Женский монастырь
25 февраля 2000 года, согласно православному календарю, - праздник Иверской иконы Божией Матери. Это престольный праздник Свято-Иверского женского монастыря - единственного в нашем городе.
Накануне архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеймон читал акафист (хвалебное церковное песнопение) Пресвятой Богородице в честь чудотворной иконы Иверской. Ее список (копия) в этом году был доставлен в Свято-Иверский монастырь из Греции...
«ЖИТИЕ СВЯТЫХ ЧИТАТЬ НЕКОГДА»
Новая жизнь в монастыре началась не так давно - еще и десяти лет не прошло. Сегодня здесь обитают 17 монахинь и послушниц. Самой младшей 23 года, старшей - 85. О своей прежней мирской жизни они стараются забыть. Хотя сделать это совсем непросто.
Когда в начале XX века был основан Троице-Алексеевский монастырь (так раньше назывался Свято-Иверский), это было уединенное место. Сегодня обитель со всех сторон окружена городом. Из окон келейного корпуса прекрасно видны многоэтажки Северного жилого массива, за окнами которых бурлит другая жизнь.
Впрочем, в монастыре жизнь тоже не останавливается. Только здесь она другая, для большинства из нас загадочная и непостижимая...
Ох, и наивны те, кто мечтает однажды бросить все, сбежать в монастырь и там, наконец-то, отдохнуть: ни тебе беготни по городу, ни каждодневной думы о хлебе насущном!
Мучиться мыслями о том, как накормить себя и семью, конечно, не придется. А вот сидеть целыми днями сложа руки в монастыре никто не позволит. Подъем в половине шестого утра, затем - утреннее монашеское правило (молитва) и целый день как белка в колесе.
«Работы столько, что нам даже житие святых читать некогда», - поделилась настоятельница Свято-Иверского монастыря игуменья Рахиль.
Главная забота монахинь и послушниц - храм Иверской иконы Божией Матери. Каждый день в нем ведутся службы. И всегда в храме должен быть порядок (за всем следят церковницы, свечницы, алтарницы). То же самое касается келейного корпуса - небольшого двухэтажного здания, напоминающего одновременно общежитие и солдатскую казарму.
В кельях смотреть особо не на что. Две кровати, две тумбочки, шкаф, два святых уголка - вот и все убранство. Ничего лишнего в келье быть не должно. Книги дозволены только на религиозные темы.
Вопрос про радио и телевизор игуменьей был встречен удивленно: "Зачем они тут? На двух стульях сразу не усидишь. Надо выбирать - мирской жизнью жить или здесь оставаться».
Пока мы с матушкой Рахилью разговаривали, одна из молодых инокинь (монахинь) возилась со стряпней. Только не с ватрушками и кренделями, а с просфорой - маленькими округлыми хлебцами из дрожжевого теста, которые нужны для выполнения обряда причащения.
Пекут просфоры в двух больших, как в какой-нибудь столовой, электропечах. Готовые булочки складывают на стол и накрывают чистыми полотенцами. Как только запас заканчивается, снова ставят тесто.
Любая работа, которую выполняют монахини и послушницы, называется послушанием. Будь то пение в церковном клиросе, продажа свечек и иконок в храме или уход за скотиной. Главное в любом послушании - это... послушание. Истинная монахиня выполнит работу именно так, как ей указано. Проявление творческой инициативы и имение своей точки зрения не приветствуются. В этом монастырь сродни армии, в которой, как известно, командир всегда прав.
- Если монахиня или послушница хочет все делать по-своему, значит, она не до конца смирила свою волю, - объяснила матушка Рахиль. - А без самоотвержения в монастыре делать нечего.
Человек, который не в силах наступить на горло собственной песне, в обители вряд ли приживется. С ослушниками игуменья беседует по душам, иногда наказывает. Наказание - это, например, перевод на другое послушание. Ясное дело, самым трудным среди насельниц (так называют тех, кто живет в монастыре) считается работа скотницы (в монастыре держат коров).
Если ни разговоры, ни наказание не возымеют действия и «отсечь волю» так и не удается, с человеком придется расстаться.
«БОЛЬНЫМ НА ГОЛОВУ» В МОНАСТЫРЕ НЕ МЕСТО
Впрочем, большинство уходят сами - еще до пострига. Прежде чем стать монахиней и дать обеты нестяжания, девства и послушания, кандидатка три года ходит в послушницах. Если человек попал в монастырь случайно, он успеет за это время опомниться и вернуться в мир.
У игуменьи Рахили очень проницательный взгляд. Когда она на вас смотрит, кажется, что читает все потаенные мысли. А иначе и быть не может. Скажем, всякую женщину, желающую обосноваться в монастыре, матушка должна понять: зачем она пришла, что обрести надеется.
Послушницей может стать не любая. В Свято-Иверский монастырь не принимают слишком старых и немощных - за ними просто некому будет ухаживать, а также, как выразилась матушка Рахиль, «больных на голову».
Не принято принимать в монастырь женщину, состоящую в венчанном в церкви браке, если ее решению противится муж. Маленькие дети - это тоже серьезное препятствие.
- Если у женщины есть дети, она прежде всего обязана выполнить материнский долг - воспитатьсвоих чад, - объяснила настоятельница. - Очень часто люди приходят к нам потому, что им негде жить и нечего есть. Накормить мы можем, но, наевшись, человек должен уйти. Монастырь - это не решение житейских проблем.
Не задерживаются здесь и те, кто просто пытается залечить душевные раны. Когда время пройдет и обиды забудутся, снова захочется вернуться к жизни, не ограниченной кельей и монастырским двором (выходить за пределы обители можно, только выполняя послушание, а также в некоторых исключительных случаях, да и то - с позволения игуменьи).
ЗАЧЕМ МОНАСТЫРЮ ОГОРОД ГОРОДИТЬ?
Главный источник существования монастыря - подаяние. Те, кто живет в миру, обычно с готовностью откликаются на просьбу помочь, кто чем может. Скажем, не было еще случая, чтобы какое-нибудьсельхозпредприятиеотказалось выделить для монастырских буренок сено. Еду приносят прихожане - например, на помин души усопшего родственника.
Кормит насельниц и храм. Продажа церковной утвари, выполнение обрядов - все это приносит деньги. Пусть небольшие, но на удовлетворение первейших нужд хватает. А больше монахиням и не положено. Еды и одежды они должны иметь ровно столько, сколько необходимо для поддержания жизни.
Огородничеством монахини тоже занимаются. Каждую весну в низине разбивают грядки и высаживают овощи. Затем старательно за огородом ухаживают - поливают да сорную траву выпалывают. А вот урожаю радоваться пока не приходилось. И не потому, что руки у сестер не из того места растут. Просто каждый раз находятся желающие воспользоваться чужими трудами «на дармовщинку»: не успеют овощи толком вызреть, а их уже нет.
Даст Бог, в этом году все будет иначе. В монастыре сейчас большая стройка - возводится забор. По словам игуменьи Рахили, средства на него выделил город. Матушка лично встречалась с мэром Ростова М.А. Чернышевым и попросила о помощи.
А пока забора нет, храм Иверской иконы Божией Матери и стоящий рядышком с ним келейный корпус кажутся какими-то неприкаянными, сиротливыми. Даже не верится, чтокогда-то здесьбыли крепкое хозяйство,богатейший сад...
Возможно, со временем многое вернется - ведь и сегодня уже немало сделано: восстановлен храм, обустраивается подворье. Перед входом в церковь даже тротуарную плитку уложили. А вот наполнится ли монастырь людьми - трудно сказать.
- Мало сегодня желающих в монастырь идти, - посетовала матушка Рахиль. - Так что места свободные у нас есть.
ИВЕРСКАЯ БОГОМАТЕРЬ ВЫЗЫВАЕТ УМИЛЕНИЕ
Сегодня Русская Православная Церковь празднует день Иверской иконы Божьей матери, символизирующей чистоту и святость.
Чудотворная икона явилась верующим в IX веке на горе Афон, а в 1648 году, при царе Алексее Михайловиче, была перевезена в Россию. Это была любимая икона святого старца Серафима Саровского (перед ней он и умер). В Ростове в честь почитаемой верующими иконы построен Иверский женский монастырь, а в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы есть копия этой иконы, названная «Умиление». У нее девушки просят себе суженого и возлагают цветы.
26 октября 1999г., «Вечерний Ростов».
|