rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Архитектор на все времена…

10— Расскажите, как вы подсели на Эберга, — спрашиваю ростовчанку Елену Петровну Игнатову, а она в ответ смеется: «Точно сказано — подсела». И вполне серьезно признается, что Эберг изменил всю ее жизнь…

«Судьба благоволила…»

Началось, рассказывает, с того, что увидела на каком-то сайте фотографии старого Ростова и поразилась: улицы вроде бы знакомые, а дома не те. Очень красивые. Тогда и открыла для себя имя архитектора, по чьим проектам они строились. Леонид Федорович Эберг, в 1911 году приехавший в Ростов после окончания Московской академии зодчества, назначенный здесь на должность начальника городских построек. Красивый внешне, умеющий ладить с людьми, очень одаренный, с массой задумок, идей…

11Судьба ему явно благоволила, особенно — в творческом плане,— делится своими выводами Елена Петровна. — Когда у кого-то что-то не ладилось, приглашали Эберга — как третейского судью, и он разрешал все сложные ситуации.

Это и в самом деле удивительно: за короткий срок (до начала первой мировой войны) Леонид Эберг успел построить в Ростове массу красивейших зданий. А потом и при новой власти продолжал активно строить. Некоторые его дома и поныне сохранились, продолжают оставаться гордостью донской столицы. Вот они, эберговские черты.

…Здание городского УВД на Буденновском, 46; библиотека ЮФУ — бывший парамоновский особняк; через квартал — Дом общественных собраний (раньше тут находилось донское отделение Союза писателей); дом на Большой Садовой с магазином «Донская чаша» на первом этаже; Лендворец…

12А еще — дома трамвайщиков на Пушкинской (в районе Крепостного и Нахичеванского): с эркерами, внутренними двориками. Здание проектного института в самом начале нечетной стороны Буденновского, чудом уцелевшее во время бомбежек, тогда как находящийся напротив очень красивый эберговский дом сгорел. Так же, как и находившийся на пересечении Буденновского и Красноармейской (там сейчас бизнес-центр «Гедон») двухэтажный особняк, еще одно эберговское творение — остались только фотографии…

Елена Петровна массу времени проводит в госархиве, выясняя историю сохранившихся и исчезнувших эберговских строений, по отрывочным документам, справкам определяя, что с ними происходило.

Красивейшее здание на Буденновском, 46, нынешнее городское УВД — живая история, что только с ним ни происходило. По легенде, когда Эберг его достраивал, заказчик купец Чириков вдруг заявил ему: хочу, чтоб тут были колонны. На возражения архитектора, что здание, мол, спроектировано в стиле Ренессанса, купец ответил прямо чисто «по-нашенски», в духе сегодняшних аргументов: «А платит кто: я или Ренессанс?» В итоге на здании появились полуколонны, но, по общему мнению, выглядят они очень красиво, органично — вписались. А после революции под что только этот эберговский дом не использовался. Тут разместились конторы и конторки - типа описанных Ильфом и Петровым. И однажды в этом доме случился пожар. По какой причине —история умалчивает: не исключено, кто-то хотел какие-то следы замести. Позднее после сильного ливня с градом обвалилась сгоревшая крыша: Елена Петровна нашла в госархиве документы на этот счет. «Бесценное здание некоторое время, получается, вообще оставалось бесхозным? —задается она вопросом. И сама же отвечает: - Не исключено». Но в конце концов этот дом восстановили, прежний облик в целом сохранен, однако выложенная на самом верху дата создания — 1914», год начала войны — оказалась утрачена…

Искала и нашла

13Елена Петровна рассказывает об Эберге как о живом человеке. О том, до чего он был обаятельный, как его любили женщины и как сам он умел любить. Есть легенда, что спроектированный им Дом актера на улице Горького (это сейчас он выглядит удручающе, а когда-то имел весьма презентабельный вид), в чьем облике, если смотреть сверху, видна буква «З», причем не простенькая, а со всеми «старорежимными» завитушками, по слухам, посвящен актрисе Зинаиде Зорич, с которой у Эберга, вероятно, был роман. Та потом перебралась в Москву, а Леонид Федорович все время оставался в Ростове. До самой своей кончины в 1954 году.

— Мне очень хотелось найти его могилу, — говорит Елена Петровна. — Но никто не знал ее местонахождения. Было известно, что он похоронен на Братском кладбище, в 4-м квартале. Я этот квартал исходила вдоль и поперек, и ни разу ничего похожего мне на глаза не попадалось.

И все-таки нашла. Поскольку краевед по призванию и фанатик Ростова, ее все время тянет заглянуть в зазеркалье прошлого. А в тот день летом прошлого года Елена Петровна оказалась на Братском кладбище совсем по другому поводу: собиралась найти здесь памятник погибшим при пожаре на крупяном заводе в 1930 году (в память была названа улица 7 февраля). Разыскала, постояла возле него, сфотографировала. И вдруг, повернув голову, увидела в выгоревших травяных зарослях облупленную табличку со словами: «Архитектор Эберг Леонид Федорович». Резной крест еле виден. И это место было на таком отшибе…

14— Вот смотрите, — показывает снимки, — как запущенно все выглядело тогда. А это — теперешний вид.

Елена самостоятельно привела могилу в порядок, почистила крест, покрасила его, заказала новую табличку и установила впереди старой (ту не трогала, она должна оставаться как раритет), посадила цветы и разбила клумбу, обложив ее камнями. Сейчас могила ухоженная, видно, что похороненного здесь человека помнят…

А Елена волнуется: теперь надо перерегистрировать захоронение, чтобы его не снесли. Но как это сделать?

— Очень просто, — ответил Игорь Александрович Усиков, заместитель директора МКУ СГК (муниципального казенного учреждения «Служба городских кладбищ»), когда я обратилась к нему с тем же вопросом. — Надо прийти к нам на Ларина, 24/1 и написать заявление на имя директора И. Запорожченко. Указать, что захоронение архитектора Эберга было найдено краеведом таким-то по собственной инициативе, подзахоронений в нем не планируется, ну и т.д. В любом случае, если возникнут какие-то затруднения, пусть обращаются ко мне – я теперь в курсе.

А еще Елена и ее единомышленники в соцсетях стали собирать деньги на памятник Эбергу: «Человек ведь столько сделал для города, он как никто этого достоин». Создано общество почитателей творчества архитектора Л.Ф. Эберга. Если хотите связаться с ним, вот контактный телефон – 8-919-893-63-07.

P.S. Сын Леонида Федоровича — Лев Леонидович — тоже был архитектором. Но творил в другую эпоху, здания у него были другими. Так, по его проекту был построен кинотеатр «Россия», от которого теперь, увы, осталась только наружная стена. Дом с гастрономом напротив театра Горького, здание «Донэнерго» — тоже его. Гостиницу «Ростов» после войны они с отцом восстанавливали вместе. Где он похоронен (вроде бы на Северном кладбище), точно никто не знает. Неизвестно также, остались ли у этой замечательной семьи потомки. Видимо, нет. Но это уже совсем другая история...

Кравченко Л.
НВ №191 от 30 Мая 2014 г.
.