rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Как наш земляк отправлял в космос Гагарина

113Счастливый, загоревший дочерна молодой человек в полевой форме шагает по ростовским улицам, ловит взгляды прохожих и... улыбается в ответ. А ведь радоваться есть чему! В руках букет тюльпанов для самой прекрасной девушки, в нагрудном кармане справка для поступления в РАУ. А самый первый космонавт мира отправлен в полёт при участии этого самого офицера с цветами.

— До сих пор помню всё в мельчайших деталях. Даже запах тюльпанов... — смеётся Юрий Николаевич.

Космос ещё только был большой загадкой для всего человечества, а отделение ракетчиков, которым весной 1961 года командовал ростовчанин Юрий ОЛЕНИН, уже получило приказ прибыть на «Байконур».

Военных ожидало ответственное задание, о котором до сих пор говорит весь мир.

— Так уж случилось, что я принадлежу к одному из самых первых в стране выпусков ракетчиков. В 1959 году их подготовило Серпуховское училище. Задача у страны тогда была создать ракетные войска и, соответственно, щит противоракетной обороны Родины. За ракетами было будущее и главенствующая роль в обороне страны.

Выпуску ракетчиков пришлось быть первым и в решении многих поставленных государством задач и делать то, чего в мире никто ещё не делал, — с гордостью рассказывает Юрий Николаевич.

Вскоре по всей границе Советского Союза (от Дальнего Востока до Белоруссии) были осуществлены шестисекундные проверки, «прожиги» — в пробном режиме запускалась турбина ракеты. Неописуемая картина сопровождалась сильной вибрацией и диким воем.

Эти «прожиги» мгновенно засекли все разведки мира. Стало ясно, что Советский Союз на своих границах установил ракетный щит.

— Нас объединяло большое дело. На запуск обычно приезжали все, а не только та смена, которая его производила. Мы наблюдали, как громадина в несколько десятков метров начинает приподниматься, и верхушка её раскачивается. Такое впечатление, что она сейчас упадёт! Но система управления начинает выравнивать тягу двигателей, и качание прекращается, — рассказывает Оленин.

Весной 1961 года Хрущёв на весь мир объявил, что при наведении наши ракеты могут попасть и в игольное ушко!

Боевую готовность ракетчиков постоянно проверяли. (Кстати, отделение Оленина все испытания, пуски и экзамены сдавало на отлично.)

...Приказ поступил внезапно. Состав с отделением ракетчиков Оленина, базировавшийся тогда в Средней Азии, выгрузился на станции Тюратам, а спустя сотню километров оказался в Байконуре. Ракетчикам поставили задачу: подготовить ракету «Восток», на которой предстоит полететь в космос первому космонавту, не только советскому, но и мира.

Им предстояло проверить работу всех устройств и систем этой ракеты ещё до вывода на старт, пока она находилась в горизонтальном положении. Спустя время такую проверку станет выполнять автоматика.

Естественно, в письмах родным нельзя было сообщать никакой информации о себе. Но несмотря на это Юрий Николаевич написал своей маме: жди вестей из космоса.

Письмо она получила в первых числах апреля. Потом родные рассказывали Юрию Николаевичу, как мама была взволнована, когда по радио объявили, что в космос полетел первый человек, гражданин Советского Союза по имени Юрий. Только через мгновение прозвучала фамилия первого космонавта: Гагарин!

— Вспоминаю, как на космодроме кипела работа по подготовке к первому полёту человека. Не было ещё того «Байконура», каким он стал потом; площадки только строились...

114Оленин видел и Королёва (генеральный конструктор ракет «Союз), и Гагарина.

— И какое впечатление они произвели? — спрашиваю я.

— Сложно отыскать человека гуманнее и добрее Гагарина. А от целеустремлённости Королёва захватывало дух. Для него первое место занимала работа. Помню его помятую шляпу... Он подкладывал её под голову, использовал вместо подушки, чтобы удобнее было передремать в машине, — улыбается Юрий Николаевич.

В ночь перед 12 апреля, конечно, все очень волновались.

Запуск ракет всегда производился либо рано утром, либо вечером. Это связано с тем, что именно в это время на активном участке траектории можно было долго наблюдать невооружённым глазом за ракетой.

Радость была всеобщей, когда стало известно, что, сделав виток вокруг Земли, первый космонавт вернулся обратно.

Всех участвовавших в том запуске решено было поощрить. Командиры знали, что Оленин мечтал продолжить учёбу. И руководство выдало ему справку-направление, которая и по сей день бережно хранится у полковника в отставке.

Когда полковник решил отправиться в Ростов, в свои права вступила среднеазиатская весна. Юрий Николаевич захватил с собой букет тюльпанов.

— Забыть цветущее казахстанское поле невозможно. Частичкой этой прелести я и решил поделиться с любимым человеком. Вместе с водителем по имени Саид придумали, как можно доставить цветы в целости и сохранности. Тюльпаны поместили в две большие жестяные банки из-под томатной пасты, замотав вощёной плотной бумагой. Самое интересное — тюльпаны доехали практически в первозданном виде.

— А какого же цвета они были? — не удержалась от вопроса я.

— Они казались мраморными. Не могу определённо ответить на этот вопрос... Разноцветные! На коротких и толстых ножках. В Казахстане очень сильный ветер, даже цветы приспосабливаются.

— А Белку и Стрелку в космос запускали? — вспомнила я мультик с одноимённым названием.

— Всего лишь присутствовал при их запуске на полигоне. Одно могу сказать: вернулись они в целости и сохранности.

115После службы в армии Оленин долгое время преподавал на военной кафедре РГУ (сейчас ЮФУ). Студенты до сих пор вспоминают лекции, на которых он, не переставая, шутил; походы, которые всегда «пахли вкусной ухой», и зачёты, которые славились справедливыми результатами.

Среди студентов Юрия Николаевича — бывший президент Абхазии.

— Алик Анкваб... Общаемся до сих пор. Великолепнейший специалист, очень грамотный руководитель, — замечает он.

— Был один забавный случай, когда я провожал знакомых в Орловку. Стою и курю у вокзала. Около меня останавливается джип, из которого выпрыгивает далеко не маленький мальчик в окружении телохранителей. Я уже с жизнью прощаюсь, а этот самый мальчик бежит ко мне с распахнутыми объятиями. Студент бывший, — хохочет Оленин.

Кстати, о немаленьких мужчинах... Он до сих пор в отличной форме. Ширине плеч 78-летнего пенсионера может позавидовать и любой восемнадцатилетний. Юрий Николаевич показывает старую фотографию юного красавца. Призёр первенства по морскому многоборью СССР, а это и плавание, и гребля и парус. Ещё занимался гандболом, баскетболом.

— Продавщицы по сей день пытаются надеть на меня куртку 52-го размера, но, увы, в плечах маловато! Вот тебе и память о близком общении со спортом на долгие годы.

— И, наверное, было много женщин? С такой-то статью?

— Одна единственная, всю жизнь — Лиленка. Для меня лучше нет и не будет. Идеал красоты и доброты. Кто не знал её близко, считал, что она очень строга... Да и как по-другому? Она же была заведующей оперативным отделением скорой помощи БСМП-2. Всё и все находились под её неусыпным контролем. Но никогда, никогда она никого не обидела или наказала незаслуженно. Да и честно говоря, её терпению мог позавидовать каждый. Меня же терпела... — улыбается Юрий Оленин.

Хочу перевести тему, видя, что утрата любимой женщины доставляет неподдельную боль. Но мои планы нарушил топот голубиных лапок по балконному подоконнику. Поворачиваю голову и вижу голубиную толпу, уже нервно ожидающую обеда.

— Пацанва моя прилетела! Пошёл кормить, — и довольный уходит на балкон, прихватив с собой булку хлеба и сигарету.

На снимке внизу: молодость ракетных войск стратегического назначения

«Ростов официальный», № 16 (1063) от 15.04.2015
.