rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Уходящая красота

118Узоры кованых оград и ворот, лестничных ограждений и ограждений балконов всегда притягивали к себе внимание. Почему же сегодня мы так часто расстаёмся с ними, предпочитая новёхонький ширпотреб или обычные металлические пруты, подпирающие те же перила, вместо того, чтобы обладать неповторимым произведением искусства, так украшающим наш быт?..

Как уже догадался внимательный читатель, речь пойдёт о тех произведениях декоративного искусства из металла, которые сопутствуют архитектуре, служат ей, придавая каждому зданию, улице, площади или району дополнительную выразительность и неповторимую индивидуальность.

Кузнечное ремесло на Дону процветало, как и прочие ремёсла, практически во все времена. Поэтому появление на улицах быстро развивающегося на рубеже ХIХ и ХХ веков Ростова в немалом количестве кованых решёток, оград, ворот было предопределено. Даже Великая Отечественная война, во время которой Ростов пережил несколько штурмов, превративших исторический центр в развалины, не смогла уничтожить это «металлическое кружево». Металл, как ему и положено, оказался долговечнее каменных стен, сурово насупленных атлантов и белоглазых герм, украшавших фасады купеческих особняков и доходных домов. Случалось даже, что ограждения из разрушенного дома перекочёвывали в дом современной постройки. И сегодня в Халтуринском переулке можно видеть ограждения на балконах домов вполне современного вида, явно взятые у их предшественников.

Впрочем, помимо красоты, радующей взгляд в эпоху всеобщей глобализации, зачастую те же козырьки над парадными входами и ворота несут вполне определённую информацию о своих прежних владельцах. Так, самому «пожилому» ростовскому навесу над входом в дом в 2008-м исполнится 133 года: его можно обнаружить в одном из дворов по проспекту Соколова. 1870, 1900, 1904 — все эти даты на козырьках говорят о времени появления на свет их и, зачастую, самого дома.

119Такую же информацию порой несут и ворота, искусные узоры которых до сих пор притягивают взгляд. Пройдитесь по тому же Братскому переулку и в одном из полотен, кажется, навсегда закрытых ворот постарайтесь увидеть «вписанную» в узор дату — 1894. Дай бог, чтобы эти ворота подольше не только охраняли вход во двор, но и продолжали сохранять тот неповторимый колорит, который так свойственен старым ростовским переулкам.

Но мы — на юге, а потому во всё ещё сохранившихся, но пребывающих в жалком состоянии металлических оградах балконов, лестниц и парапетов можно увидеть не только многочисленные растительные орнаменты (кисти винограда на козырьках скорее правило, чем исключение), но и... стрекозу. Она ещё жива, эта решётка балкона дома на углу проспекта Семашко и улицы Шаумяна, но, судя по всему, осталось существовать ей совсем недолго.

Проходя по улице Станиславского, обратите внимание на тот из домов, который имеет номер 100. Все балконные ограждения на фасаде, как под копирку, словно из 60-х годов ХХ века — времени минимализма. А дом-то — памятник не только истории, о чём свидетельствуют памятные доски у входа, но и архитектуры начала ХХ века. Но один балкон на его фасаде всё-таки отличается от этих безликих близнецов-братьев рисунком решётки: шестипалые листья по центру изящно откинулись в стороны друг от друга, а изогнутые линии, образующие рисунок, так гармонируют с ещё не утраченными лепными украшениями под карнизом. Решётке удалось уцелеть, рассказали женщины, торгующие у входа дома, так как её хозяйка не дала заменить это прекрасное балконное ограждение в период всеобщей «смены вех», когда домоуправление резво меняло отжившую, как казалось, старину на нечто новое.

Но это ещё что! К сожалению, исчезла решётчатая дверь, украшавшая вход в дом по Большой Садовой, 23. Ростовчане помнят это здание по существовавшему здесь когда-то магазину «Аккорд». Кованую дверь попросту убрали, заменив безликой «сейфовой». А разве нельзя было восстановить полотно этого входного ограждения, которое вполне смогло бы также охранять дом ещё много лет?! Появилось такое же «сейфовое ограждение», закрывающее дверь с великолепной решёткой на Пушкинской, 75. Сменили изящную ограду бывшего особняка Домбровского (ныне — Ростовский областной музей изобразительных искусств) на нечто более унылое. Но поговаривают, что сотрудники музея не дали увезти фрагменты прежней решётки и спрятали её в подвале здания. 120Сколько лет она будет ждать своей реставрации?! Впрочем, внутри особняка сохранилось лестничное ограждение, до сих пор радующее посетителей музея. Сохранились оригинальные ограждения во многих других домах исторического центра Ростова, бывших в своё время доходными, потом разделивших участь коммунального жилья, а теперь влачащих жалкое существование под названием «ветхого жилого фонда».

Они, конечно же, подвергаются атакам застройщиков, стремящихся выкупить в центре города все возможные и невозможные для возведения многоэтажек участки земли, несмотря на существующие здесь памятники. Но даже если даются обещания, разрушив здание, возвести на его место новое с точно таким же фасадом (во всяком случае, так собираются поступить с разобранным памятником эпохи модерн на углу Ворошиловского проспекта и улицы Серафимовича), то где гарантия, что мы вновь увидим металлическое кружево его лестничных ограждений?..

В эпоху всеобщей унификации город стремительно теряет своё удивительное многообразие. Сегодня популярны разговоры о возрождении индустрии туризма. Но что Ростов предъявит приезжим — многоэтажный «бидон» на том же Ворошиловском проспекте, комплекс «имени 11 сентября», то есть две башни-близнеца «Купеческого двора» по улице Серафимовича, подавляющие здание библиотеки ЮФУ (кто ещё на юге России имеет такой образец архитектуры неоклассицизма?!) «лысые» многоэтажки? Или уничтоженную в эпоху битвы с заборами великолепную решётку бывшего Коммерческого сада (Первомайского парка, грозящего из-за угрозы застройки также кануть в вечность)...

«Ростов официальный», № 3 (686) от 16.01.2008
.