rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Женский монастырь

      0125 февраля 2000 года, согласно православному календарю, - празд­ник Иверской иконы Божией Матери. Это престольный праздник Свято-Иверского женского монастыря - един­ственного в нашем городе.

    Накануне архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеймон читал акафист (хвалебное церковное песно­пение) Пресвятой Богородице в честь чудотворной иконы Иверской. Ее список (копия) в этом году был доставлен в Свято-Иверский монастырь из Греции...

«ЖИТИЕ СВЯТЫХ ЧИТАТЬ НЕКОГДА»

     Новая жизнь в монастыре на­чалась не так давно - еще и десяти лет не прошло. Сегодня здесь обитают 17 монахинь и по­слушниц. Самой младшей 23 го­да, старшей - 85. О своей пре­жней мирской жизни они стара­ются забыть. Хотя сделать это совсем непросто.

     Когда в начале XX века был ос­нован Троице-Алексеевский мона­стырь (так раньше назывался Свято-Иверский), это было уединен­ное место. Сегодня обитель со всех сторон окружена городом. Из окон келейного корпуса прекрас­но видны многоэтажки Северного жилого массива, за окнами кото­рых бурлит другая жизнь.

     Впрочем, в монастыре жизнь тоже не останавливается. Только здесь она другая, для большин­ства из нас загадочная и непо­стижимая...

    Ох, и наивны те, кто мечтает однажды бросить все, сбежать в монастырь и там, наконец-то, от­дохнуть: ни тебе беготни по го­роду, ни каждодневной думы о хлебе насущном!

     Мучиться мыслями о том, как накормить себя и семью, конеч­но, не придется. А вот сидеть це­лыми днями сложа руки в мона­стыре никто не позволит. Подъем в половине шестого утра, затем - утреннее монашеское правило (молитва) и целый день как бел­ка в колесе.

   «Работы столько, что нам даже житие святых читать некогда», - поделилась настоятельница Свято-Иверского монастыря игуменья Рахиль.

     Главная забота монахинь и по­слушниц - храм Иверской иконы Божией Матери. Каждый день в нем ведутся службы. И всегда в храме должен быть порядок (за всем следят церковницы, свечницы, алтарницы). То же самое касается келейного корпуса - не­большого двухэтажного здания, напоминающего одновременно об­щежитие и солдатскую казарму.

      В кельях смотреть особо не на что. Две кровати, две тумбочки, шкаф, два святых уголка - вот и все убранство. Ничего лишнего в келье быть не должно. Книги до­зволены только на религиозные темы.

    Вопрос про радио и телевизор игуменьей был встречен удивлен­но: "Зачем они тут? На двух сту­льях сразу не усидишь. Надо вы­бирать - мирской жизнью жить или здесь оставаться».

       02Пока мы с матушкой Рахилью разговаривали, одна из молодых инокинь (монахинь) возилась со стряпней. Только не с ватрушка­ми и кренделями, а с просфо­рой - маленькими округлыми хлебцами из дрожжевого теста, которые нужны для выполнения обряда причащения.

      Пекут просфоры в двух боль­ших, как в какой-нибудь столо­вой, электропечах. Готовые булоч­ки складывают на стол и накры­вают чистыми полотенцами. Как только запас заканчивается, сно­ва ставят тесто.

Любая работа, которую выпол­няют монахини и послушницы, называется послушанием. Будь то пение в церковном клиросе, про­дажа свечек и иконок в храме или уход за скотиной. Главное в любом послушании - это... послу­шание. Истинная монахиня вы­полнит работу именно так, как ей указано. Проявление творческой инициативы и имение своей точ­ки зрения не приветствуются. В этом монастырь сродни армии, в которой, как известно, командир всегда прав.

    - Если монахиня или послуш­ница хочет все делать по-своему, значит, она не до конца смирила свою волю, - объяснила матушка Рахиль. - А без самоотвержения в монастыре делать нечего.

     Человек, который не в силах наступить на горло собственной песне, в обители вряд ли при­живется. С ослушниками игуме­нья беседует по душам, иногда наказывает. Наказание - это, на­пример, перевод на другое послушание. Ясное дело, самым трудным среди насельниц (так называют тех, кто живет в мона­стыре) считается работа скотни­цы (в монастыре держат коров).

    Если ни разговоры, ни наказа­ние не возымеют действия и «от­сечь волю» так и не удается, с человеком придется расстаться.

«БОЛЬНЫМ НА ГОЛОВУ»  В МОНАСТЫРЕ НЕ МЕСТО

   Впрочем, большинство уходят сами - еще до пострига. Преж­де чем стать монахиней и дать обеты нестяжания, девства и по­слушания, кандидатка три года ходит в послушницах. Если чело­век попал в монастырь случайно, он успеет за это время опомнить­ся и вернуться в мир.

    03У игуменьи Рахили очень про­ницательный взгляд. Когда она на вас смотрит, кажется, что читает все потаенные мысли. А иначе и быть не может. Скажем, всякую женщину, желающую обосновать­ся в монастыре, матушка должна понять: зачем она пришла, что обрести надеется.

    Послушницей может стать не любая. В Свято-Иверский монас­тырь не принимают слишком ста­рых и немощных - за ними про­сто некому будет ухаживать, а также, как выразилась матушка Рахиль, «больных на голову».

     Не принято принимать в мона­стырь женщину, состоящую в вен­чанном в церкви браке, если ее решению противится муж. Ма­ленькие дети - это тоже серьез­ное препятствие.

   - Если у женщины есть дети, она прежде всего обязана выпол­нить материнский долг - воспитатьсвоих чад, - объяснила на­стоятельница. - Очень часто люди приходят к нам потому, что им негде жить и нечего есть. На­кормить мы можем, но, наевшись, человек должен уйти. Монастырь - это не решение житейских проблем.

    Не задерживаются здесь и те, кто просто пытается залечить ду­шевные раны. Когда время прой­дет и обиды забудутся, снова за­хочется вернуться к жизни, не ог­раниченной кельей и монастырс­ким двором (выходить за преде­лы обители можно, только выпол­няя послушание, а также в неко­торых исключительных случаях, да и то - с позволения игуменьи).

ЗАЧЕМ МОНАСТЫРЮ ОГОРОД ГОРОДИТЬ?

Главный источник существова­ния монастыря - подаяние. Те, кто живет в миру, обычно с го­товностью откликаются на прось­бу помочь, кто чем может. Скажем, не было еще случая, чтобы какое-нибудьсельхозпредприятиеотказалось выделить для монастырских буренок сено. Еду приносят прихожане - например, на помин души усопшего родствен­ника.

    Кормит насельниц и храм. Продажа церковной утвари, вы­полнение обрядов - все это приносит деньги. Пусть неболь­шие, но на удовлетворение пер­вейших нужд хватает. А больше монахиням и не положено. Еды и одежды они должны иметь ровно столько, сколько необходимо для поддержания жизни.

    Огородничеством монахини то­же занимаются. Каждую весну в низине разбивают грядки и выса­живают овощи. Затем старатель­но за огородом ухаживают - по­ливают да сорную траву выпа­лывают. А вот урожаю радоваться пока не приходилось. И не пото­му, что руки у сестер не из того места растут. Просто каждый раз находятся желающие воспользо­ваться чужими трудами «на дар­мовщинку»: не успеют овощи тол­ком вызреть, а их уже нет.

      Даст Бог, в этом году все бу­дет иначе. В монастыре сейчас большая стройка - возводится за­бор. По словам игуменьи Рахи­ли, средства на него выделил го­род. Матушка лично встречалась с мэром Ростова М.А. Черныше­вым и попросила о помощи.

А пока забора нет, храм Иверской иконы Божией Матери и стоящий рядышком с ним келей­ный корпус кажутся какими-то не­прикаянными, сиротливыми. Даже не верится, чтокогда-то здесьбыли крепкое хозяйство,богатейший сад...

     Возможно, со временем многое вернется - ведь и сегодня уже немало сделано: восстанов­лен храм, обустраивается подво­рье. Перед входом в церковь даже тротуарную плитку уложили. А вот наполнится ли монастырь людьми - трудно сказать.

       - Мало сегодня желающих в монастырь идти, - посетовала матушка Рахиль. - Так что места свободные у нас есть.

 

 

ИВЕРСКАЯ БОГОМАТЕРЬ ВЫЗЫВАЕТ УМИЛЕНИЕ

      Сегодня Русская Православная Церковь празднует день Иверской иконы Божьей матери, символизирующей чистоту и святость.

     Чудотворная икона явилась верующим в IX веке на горе Афон, а в 1648 году, при царе Алексее Михайловиче, была перевезена в Россию. Это была любимая икона святого старца Серафима Саровского (перед ней он и умер). В Ростове в честь почитаемой верующими иконы построен Иверский женский монастырь, а в Ро­стовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы есть копия этой иконы, названная «Умиление». У нее девушки про­сят себе суженого и возлагают цветы.

 26 октября 1999г., «Вечерний Ростов».

 

.