rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

ПРОШЛА ЭПОХА ЧУГУННЫХ ВОЖДЕЙ. А ЧТО ПРИШЛО ВМЕСТО?..

В ВОСКРЕСЕНЬЕ ИСПОЛНИТСЯ 80 ЛЕТ СО ДНЯ ОПУБЛИКОВАНИЯ СОВЕТОМ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ ЗА ПОДПИСЬЮ В.И. ЛЕНИНА ДЕКРЕТА «О ПАМЯТНИКАХ РЕСПУБЛИКИ»

259В постреволюционной России начал претворяться ленинский план монументальной пропаганды.

Согласно новейшей идеологии допускалось не только создавать новые памятники, но и использовать старые. Самым первым примером (а от того особенно запомнившимся) может служить печальная судьба обелиска в петербургском Александровском саду, посвященного 300-летию династии Романовых. С него были стесаны имена русских царей. Вместо них вписаны фамилии деятелей международной революции.

Не избежали подобного сурового отношения и ростовские «цари» - Екатерина II (скульпторы - отец и сын Чижовы), Александр II (скульптор Микешин). Место императрицы занял погруженный в задумчивость автор «Капитала» Карл Маркс, а примерно в том же районе, где стоял прежде император, теперь ростовские власти собираются устанавливать скульптуру святого Димитрия Ростовского (Уж не в рамках ли все той же программы монументальной пропаганды?)

260Тогда же, в связи с принятием декрета «О памятниках республики», начали создаваться в стране и так называемые временные памятники. Опять же - вождям революции. К примеру, бюст Маркса в Москве. Заявив работу как фигуру-«времянку» большевики и вправду ее вскорости снесли.

Однако «бацилла» отношения к скульптуре, как к категории не вечной, но временной, которой можно распоряжаться согласно собственному усмотрению и разумению, занесена была уже в сознание советской  поросли скульпторов.

Дурную услугу российской скульптурной школе оказала и политизация творчества. Особенно катастрофично, пожалуй, она отразилась на ростовской монументалистике.

Ведь едва ли не за каждым ростовским памятником позднего советского периода тянется «шлейф» некоей неприглядной истории. Известно, что столичные искусствоведы, увидев ростовские «шедевры», отозвались о памятниках Ростова категорично: «Каменные гости!»

261К особо скандальным относится случай с ростовской «Тачанкой». Той самой, которую группа донских монументалистов просто напросто во многих деталях «передула» со скульптуры, что в украинской Каховке…

- Хотя к этому факту непосредственное отношение имеют лишь несколько человек, до сих пор ростовские скульпторы вспоминают о нем с сожалением.  В оправдание скажу лишь, что изменить ситуацию тогда мы не могли. Как ни старались. Слишком неравные были силы - заметил в беседе с корреспондентом «Beчернего Ростова» заведующий скульптурным отделением Ростовского художественного училища имени М. Грекова С.Н. Олешня. А потом он добавил:

- Несмотря на то, что мы, скульпторы, почти не получаем от ростовских властей крупных заказов, едва ли не каждый из нас ощущает сейчас в себе подъем творческих сил. Мы стали свободнее, раскованнее. В связи с этим позволю себе высказать убеждение: еще немного, и наступит в отечественной скульптуре эпоха ренессанса. Помяните мое слово!

Что ж, как говорится, поживем — увидим. Пока можно лишь выразить удовлетворение от того, что над нашими скульпторами теперь уже не довлеет пресловутый декрет «О памятниках республики». Не на пользу он им (да и всем нам) пошел. Что явно, то явно...   

10 апреля 1998г. ВР.
.