rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Истории исчезающего города

Город Ростов-на-Дону меняется, многое в нём исчезает. С этим ничего поделать нельзя. Стареют дома, растут подобия небоскрёбов. В моём дворе когда-то был детский бассейн, год спустя его сделали мусоркой, а теперь от него и следа не осталось, на его месте стоит чей-то зелёный гараж.

82На улице Ульяновской есть старообрядческая церковь, там меня крестили. Напротив неё хотят построить многоэтажный дом. Дом Врангеля тоже стал мусоркой. Только ростовские фотографы и художники успевают отобразить вехи истории. Смотришь на нарисованную улицу и понимаешь, что она уже перекочевала в сказочное пространство.

В Европе центры городов не трогают веками. Но мы не Европа, мы Азиопа, у нас центры пока трущобные и обрастающие новостроем. Набережные во всём мире почти всегда образцовые. Наша набережная в последнее время тоже превращается в нечто азиатски культурное. Если на месте многолетнего антисанитарного общественного туалета возник прекрасный отель — это замечательно. Есть ещё горе-место, где стоит мёртвый кинотеатр мёртвого стереокино... Трущобные улицы бывшей солдатской слободы тоже обрастают современными сорняками техногенности. Сегодня выходишь из многоэтажного здания рядом с Ворошиловским мостом и проходишь через старинный проходной двор. Здесь обитали художники, поэты и даже Горький, будучи портовым грузчиком, проживал.

Оксана Бегма — художник, который рисует улицы Ростова всю жизнь. Она многое может рассказать о них.

83— Я — художник, и могу, как человек и патриот своего города, только нарисовать то, чего завтра уже не станет. Простите за пафос. Я, конечно, понимаю, что сейчас деловым людям важнее всего деньги, а не история. Нет, я здравый человек, не буду кричать: «Давайте оставим всё как есть!». Облезлую старину... В идеале хотелось бы помечтать. Этот исторический кусочек от промзоны, от речки-Темернички до Ворошиловского моста, оставить в том виде, какой он есть, только отселить этих несчастных людей, которые живут там в нечеловеческих условиях. Сделать гостиницы, небольшие магазины, пешеходные бульвары. Наш центр совсем маленький. Не понимаю, чего в него так стремятся строители «нового мира»? Ну и осваивали бы другие места, земли вон сколько пустой...

Практически все мои работы, их около сотни, о Ростове. Но новостройки не пишу. Я выросла в новостройках на Зорге, рядом с кинотеатром «Плевен». А бабушка моя жила на Пушкинской, возле кинотеатра «Россия». И каждая поездка в старый город в детстве расценивалась как нечто торжественное. Было ведь строгое разделение. Район, где живёшь, и центр города — что-то волшебное. Вот понаставят в центре кубов и он станет просто районом, как Северный. Исчезнет волшебство.

В этом районе живут коренные ростовчане, хранят вековые традиции. Там жил художник Владимир Пантелеевич Буримов — дворянин, акварелист. Его дочка — первая жена Дмитрия Харатьяна. Он прошёл войну, рассказывал замечательные истории, может быть и мифические, конечно. Например, как разбогател Парамонов. Говорили, он плыл по Дону с сыновьями и зацепился за что-то. Вытащили это, а там бочка с драгоценностями.

«Ростов официальный»,  № 4 (739) от 21.01.2009
.