rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Историю – на сувениры

Проблемы сохранения исторического наследия обсуждались на пресс-конференции, проведённой на минувшей неделе министерством культуры РО совместно с донскими археологами.

Причины непростой ситуации, сложившейся в этой области, объясняются недостатком финансирования и недоработкой законодательства. Для того, чтобы беречь памятники истории, нужно по крайней мере знать, сколько их. Однако, по словам заместителя министра культуры Валерия Геласа, последний мониторинг проводился в 1995 году. С тех пор федеральных средств на эти цели не поступало. Конечно, при острой необходимости (а такая уже назрела), деньги могла бы выделить область, но загвоздка заключается в том, что по закону, тратить на мониторинг можно только федеральные средства, так как большинство памятников, в том числе все археологические, имеет федеральное значение.

В самом Ростове преобладают памятники архитектуры, имеющие региональное значение, поэтому проблема стоит не так остро, как в области. Тем не менее, бурное ростовское  строительство имеет свои минусы. Дело в том, что по закону, если строители натыкаются на древнее захоронение, исследовать находку им приходится за свой счёт. Дело это недешёвое, поэтому в большинстве случаев строительная организация просто бросает всё и уходит с места, а повреждённый памятник остаётся на произвол судьбы. Иногда самые интересные находки попросту втихую разбирают на сувениры, а то, что могло бы привлечь профессионального археолога, но не представляет видимой ценности для обывателя — выбрасывают, после чего, как ни в чём ни бывало, продолжают работы.

Нехорошо, конечно, но с другой стороны, как убедить рядового застройщика в том, что именно он должен за свой счёт спасать культурное наследие родины?

По словам председателя Ростовского отделения общества охраны памятников Александра Кожина, такой проблемы нет в Европе, потому что все подобные исследования финансирует специальная организация при ЮНЭСКО. У нас пока выход один — поставить строителей в такие условия, при которых им было бы понятно, что проще оплатить предварительное исследование и обойти по возможности все поселения и захоронения, чем платить миллионы за проведение масштабных археологических работ. 

Особое огорчение у Александра Кожина вызывают улица Пушкинская и Покровский сквер.

— Нынешний генплан предусматривает охранные зоны на территории города, но беда в том, что охранять почти нечего. На Пушкинской уже стоят небоскрёбы, а исследованы совсем небольшие участки. При строительстве дома на углу Пушкинской и Университетского нашли пороховые бочонки и… разобрали на сувениры. Но в большинстве случаев о находках и вовсе умалчивается.

Ещё одна проблема — так называемые «чёрные археологи». Вред от них зачастую не меньший, чем от нерадивых застройщиков, а повлиять на ситуацию так же сложно.

— Поймать их за руку практически нереально, — говорит Александр Кожин, — в диком поле человек с металлоискателем неуловим. «Чёрных копателей» можно задержать только на продаже. Далеко ходить не надо — в Доме офицеров есть антикварный магазинчик, где продают всё — от древних кремневых орудий труда до немецких касок. Понятно, что горшок, которому 8 тысяч лет просто так не найдёшь, человек, который его принёс, вёл раскопки. Причём, такой магазин не один в городе. Правоохранительные органы о них знают, но сделать ничего не могут. Незаконные раскопки запрещены, а вот продавать старинные вещи, получается, можно.

Как и когда будет найдено решение всех этих важных для сохранения культурного наследи вопросов — пока не известно. Их обсуждение на федеральном уровне ведётся уже не один год и уже само рискует превратиться в своеобразную окаменелость.

27 июня 2007г., РО.
.