rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Уничтожение мирного населения Ростова-на-Дону в период немецкой оккупации

456Мемориал жертвам фашизма в Змиевской балке

Немного арифметики. Согласно переписи населения 1939 года в Ростове проживало 510 212 человек населения. 27 039 человек (т.е 5.3%) населения указали в качестве национальности «еврей». Летом 1941 года, за счет притока беженцев из западных районов страны, количество евреев в Ростове увеличилось до 50-60 тыс. человек. В ходе организованной эвакуации в начале осени 1941 года, Ростов покинуло 100-150 тыс. человек, среди них евреи составляли 5-7%. Чуть меньшее количество беженцев (50-100 тыс. чел) покинули Ростов неорганизованно, если предположить, что процент евреев среди них был такой же, как и среди централизованно эвакуированных, то к моменту первой немецкой оккупации в Ростове должно было остаться примерно 35-40 тыс. евреев. В ноябре 1941 года немецкое командование оценивало численность населения Ростова примерно в 200 - 300 тыс. человек, из них 50 тыс. евреев.

Ростов был захвачен немцами 21 ноября 1941 года. Еще до захвата Ростова немецкой армией, войска маршала Тимошенко нанесли немцам встречный контрудар. Наступление развивалось успешно, и дабы избежать окружения немецкая армия 28 ноября оставила Ростов и отступила в сторону Таганрога, заняв позиции на реке Миус в 60 километрах от Ростова. Примечательно, что за неделю первой оккупации, немцы не смогли толком установить контроль над всей территорией города. Два батальона 230-го конвойного полка НКВД закрепились на Зеленом острове на реке Дон в черте города и не только отбили попытки немцев захватить остров, но и совершали вылазки на территорию города, захватывая и удерживая отдельные здания и даже целые кварталы в Нахичевани (армянский район Ростова-на-Дону).

Боевая деятельность ростовских чекистов прочно заняла место в немецком военном фольклоре. По прочтении воспоминаний немецких военнослужащих, может сложиться ложное впечатление, что при обороне и освобождении города, частям СС и вермахта противостояли исключительно «отряды фанатично настроенных бойцов НКВД». При том, что по чекистскому ведомству проходил лишь незначительный процент военнослужащих, принимавших участие в боях под Ростовом. А общие потери батальонов 230-го полка, оборонявших Зеленый остров , после освобождения Ростова составили почти 90% личного состава. Эти данные опровергают популярный миф о чекистах, как о кровожадных, трусливых чудовищах, которые хороши только для измывательств над безоружным населением. Чекисты были крайне эффективным инструментом решения поставленных задач. Кстати, в послужном списке 230-го полка НКВД записано также то, что в 1940 году полк принимал участие в охране польских военнопленных офицеров в осташковском лагере (позднее казненных в рамках т.н. «катынского дела»), и бойцами полка были предотвращены несколько попыток побега польских военнослужащих. А после освобождения Ростова, полк был пополнен личным составом и отправлен осуществлять депортацию вглубь страны этнических немцев из сельскохозяйственных колоний Ростовской области.

Так вот. Несмотря на нависшую над городом угрозу окружения, и вылазки чекистов с Зеленого острова, немецкая администрация Ростова нашла время для выпуска приказа о обязательной регистрации еврейского населения. Но обеспечить реализацию приказа немцы не успели. Впрочем, расовый энтузиазм бойцов Лейбштандарта СС «Адольф Гитлер», занявших Ростов, нашел выход и без всякой регистрации. После освобождения Ростова, комиссия по расследованию злодеяний оккупантов засвидетельствовала несколько случаев зверских расправ над жителями города, в том числе и массовые убийства еврейского населения. Всего за неделю оккупации немецкими оккупантами было уничтожено около 1000 мирных жителей.

Город Таганрог ростовской области находился в оккупации с октября 1941 по август 1943 года. На момент вступления немецких войск в город, в Таганроге насчитывалось примерно 7 000 евреев. За период оккупации лишь незначительному проценту евреев удалось покинуть город и скрыться в сельской местности. Массовые казни мирного населения проводились оккупационными властями в районе Петрушиной балки. Общее число казненных там – свыше 10 тыс. чел, из них 6.5 тыс – евреи. После освобождения города Таганрога частями Красной армии в городе насчитывалось 8 (восемь) лиц еврейской национальности.

Следует отметить, что в период с освобождения города и до его повторной оккупации, централизованная эвакуация мирного населения не проводилась. Наоборот, власти препятствовали даже самостоятельным попыткам покинуть город. Приказом городского коменданта от 14 февраля 1942 года жителям города запрещался самовольный выезд за пределы города без особого пропуска комендатуры. После того как немцы перешли в наступление с линии реки Миус (17 июля) и до оккупации Ростова 24 июля централизованная эвакуация мирного населения не производилась, но и контроль за выездом населения был ослаблен. Сотни и тысячи ростовчан решили покинуть город. Однако, осуществить это оказалось нелегко. Три наплавных моста через Дон в черте города были активно задействованы для военных перевозок и постоянно подвергались бомбардировкам немецкой авиацией. Население преодолевало Дон на лодках, плотах, прочих подручных средствах. Однако, даже те, кому посчастливилось покинуть город до вступления немцев, были в дальнейшем перехвачены наступающими немецкими частями и были вынуждены вернуться в город. Таким образом, можно считать, что количественный состав населения города в период между двумя оккупациями изменился несущественно.

Буквально на следующий день после взятия Ростова комендант города генерал Киттель издал приказ об обязательной регистрации евреев в срок до 10 августа. У большинства ростовских евреев хватило сообразительности приказ проигнорировать. Всего зарегистрировалось не более 2000 человек. Пока немцы ждали пока евреи зарегистрируются, их внимание обратилось на тех, кто уже был зарегистрирован. 3 августа 1942 года в Ростовской психиатрической больнице было "изъято" и уничтожено в душегубках 72 человека больных. Примечательно, что за несколько дней до "изъятия" больницу посетил немец доктор Герц. Он осмотрел нескольких больных, провел беседу с персоналом больницы, особо указывая на необходимость не отказывать в госпитализации никому из тех, кто обратится за врачебной помощью. Неизвестно был ли Генрих Герц действительно доктором, но зато доподлинно известно, что он был офицером зондеркоманды 10-а, входящей в состав айнзацгруппы D. 3 августа он непосредственно командовал уничтожением душевнобольных. Кстати, по показаниям Отто Олендорфа - бывшего командира айнзацгруппы D Нюрнбергскому процессу, газенвагены предназначались исключительно для уничтожения женщин и детей, и были безусловно гуманным средством, так как позволяли избежать душевных волнений членам расстрельных команд у многих из которых у самих были жены и дети. Просто диву даешься, насколько подчас поверхностны и искусствены такие термины как "культурность" и "цивилизованность".

Где-то в это же время немцы присмотрели место для планировавшейся крупной экзекуции. Таким местом стал песчано-каменный карьер за зоопарком, на правом берегу реки Темерник, вблизи поселка Змиевка-2 и Ботанического сада. 5-6 августа в карьер были пригнаны 300 военнопленных, которые начали рыть ямы и рвы. К 8 августа землянные работы были закончены, все военнопленные расстреляны. 9 августа в газете "Голос Ростова", издававшейся оккупационной администрацией, появилось "Воззвание к еврейскому населению г.Ростова". Приведу это воззвание полностью:

В последние дни имелись случаи актов насилия по отношению к еврейскому населению со стороны жителей не-евреев. Предотвращение таких случаев и в будущем не может быть гарантировано, пока еврейское население будет разбросано по территории всего города. Германские полицейские органы, которые по мере возможности соответственно противодействовали этим насилиям, не видят, однако, иной возможности предотвращения таких случаев, как концентрация всех еще находящихся в Ростове евреев в отдельном районе города. Все евреи г. Ростова будут поэтому во вторник 11 августа 1942 г. переведены в особый район, где они будут ограждены от враждебных актов. Для проведения в жизнь этого мероприятия все евреи, обоих полов и всех возрастов, а также и лица из смешанных браков евреев с не-евреями должны явиться во вторник 11 августа 1942г. к 8 часам утра на соответствующие сборные пункты. Сборными пунктами для различных городских районов являются:

№ Название района Адреса пунктов

1. Кировский р-н. ул. Пушкинская 137-139.

2. Андреевский р-н. ул. Социалистическая 90 (шк.№ 42)

3. Ленинский и Железнодорожный р-ны. ул. Энгельса № 68

4. Октябрьский р-н. Просвещенская ул. № 23/73, ул. Семашко

5. Пролетарский и Сталинский р-ны. 20 линия № 14, ул.Мурлычевской

6. Ордженикидзевский р-н. ул. Станиславского № 188

Все евреи должны иметь при себе свои документы и сдать на сборных пунктах ключи занятых до сих пор ими квартир. К ключам должен быть проволокой или шнурком приделан картонный ярлык, носящий имя, фамилию и точный адрес собственника квартиры. Евреям рекомендуется взять с собой свои ценности и наличные деньги; по желанию можно взять необходимый для устройства на новом местожительстве ручной багаж. О доставке остальных, оставшихся на квартире вещей будут даны дополнительные указания.

За Еврейский совет старейшин доктор Лурье.

SS. SONDERKOMMANDO 10-a. AUTRUT AN DIE. JUDISCHE

BEVÖLKERUNG IN ROSTOW.

В то же время, жителям поселка Змиевка-2 поступило указание покинуть на несколько дней свои дома в связи с тем, что немецкие части собираются проводить в данном районе учебные стрельбы. Следует отметить, что по воспоминаниям ростовчан, песчано-каменный карьер в Змиевской балке до войны (и даже некоторое время после нее) использовался как стрельбище частями Красной армии.

Утром 11 августа евреи и члены их семей стали прибывать на сборные пункты. Вот что вспоминают очевидцы:

Голова О.В.: «… 9 августа днем появился новый приказ о явке всего еврейского населения на районные сборные пункты к 8 часам 11 августа. В назначенный день евреи стали приходить целыми семьями и поодиночке. Были здесь и старые, и молодые, и дети, и подростки, всего собралось около 1500 человек. Особенно много было пожилых и совсем престарелых. Многие были с грудными детьми. Люди были взволнованы, повсюду слышались возгласы: «Неужели нас убьют?», «Куда нас?» и т.п. Среди сидящих евреев расхаживали русские предатели – полицейские и успокаивали тех, кто обращался к ним с вопросом: «Граждане, не волнуйтесь, с вами ничего плохого не сделают. Вы поедете за город, в отведенное вам место и будете там жить и работать». Часов в 12 дня стали подъезжать крытые грузовые машины, куда немцы начали посадку евреев. Оставшихся людей, примерно 200 человек, немцы построили и пешком погнали по направлению Рабочего городка. Позже в городе разнесся слух, что этих ни в чем неповинных людей немецкие изверги расстреляли за городом»

Можно только дивиться той готовности, с которой еврейское население Ростова пришло на сборные пункты по приказу немецких властей. При том, что в отличие от Прибалтики и отдельных украинских районов, нападений и случаев насилия по отношению к евреям со стороны нееврейского населения в Ростове не было. Возможно, что на такую высокую явку повлияло также то, что с мая по ноябрь 1918 года Ростов уже был оккупирован немцами, которые оставили о себе у жителей достаточно теплые воспоминания (особенно по сравнению с конноармейцами Буденного, устроившими в Ростове многодневный погром, направленный вообще-то против всех "буржуев", но, в силу особенностей местной экономики и демографии, затронувший прежде всего еврейское и армянское население города). При этом многие, особенно из более старшего поколения, считали, что информация советских СМИ об уничтожении немцами евреев - не более чем пропаганда и дезинформация. Показательна в этом плане история с всемирно известным психоаналитиком Сабиной Шпильрейн. Когда обеспокоенные знакомые предложили выправить ей и ее дочерям документы на армянскую фамилию, Сабина, значительную часть жизни проведшая в Германии, с негодованием отказалась и заметила, что она как никто другой знает, что немцы не способны на те преступления, в которых их обвиняют. Сабина Шпильрейн и ее дочери закончили жизнь в окровавленных рвах Змиевской балки.

Уничтожение евреев производилось в котлованах песчано-каменного карьера (в трех рвах более 15 тыс. трупов) у северо-восточной окраины поселка, на окраине рощи питомника Ботанического сада (в 13-ти ямах более 10 тыс. трупов) восточнее поселка, а также на западной окраине рощи питомника (в 4-х ямах более 2 тыс. трупов) южнее поселка. Таким образом, массовые казни производились не только в том месте, где сейчас установлен мемориал павшим, но и в окрестностях поселка и Ботанического сада, густо застроенных ныне дорогими коттеджами. В первый же день было уничтожено более 13 тысяч евреев. Общее количество казненных оценивается в 27 000 человек. Помимо евреев в Змиевской балке расстреливали военнопленных, подпольщиков, коммунистов.

Непосредственными организаторами и исполнителями массовых казней в роствое являлись: генерал-майор Киттель - комендант города, оберштурмфюрер СС д-р Г. Герц - исполнявший обязанности шефа зондеркоманды СС 10-а, начальник айнзацгруппы «D» генерал СС В. Биркамп; шефы тайной полиции Якобс и Шмидт, переводчик этой полиции А. Заславский; начальник Управления вспомогательной полиции В.А. Еремин, шеф гестапо Ростовской тюрьмы Швюэр, бургомистр города фон Тикерпу, начальник Ростовской тюрьмы Дахно, комендант тюрьмы оберштурмфюрер СС А. Линдер, его помощник Мирза, следователи городской вспомогательной полиции Иванов, С.П. Ильяшев, Леонов и др.

На территории современной России Змиевская балка является крупнейшим местом захоронения жертв массовых казней.

Всего на территории Ростовской области за время оккупации было казнено 46 000 мирных жителей.

Из воспоминаний жителей города:

Л. ГРИГОРЬЯН. У меня отец армянин, а мать еврейка. И мы очень боялись за маму. Мы из своего дома ушли к бабушке, туда, где нас не знали. Мама пряталась две недели в погребе, по ночам мы носили ей еду. Чтобы выйти из города, нужен был паспорт с особой отметкой. И вот тетя сделала маме липовый паспорт. Это потрясающий документ, он хранится у меня до сих пор. Сразу видно, что он подделан: другие чернила другой почерк. Но на фотографии мама была не очень похожа на еврейку. И вот на него в комендатуре нужно было поставить печать, без нашлепки не выпускали. Идти с таким паспортом безрассудство, но и оставаться в городе равносильно смерти. И вот этот паспорт предварительно был опущен сначала в керосин, потом в подсолнечное масло, измят основательно. Мама пошла к коменданту, а я ждал ее в скверике. Ждал пять часов и думал, что она уже не вернется. А оказалось, что там была большая очередь. И вот мама подошла к столу, откуда-то картинно вытащила свой документ, играя простую женщину. За столами там сидели двое русских. Тот, к которому подошла мама, только взял в руки паспорт и говорит: «Господа, господа, а ведь паспорт-то наведенный!». И вся очередь замерла. Двое паспортистов переглянулись друг с другом. Он помедлил немного и поставил печать. Наверное, там в комендатуре, не все сволочи работали. Мама ушла из Ростова в хутор Алексеевку к родственнице и там жила.

М. ВДОВИН. 9 августа немцы вывесили приказ: евреям готовиться к переселению. Оно начнется 11 августа. Национальность устанавливалась по отцу. Если отец еврей, мать русская -дети считаются евреями. Если наоборот - мать еврейка, то дети - русские. С собой полагалось иметь личные вещи, продукты на несколько дней и ключи от квартиры. Со сборных пунктов их отправляли в Змиевскую балку и там расстреливали. Как потом сообщила наша печать, было уничтожено свыше 11 с половиной тысяч евреев.

В. ВИННИКОВА. Видела я, как евреев на машинах в Змиевскую балку на расстрел возили. Становилась на забор и смотрела - это от нас недалеко было, мы жили в районе Ботанического сада. Их выгружали из машин прямо в ямы.

Н. КОРОЛЕВА. Сын, Сергей, мальчишкой тоже везде лез. Однажды он видел, как вели колонну наших людей.

Он и пошел за ними следом, потихоньку сзади крался, не показываясь. Их привели в Змиевскую балку, поставили перед рвом. А он спрятался в лесопосадке. А когда стали стрелять, испугался и вернулся другой дорогой. Но домой не пошел, а зашел к товарищу, Алику Лебедеву, и все ему рассказал. А мне ничего не говорил, боялся, что я после этого не буду его выпускать из дома. Я от него все потом узнала. Еще он рассказывал о таком случае: колонну наших военнопленных положили на улицу и пустили по головам танки. Он слышал хруст костей. Когда он стал поэтом, о войне практически ничего не писал. Она оставила в его памяти тяжелый след, но одновременно усилила и чувство гордости, справедливости. Он всегда защищал слабых.

М. ВДОВИН. После того, как были расстреляны евреи, 11 августа 1942 года, ростовский бургомистрат (а бургомистра немцы привезли с собой, его фамилии была фон Тиккерпу) провел перерегистрацию всех погорельцев, тех, у кого были разрушены дома, и их вселяли в еврейские квартиры. Лучшие квартиры, конечно, забирала немецкая администрация. Еврейские квартиры и квартиры эвакуированных были объявлены конфискованными и перераспределялись.

Старики, которые знали немцев по первой оккупации (а в 1918 году немцы были полгода в Ростове), рассказывали: это были тогда совсем другие немцы. С теми можно было поговорить по-человечески, общаться, как с людьми. Эти же были звери в человечьем облике. Вот так их смог «перевоспитать» Гитлер.

При подготовке использовались материалы книги В. Смирнова "Ростов под тенью свастики", диссертация Е.А. Войтенко "Холокост на юге России в период Великой Отечественной Войны" и другие источники.

2009-03-23http://b0gus.livejournal.com/398505.html
.