в театре, кино и в жизни
22 января в 17:00 в галерее 2-го этажа Донской государственной публичной библиотеки (ул. Пушкинская, 175а) состоялось открытие фотовыставки «Ах, как тебе родиться подфартило», посвящённой 77-летию со дня рождения Владимира Высоцкого.
Все фотографии, представленные на выставке, — из частной коллекции Людмилы СКВОРЦОВОЙ, режиссёра ГТРК «Дон-ТР». Почти 30 лет она кропотливо и с любовью собирает всё, что относится к творчеству Высоцкого, и ежегодно организует фотовыставки, посвящённые памяти любимого поэта, барда, актёра. Эта выставка 13-я.
— Первую фотографию — это был портрет Владимира Семёновича — мне подарил в 1981 году завлит театра на Таганке, — рассказала автор. — С тех пор я и собираю его фотографии. Многие подарены, другие куплены, третьи обменены у коллекционеров.
На нынешней выставке представлено более 200 редких фотографий: «Высоцкий в образах своих героев на сцене и в кино»; «Высоцкий, встречающийся со зрителями»; «Высоцкий в кругу коллег и друзей»; «Высоцкий с Мариной Влади».
У каждого снимка своя история, но мне больше всего приглянулась фотосерия «Владимир Высоцкий в детстве». Ни одной из представленных фотографий ранее я не видела, как, впрочем, и не знала о том, каким Володя был ребёнком.
Вот одно из воспоминаний его мачехи Евгении Лихалатовой.
На углу Цветного бульвара
В конце сороковых она узнала, что Володю часто видят на углу Садово-Самотёчной и Цветного бульвара, где собирались инвалиды. Рядом торговали тогда вином на розлив и московскими булочками с вложенной внутрь котлетой. Здесь играли на деньги в верёвочку, напёрсток, карты...
Володю тянуло сюда. Здесь — сама история войны, правда, искалеченная, отголоски которой он прочувствовал, когда был в Германии. Отец воевал, но его не спросишь — он службу продолжал на Украине.
Сначала Володя больше слушал, потом стал что-то сочинять и рассказывать. Фронтовики, ставшие первыми зрителями, всегда ждали его, а уж он перед ними гримасничал, жестикулировал, а когда и приплясывал, каждый раз придумывая что-то новое. Получалось смешно, и от этого всем становилось легче.
Часто Евгения Степановна спешила сюда за Володей, а самодеятельный артист, скоморошничая, не замечал её. Случайно увидев, старался не обращать на неё внимания. Изредка повернётся, посмотрит в её сторону озорным, с хитрецой взглядом, махнёт рукой, как бы сказав: «Ну сейчас, чуть-чуть подожди», и продолжает своё действо. Только после того как он заканчивал спектакль, где сам был режиссёром и исполнителем, его можно было увести домой.
Инвалидам Володя нравился, и они каждый раз, провожая его, говорили Евгении Степановне: «Ты, сестричка, не забижай его. Хороший у тебя малец! Вырастет, ещё лучше будет!»
«Я проверял человека по отношению к Высоцкому»
На отдельной стене фото поклонников Высоцкого: вот ему устанавливают памятник, вот читают стихи, делятся воспоминаниями. А они у каждого свои. Ведь необязательно встречаться с Владимиром Семёновичем, чтобы сохранить воспоминания о нём. Послушал в сложный момент «ту самую» песню — что-то в тебе самом изменилось, перевернулось и осталось в памяти как печать благодарности: «Спасибо, Володя!».
Однако кому-то всё-таки удалось увидеть Высоцкого вживую. И пусть эти воспоминания не растиражированные, но очень настоящие. Вот одно из них, принадлежащее интернет-блогеру blog-vinokur:
«Все стены моей комнаты были обвешаны его фотографиями. Магнитофон «Нота» не знал других записей, только его песни. Я проверял человека по отношению к Высоцкому. Я знал наизусть все его стихи. Он умер в 1980-м. Я был в армии. Кто-то из штаба передал по связи: «Скажите Семёну, Высоцкий умер». Я не думал долго. Попросил пять дней отпуска. Сказал, умер брат. Меня не отпустили. Я решил бежать. Слава Богу, задержали ребята. А так бы я попал в самое страшное место на земле — в наш северный дисбат.
Высоцкого я видел три раза. Первый — на концерте. Я, восторженный, с дрожью в коленях, поднялся к кумиру в перерыве между песнями, чтобы подарить ему зажигалку. Знал, он их собирает. Он обнял меня и спросил: «Какую песню тебе спеть?» Я попросил: «Тот, который не стрелял». Он щёлкнул зажигалкой и запел.
Второй раз я подождал его у театра и подарил пачку заморского чая. Он меня вспомнил. И сделал мне контрамарку на «Гамлета». В третий раз я оказался в маленькой хрущёвской квартире на окраине Москвы, и он был там — пьяный, отрешённый, кричащий свои песни. Я помню, ещё с ужасом подумал: так он долго не выдержит... Потом я ушёл в армию. И он умер».
Многие фотографии выставляются в Ростове впервые. Вход на выставку свободный, все желающие могут увидеть их в часы работы библиотеки.
Фото Василия Редько и из частной коллекции Людмилы Скворцовой
«Ростов официальный», № 5 (1052) от 28.01.2015
|