rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Между руинами и новоделом

В годы войны в Ростове погибли сотни старинных зданий. Но то была война…

А что потерял исторический облик города в последнее время?

С этим вопросом мы обратились к одному из авторитетных специалистов в области сохранения памятников архитектуры Любови ВОЛОШИНОВОЙ, реставратору, старшему специалисту института «Спецпроектреставрация».

Памятник исчез. Никто и не заметил

— Подсчитывать потери можно бесконечно, — говорит Любовь Феоктистовна. — От особняка барона Врангеля на Газетном остались только стены. В аварийном состоянии пустующий Театр музкомедии. Погибает университетская библиотека. Во время реконструкции Пушкинской снята кованая ажурная ограда перед Музеем изобразительных искусств. На набережной разрушены Парамоновские склады, уничтожен Выставочный зал Союза художников и т. д. 

Получается, что на глазах у ростовчан гибнут памятники архитектуры и никто не заступается…

— Заступаться должно Министерство культуры РО. При нём создана Государственная инспекция по охране памятников истории и культуры, которая в январе реорганизована в ГУ «Донское наследие». Оно выявляет памятники, следит за их сохранностью… И должно призывать нарушителей к ответственности. Однако в Ростове за уничтожение памятников архитектуры ещё никто не был наказан.

По закону, если есть вновь выявленный памятник, он уже подлежит охране. Но видите, что получается на самом деле: выставочный зал на набережной исчез и никто не заметил… Так же погибают другие старинные здания.

Есть ли у нас примеры бережного отношения к памятникам архитектуры?

— Есть. Здание «АльфаБанка» на Ворошиловском или дом Черновой на пересечении Б. Садовой и Халтуринского. Или другой пример. Пару лет назад на углу Серафимовича и Семашко крупные предприниматели хотели снести старинное здание, в котором до революции жил городской попечитель и меценат Пилипенко. Этот дом был в списке вновь выявленных памятников. И жильцы дома вместе с владельцами тамошних магазинчиков отстояли своё здание. Больше года они ходили по инстанциям и судам, доказывая, что это памятник, который охраняется государством. И отстояли. Министерство культуры оставалось в стороне от проблемы. Значит, судьба старинных зданий не столько в руках «Донского наследия», сколько в руках частников и коммерческих структур.

В Ростове нет исторической охранной зоны

В большинстве старинных российских городов утверждены зоны охраны исторического центра, внутри которых новое строительство должно вестись предельно осторожно, с соблюдением особых условий. У нас же исторический центр активно застраивается…

— Действительно, это беда для Ростова. Застройка идёт активная. Даже ремонт старинных зданий, и тот ведётся варварскими методами. Соорудят нелепую мансарду, уничтожат лепные украшения — и всё сходит с рук!

Сейчас обсуждается Генеральный план Ростова. Пока питерские архитекторы создавали этот план, список памятников архитектуры ростовчане поменяли трижды. В итоге получилось, что генплан разработан с учётом сокращённого списка.

Если план будет принят в таком виде, окажется под угрозой ещё около 100 исторических зданий, представляющих художественную ценность.

Когда-то здесь устраивали балы… А теперь ломают по частям

У нас на глазах гибнут памятники архитектуры. Это факт. Аргументы к нему — отбитая лепнина, покосившиеся стены, трещины между перекрытиями…

108В 1914 году донской меценат Николай Парамонов построил для супруги особняк…

На фото — здание, известное как университетская библиотека. До революции тут устраивали балы, на его парадных лестницах ставились спектакли. В Гражданскую войну семья Парамонова эмигрировала из России. А опустевший особняк то и дело менял хозяев. Здесь располагались и революционные комитеты, и краеведческий музей, и институт переливания крови. В конце 1940-х его отдали университетской библиотеке. В войну здание чудом уцелело. Варварство началось уже в мирное время, когда в 1971 году была уничтожена ажурная кованая ограда со стороны Пушкинской. Затем в Парамоновском саду установили гаражи, вырубили деревья. В последние годы соседняя стройка с тыльной части особняка уничтожила старинный фонтан, от забитых свай в библиотеке образовались новые трещины…

Разбитый шедевр Померанцева

Это первый доходный многоэтажный дом, с которого началось в 1880-е годы каменное строительство на Большой Садовой.

Возводил здание торговый дом «С. Генч-Оглуев и И. Шапошников», его владельцы и пригласили знаменитого столичного зодчего Александра Померанцева (в числе его работ — здание ГУМа на Красной площади в Москве). Строительство ростовского здания было завершено в 1883 году в пышном лепном наряде.

Никаких попыток начать серьёзную реставрацию сегодня нет.

Трещины в стенах особенно ясно обозначились в конце 1990-х, когда два отопительных сезона здание пребывало без тепла. Утрачен ряд самобытных деталей фасада, а уцелевший декор осыпается на головы прохожих.

АиФ на Дону, выпуск 11 (671) от 14 марта 2007 г.
.