rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Сколько стоит вид из окна?

Утверждение «Ростов — город контрастов» в последнее время находит всё больше доказательств. Два шага с кипучей и блестящей Большой Садовой в неприметную дверь у входа в шикарный магазин, и ты на грязной облезлой лестнице с сырыми разводами на стенах. Лифт, естественно, не работает. Набравшись сил и терпения, карабкаешься мимо заколоченных дверей бывших коммуналок на верхний этаж, а там очередная метаморфоза. Зал с низко свисающей, по венецианской моде, люстрой, искусственный огонь в камине...

115Но главное, ради чего мы совершили этот марш-бросок, ещё впереди. Являющаяся продолжением квартиры просторная веранда, с которой открывается чудный вид на крыши ростовского центра. Не только самые крутые магазины и офисы, но и все властные структуры — обладминистрация, полпредство президента, мэрия и городская Дума — в зоне шаговой доступности и прекрасного обзора.

Пентхаус за бесценок

Рассказывают, что в описанном нашим земляком Юрием Трифоновым знаменитом «Доме на набережной» квартиры, выходящие окнами на Москву-реку и Кремль, оцениваются сегодня вдвое дороже, чем равные по площади, но смотрящие на двор. Хотя в обоих случаях речь идёт о весьма крупных суммах: мало того, что это административный и исторический центр столицы, так ещё и сам дом имеет внушительную родословную.

А вот за ростовский «пентхаус» на крыше здания по Б. Садовой, 94, потенциальные покупатели готовы выложить не больше 2,9 млн рублей. На стандартную «двушку» где-нибудь на Северном или Темернике хватит. Надо, верно, учитывать и неработающий лифт, и отсутствие воды, которая вместо того, чтобы подниматься на верхний этаж, заливает подвал. Так что вот уже два месяца хозяева этих апартаментов вынуждены экономить каждый глоток воды, а для еды использовать одноразовую посуду.

У всего этого имеется богатая предыстория. Встречавшая нас на крыше гостеприимная хозяйка г-жа Кириллова приобрела во второй половине 90-х не пентхаус, а обыкновенный замусоренный чердак. И постепенно, шаг за шагом, начав с ремонта кровли, довела общую площадь своего жилища до 190 кв. метров, на что, по её словам, имеются все разрешительные документы и согласования. Так что предлагаемые ей сейчас 2,9 млн рублей и впрямь выглядят смехотворной суммой.

Но и покупателей-инвесторов можно понять. Вообще-то отметивший вековой юбилей дом по Б. Садовой, 94, из-за своего отвратительного технического состояния уже был несколько лет назад приговорён к сносу. Но в ХХI веке к отцам города, наконец-то, пришло понимание того, что историческими постройками нельзя разбрасываться. И мэр подписывает другое постановление — о реконструкции здания. Естественно, денег на эту многомиллионную работу в муниципальной казне не было и не могло быть. Единственное, что мог предпринять город — это «эвакуировать» расположенную в нижней части здания библиотеку им. Горького, предоставив ей площадь в самом начале Б. Садовой. И хотя злые языки поговаривают, будто книги отсюда вывозились навалом в «КамАЗах», библиотека, как бы там ни было, продолжает работать в новых стенах.

С приходом инвестора удалось расселить и большинство коммунальных квартир, обитатели которых без особых колебаний согласились перебраться в комфортабельное жильё. Бывшими коммуналками теперь владеет физическое лицо г-жа Татьяна Погиба (кстати, такую же фамилию носит руководитель одной известной в городе строительной компании). Вот только как начинать долгожданную реконструкцию, если внизу расположился модный магазин, а на крыше держит оборону несговорчивая Кириллова?

Похоже, точку в этой истории может поставить только суд. Но в любом случае какая-то из сторон наверняка почувствует себя ущемлённой. И весьма вероятно, что ею окажется семейство Кирилловой, которое возьмут «не мытьём, так катанием». Жить в полузаброшенном доме — небольшое удовольствие. Недавно, например, несколько пожарных машин боролись со вспыхнувшим в подъезде, будто бы по вине бомжей, огнём... Впрочем, собравшихся на крыше журналистов ведущих ростовских СМИ интересовала не только эта, как может показаться, частная ситуация. За нею — проблема, касающаяся всего без исключения городского сообщества.

Престиж времени

Ушли в прошлое суматошные 90-е годы, когда многие горожане попросту боролись за выживание. Сегодня, как постоянно подчёркивают представители муниципальных властей, их задача — повышение качества жизни. И дом на Б. Садовой, 94, как и другие ещё сохранившиеся в центре исторические особняки, даёт практическое представление о том, каким когда-то был и может быть качественный ростовский быт. «Коммунальный рай» нанёс архитектуре и бытовому укладу Ростова больше ущерба, чем все прокатившиеся через город войны. Новоявленные квартиросъёмщики, не мудрствуя лукаво, избавлялись от «излишеств» в виде тех же каминов или настенной лепнины, использовали непривычно высокое подпотолочное пространство для устройства хозяйственных антресолей. А то, что сделала со своим жилищем семья Кирилловых, можно считать исключением из правил, попыткой «грести против течения», за что ей низкий поклон. Но терпение и средства у них на исходе. А состоятельные горожане до последнего времени предпочитали не связываться со «стариной», а вкладывать капиталы в новое строительство, где средства дадут гарантированную отдачу.

Хотя вопрос это дискуссионный. Организатор встречи, официально именуемой совместным заседанием отделения ВООПИиК, ассоциации «Граждане Ростова» и попечительского совета по сохранению памятников монументального искусства и достопримечательных мест города, Александр Кожин и пришедшие вместе с ним известные архитекторы, считают, что город уже «объелся современными офисными постройками». Указывая, в частности, на невостребованные помещения в сданном недавно помпезном многоэтажном «Купеческом дворе». Ну, с этим-то можно поспорить. Дело, на наш взгляд, не в избытке в городе офисов, а в соотношении: цена — качество и престижность здания.

А вот в престижности новоделы действительно проигрывают уютным историческим особнякам. И чем больше последних пойдёт под нож бульдозера, тем выше вырастет их ценность. Короче, как гласит поговорка: «Что имеем не храним, потерявши, плачем»...

К этой проблеме «РО» обращается регулярно. В частности, были публикации о недавно истекшем сроке действия моратория на новое строительство в центре города. Но искусственное «консервирование» старину не спасает, что подтверждает и нынешнее состояние здания по Б. Садовой, 94, в последний момент защищённого от сноса, но продолжающегося разрушаться.

Мораторий, таким образом, себя исчерпал, но борьба за сохранение присущего Ростову силуэта и органичной городской среды продолжается. В частности, приняты нормативные акты, ограничивающие этажность новой застройки в историческом «сердце» города.

Вложения в старину

И тут возникает интересный вопрос. Коль скоро ваять безликие коммерческие многоэтажки в этом районе более непозволительно, а 3-4-этажные новоделы, пусть даже стилизованные под здания ХIХ — начала ХХ века, всё равно будут заведомо уступать в цене оригиналам, то не стоит ли признать наиболее выгодными и перспективными вложения в старину?!

Разумеется, это пока больше теоретический тезис. А подтвердится ли он на практике, будет зависеть и от сметливости представителей бизнеса и от способности властей проводить политику, направленную на полноценную реконструкцию исторического жилого фонда и учитывающую интересы как инвесторов, имеющих право рассчитывать на определённые налоговые преференции, так и доморощенных энтузиастов вроде семейства Кирилловых. В частности, при выкупе ставящихся на реконструкцию зданий вряд ли справедливо по одной мерке оценивать квадратные метры в доведённых до свинского состояния коммуналках и в квартирах, где живут настоящие хозяева. Отсутствие лифта и воды, конечно, не украшает их быт. Но Кирилловых надо благодарить уже за то, что они наглядно продемонстрировали возможности старых ростовских крыш и чердаков.

И, конечно, важно, чтобы в центре города справляли новоселье не только офисы и торговые центры, но и жильцы. Старый купеческий Ростов никогда не был подобием некоего вымирающего по вечерам Сити, жизнь бурлила здесь круглые сутки.

Сегодня на вопрос, каким требованиям должно удовлетворять удобное и престижное жильё, каждый состоятельный горожанин ищет ответ самостоятельно. Одни закупают «про запас» целые этажи в элитных, только по рекламе, многоэтажках, другим услужливые архитекторы проектируют псевдозамки с рыцарскими башенками и т. п. китч. Хотя вот они, эмоционально воскликнул на встрече архитектор Александр Стадник, буквально в двух шагах от нас образцы действительно качественного, испытанного временем на прочность жилья — с высокими потолками, толстыми, не пропускающими ни холод, ни жару стенами, и, на что ещё раз хочется обратить внимание, с удивительным видом из окон. Сегодня их можно ещё «потрогать руками» и даже продлить им жизнь, но может статься, что завтра эту красоту ни купить, ни увидеть не удастся уже ни за какие деньги.

«Ростов официальный», № 14 (697) от 02.04.2008
.