Насколько опасны наши аттракционы?
В парке Горького решили с внуком прокатиться на «Ракушке». «Поломан», - сказала нам оператор. - «Но у нас уже куплены билеты!» - «Тогда подождите». Позвала начальницу, пошепталась и неожиданно говорит: «Садитесь! Я вас откатаю». - «А разве это не опасно?» - «Да нет, садитесь!» Откатали мы свои 80 рублей, и больше у меня никакого желания так рисковать жизнью... Пожалуйста, расскажите, каково состояние аттракционов наших муниципальных парков и сколько лет они вообще «живут»?
Л.В. К о н о н о в а, Ростов
- Срок эксплуатации устанавливает завод-изготовитель, норматив зависит от степени сложности аттракциона и колеблется в пределах от 6 до 12 лет, - объяснил нам ведущий специалист отдела техобеспечения областного Министерства культуры Николай ГОНЧАРОВ. - Отработавших свой срок немало, процентов 70 - 80. Купить новые многие парки не в состоянии, а о бюджетных распределениях речь обычно не идет. Цена же тех, которые потенциально могут принести прибыль и окупиться за 5 лет, весьма высока (по нашим данным, самый простой и дешевенький - от 400 тыс. рублей - Авт.) Отработавшие свой срок аттракционы требуют регулярного, раз в 2-3 года, переосвидетельствования. Если обнаруженные дефекты можно устранить, после ремонта проводится повторная проверка и выдается разрешение на новый срок, который, однако, не должен превышать половины первоначального. Совсем изношенный аттракцион списывают на металлолом. Правда, и среди списанных есть «ветераны». В Таганроге, например, в центральном парке работает карусель, купленная вскоре после войны. Но это аттракцион пониженной степени опасности, к тому же за ним хорошо следят... А вот, скажем, «Лодочки» - это другая степень опасности, повышенная. Но инцидентов или ЧП на аттракционах не припомню.
- Внештатные ситуации могут происходить каждый день, - признался директор парка им. Горького Сергей БЕШТАВЯН, - выход аттракциона из режима рабочего состояния, мелкая поломка. Возьмем конкретный случай: недавняя остановка «Торнадо». «Торнадо» - новый аттракцион, на гарантии, и когда система засбоила, сработала одна из степеней защиты, поезд встал. Неприятно, но аварией это не назовешь. После этого, кстати, наш парк подвергли серьезнейшей проверке областная Инспекция охраны труда и Ленинская прокуратура, которые выдали заключение о приостановке трех аттракционов («Колесо обозрения», «Орбита» и «Сюрприз») до момента устранения неполадок. Помня московское ЧП, когда барабан с «Сюрпризом» оторвался и улетел, наш «Сюрприз» обследовали особенно тщательно. Да, он старый, но один из самых надежных - сделан в Ейске, на бывшем оборонном предприятии. Сегодня все дефекты устранены, аттракционы официально открыты. Сегодня остановлены «Торнадо» и «Хип-хоп» - единственные, кстати, представители уровня «экстрим» в парке. Ждем представителя завода. А один аттракцион - «Вихрь» (в народе - «цепочки») списали и демонтировали.
- Что касается «Ракушки» («Вальс»), то он куплен в Минске в 2000 году, никаких проблем с ним нет, и ситуация, описанная в письме, - это, скорее всего, технический момент.
P.S. Кстати, карусели ломаются не только в муниципальных парках. Недавно неловкий инцидент произошел в одном из частных - любители экстрима на пару минут неподвижно зависли вниз головой. Острое ощущение, надо думать...
2004-06-30 «АиФ на Дону»
|