Между руинами и новоделом
В годы войны в Ростове погибли сотни старинных зданий. Но то была война…
А что потерял исторический облик города в последнее время?
С этим вопросом мы обратились к одному из авторитетных специалистов в области сохранения памятников архитектуры Любови ВОЛОШИНОВОЙ, реставратору, старшему специалисту института «Спецпроектреставрация».
Памятник исчез. Никто и не заметил
— Подсчитывать потери можно бесконечно, — говорит Любовь Феоктистовна. — От особняка барона Врангеля на Газетном остались только стены. В аварийном состоянии пустующий Театр музкомедии. Погибает университетская библиотека. Во время реконструкции Пушкинской снята кованая ажурная ограда перед Музеем изобразительных искусств. На набережной разрушены Парамоновские склады, уничтожен Выставочный зал Союза художников и т. д.
— Получается, что на глазах у ростовчан гибнут памятники архитектуры и никто не заступается…
— Заступаться должно Министерство культуры РО. При нём создана Государственная инспекция по охране памятников истории и культуры, которая в январе реорганизована в ГУ «Донское наследие». Оно выявляет памятники, следит за их сохранностью… И должно призывать нарушителей к ответственности. Однако в Ростове за уничтожение памятников архитектуры ещё никто не был наказан.
По закону, если есть вновь выявленный памятник, он уже подлежит охране. Но видите, что получается на самом деле: выставочный зал на набережной исчез и никто не заметил… Так же погибают другие старинные здания.
— Есть ли у нас примеры бережного отношения к памятникам архитектуры?
— Есть. Здание «АльфаБанка» на Ворошиловском или дом Черновой на пересечении Б. Садовой и Халтуринского. Или другой пример. Пару лет назад на углу Серафимовича и Семашко крупные предприниматели хотели снести старинное здание, в котором до революции жил городской попечитель и меценат Пилипенко. Этот дом был в списке вновь выявленных памятников. И жильцы дома вместе с владельцами тамошних магазинчиков отстояли своё здание. Больше года они ходили по инстанциям и судам, доказывая, что это памятник, который охраняется государством. И отстояли. Министерство культуры оставалось в стороне от проблемы. Значит, судьба старинных зданий не столько в руках «Донского наследия», сколько в руках частников и коммерческих структур.
В Ростове нет исторической охранной зоны
— В большинстве старинных российских городов утверждены зоны охраны исторического центра, внутри которых новое строительство должно вестись предельно осторожно, с соблюдением особых условий. У нас же исторический центр активно застраивается…
— Действительно, это беда для Ростова. Застройка идёт активная. Даже ремонт старинных зданий, и тот ведётся варварскими методами. Соорудят нелепую мансарду, уничтожат лепные украшения — и всё сходит с рук!
Сейчас обсуждается Генеральный план Ростова. Пока питерские архитекторы создавали этот план, список памятников архитектуры ростовчане поменяли трижды. В итоге получилось, что генплан разработан с учётом сокращённого списка.
Если план будет принят в таком виде, окажется под угрозой ещё около 100 исторических зданий, представляющих художественную ценность.
Когда-то здесь устраивали балы… А теперь ломают по частям
У нас на глазах гибнут памятники архитектуры. Это факт. Аргументы к нему — отбитая лепнина, покосившиеся стены, трещины между перекрытиями…
В 1914 году донской меценат Николай Парамонов построил для супруги особняк…
На фото — здание, известное как университетская библиотека. До революции тут устраивали балы, на его парадных лестницах ставились спектакли. В Гражданскую войну семья Парамонова эмигрировала из России. А опустевший особняк то и дело менял хозяев. Здесь располагались и революционные комитеты, и краеведческий музей, и институт переливания крови. В конце 1940-х его отдали университетской библиотеке. В войну здание чудом уцелело. Варварство началось уже в мирное время, когда в 1971 году была уничтожена ажурная кованая ограда со стороны Пушкинской. Затем в Парамоновском саду установили гаражи, вырубили деревья. В последние годы соседняя стройка с тыльной части особняка уничтожила старинный фонтан, от забитых свай в библиотеке образовались новые трещины…
Разбитый шедевр Померанцева
Это первый доходный многоэтажный дом, с которого началось в 1880-е годы каменное строительство на Большой Садовой.
Возводил здание торговый дом «С. Генч-Оглуев и И. Шапошников», его владельцы и пригласили знаменитого столичного зодчего Александра Померанцева (в числе его работ — здание ГУМа на Красной площади в Москве). Строительство ростовского здания было завершено в 1883 году в пышном лепном наряде.
Никаких попыток начать серьёзную реставрацию сегодня нет.
Трещины в стенах особенно ясно обозначились в конце 1990-х, когда два отопительных сезона здание пребывало без тепла. Утрачен ряд самобытных деталей фасада, а уцелевший декор осыпается на головы прохожих.
АиФ на Дону, выпуск 11 (671) от 14 марта 2007 г.
|