rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Православный психолог Дина Цимбаленко: «Обижаться на детей глупо»

318Главное для психолога — умение сопереживать. Когда психолог перестаёт воспринимать чужую проблему как свою, он перестаёт быть истинным психологом. Это правило как нельзя лучше пересекается с христианским «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Только возлюбив, приняв в душе другого, психолог может ему помочь.

А если другой — алкоголик, много лет измывавшийся над своей семьёй, или наркоман, вынесший из дома старушки последний телевизор? Как его возлюбить?

— Понять и принять, — объяснила мне психолог реабилитационного центра «Ростов без наркотиков» Дина Цимбаленко. — У меня не бывает такого, чтобы кто-то был мне неприятен. Я отношусь к этим ребятам как к своим детям. А обижаться на детей глупо.

Если не ты, то кто?

Так было не всегда. В реабилитационный центр Дину Каплановну привела судьба. Она руководила Центром реабилитации и коррекции для подростков и молодёжи, злоупотребляющих психоактивными веществами. Но в 2011 году психологам государственных центров предложили поработать с наркозависимыми. Дина Цимбаленко в такой роли себя не видела, однако пришлось...

— Первое занятие в Ростовской областной общественной организации «Ростов без наркотиков» не забуду никогда. В воскресной школе при храме преподобного Серафима Саровского собрались около 50 человек. Какие это были люди! Практически все имели на себе как бы печать душевной, а некоторые и физической травмы. Ранее я никогда не видела в одном месте столько людей с опустошённым взглядом. Буду честной, в голове моей билось одно слово: «поражённые».

У этого слова несколько значений. Одно из них подразумевает поражение, проигрыш в состязании с судьбой. И проигравшим жизненно необходима помощь. Наверное, только с таким толкованием можно было принять ситуацию.

— Мне казалось, что воздух в помещении густой, и с каждой минутой он становился всё тяжелее. Я представилась, объяснила, зачем мы здесь собрались. Начала задавать вопросы, а в ответ — тишина. Но не обычная, а настороженная. Кто-то отвечал, но ответы были формальные... Раньше ко мне на консультацию приходили семьи, они активно включались в работу, потому что им это было нужно. А тут пришла я. Они меня не звали, им ничего не нужно. А мне необходимо найти с этими людьми контакт. Сейчас я понимаю, что трудно было и потому, что это были мои первые групповые занятия с наркоманами и алкоголиками.

На следующей встрече ситуация усугубилась. Вернувшись домой, Дина легла в кровать, свернулась калачиком и так пролежала несколько часов. После глубоких размышлений приняла решение: уйти из центра. Убедил её пойти на третье занятие с реабилитантами муж: «Попробуй последний раз. У тебя получится. Если не ты, то кто?»

— И на удивление третье занятие прошло активно и позитивно. С тех пор я работаю. Иногда обращаюсь за помощью к коллегам. Руководитель общественной организации «Ростов без наркотиков» Станислав Горяинов мне тоже в вопросах общения с этими ребятами помогает, — делится Дина Цимбаленко. — Бывшие воспитанники, а также их родители после реабилитации поддерживают связь с центром. Но существенная часть, вернувшись к здоровой жизни, знать о себе не даёт. И это понятно: всё, что связано с тяжёлым прошлым, они вычёркивают.

Найти себя

— Наверное, перед вашими глазами проходят сотни судеб. И далеко не все наркоманы — выходцы из асоциальных семей. Немало из благополучных...

— Говоря о благополучии, надо иметь в виду не материальную сторону, а психологическую.

— Как проходят ваши занятия?

— Программа разбита на блоки. Первый блок включает занятия, направленные на сплочение; второй — на работу с целями; затем развитие навыков общения, работа с чувствами, телесным осознанием, самооценкой и образом «я», семейными посланиями и сценариями. А заканчивается программа восстановлением личностной психологической целостности и укреплением психологических границ. Как показывает практика, многие воспитанники плохо понимают, что с ними на самом деле происходило. Другие не могут выразить это. У нас была девушка, которая не смогла найти слов соболезнования бабушке, потерявшей близкого человека (при воспоминании об этом девушка каждый раз горько плакала и корила себя). В её «благополучной» семье такие слова просто не употребляли. На занятиях мы учимся разговаривать о своих чувствах, ставить цели и планировать будущее. Упражнение «Сценарий моей жизни» помогает сформировать цели, также выявить сильные и слабые стороны личности, предусмотреть возможные удачи и неудачи... Вопросов много. А основная задача — понять, кто ты и как тебе дальше жить.

— Есть те, кто не хотят проходить ваши тренинги?

— Редко. Мы никого не заставляем. Не хочешь участвовать в психотерапии, тебе дадут другое послушание: к примеру, работу в огороде. Со временем приходят сами. Вначале сидят, зажавшись в углу, потом постепенно расправляют плечи, раскрываются. Забавно, но факт: именно те, кто грубят и бунтуют против соблюдения правил, затем становятся хорошими наставниками для вновь поступивших, уважаемыми старшими братьями и сёстрами и по окончании реабилитации говорят слова благодарности.

Когда вера спасает

Зашла речь о семьях. Дина утверждает, что главная проблема семей, в которых появляются зависимости, – взаимоотношения между детьми и родителями, между отцом и мамой. Психолог рассказала, что с виду приятные люди порой истинной любви друг к другу не испытывают. За холодность и равнодушие у нас, к сожалению, не наказывают. Но если проблема выявлена, можно ли заставить (научить) людей полюбить друг друга?

— Здесь нам помогает молитва. Центр духовно окормляет протоиерей Иоанн Осяк — секретарь митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, — объяснила Дина Цимбаленко. — Находясь здесь, воспитанники и сотрудники молятся за родителей, за детей, об обращении заблудших, о прощении, заступлении и помощи. Эти молитвы помогают оттаять сердцу.

— Тогда, наверное, у вас есть примеры православных чудес?

— У любого верующего есть такие чудеса. К нам поступила девушка, которая употребляла соли. Они разрушительно действуют на сосуды. Так вот, после тренинга подходит она ко мне и просит помощи: боли мешают спать. У нас в реабилитационном центре всегда есть крещенская святая вода. Я посоветовала ей пропитать чистый платок крещенской водой и обтирать тело. Через некоторое время она пришла с благодарностью — святая вода ей помогла, боли прошли.

— Самовнушение?

— Как сказано в Евангелии, «вера твоя спасла тебя».

— То есть мысль о том, что определённая доля болезней связана с психосоматикой, вы разделяете?

— Да. Нужно верить в то, что всё получится. Помните притчу о том, как Иисус ходил по воде? И Пётр захотел. И пошёл. И шёл ровно до того момента, пока не усомнился в реальности происходящего. Вот не надо сомневаться.

Разговор опять вернулся к теме проблемных семей. Ну допустим, ты выяснил, что с ребёнком что-то не то (дневник его нашёл, таблетки в кармане, поведение странное, друзья с плохой репутацией и т. п.). Как не усугубить проблему? Ведь если ты с перепугу набросишься на ребёнка, он начнёт прятаться, избегать общения, врать в конце концов.

— Первое правило: успокоиться, — посоветовала Дина Цимбаленко. — А второе: не знаешь, как поступить, спроси у специалиста. В нашем городе существуют психологические центры, где вас анонимно проконсультируют. Почему, когда у нас болит тело, мы идём к доктору, а когда болит душа, держим в себе? Стеснение здесь неуместно, ведь родительская любовь проявляется именно в таких вещах. А любовь, как вы помните, — это и благополучие, и судьба...

Центры диагностики и консультирования в Ростове-на-Дону

• Октябрьский район (пр. Ленина, 44/2), тел. 245-52-23;

• Советский район (ул. 339-й Стрелковой дивизии, 17/3), тел. 225-07-52;

• Ворошиловский район (пр. Нагибина, 33), тел. 245-28-81;

• Первомайский район (ул. Металлургическая, 110), тел. 254-99-22;

• Железнодорожный район (ул. Профсоюзная, 47а), тел. 262-61-78.

• ГБОУ РО «Областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» (ул. Малюгиной, 214), тел.: 264-17-92, 251-14-10.

На снимке: Дину Цимбаленко в РООО «Ростов без наркотиков» называют православным психологом.
В её работе акцент делается на вере. А в общем, те же тренинги, те же тесты и психологическая диагностика.
Занятия адаптируются под проблемы подопечных
«Ростов официальный»,  № 29 (1076) от 15.07.2015
.