rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Из-за донского конника поссорились секретари обкома

В Ростове прошел турнир по конному спорту памяти Антона Жагорова. Лучшие наездники страны третий год подряд съезжаются в Ростов почтить память об Антоне Афанасьевиче, вспомнить легенды о знаменитом Тренере.

Пойдешь в кавалерию

В среде лошадников за ним утвердилось звание "последнего" лучшего конника России. Кавалер орденов Красной Звезды, "Знак Почета" и пяти медалей, заслуженный тренер СССР, он шесть раз выигрывал первенство Советского Союза и вырастил четырех чемпионов Олимпийских игр. Когда ему исполнилось 87, он по-прежнему проводил тренировки верхом. Говорили, что когда Антон Афанасьевич садился в седло, можно смело сбрасывать как минимум полвека.

...Первый раз он сел на коня еще до войны. Было это в Тамбовском кавалерийском военном училище. Сюда призывник Жагоров попал по разнарядке. Лошадей он любил с детства. И очень обрадовался, когда седоусый военкоматовский капитан с кубиками в петлицах сказал: "Пойдешь в кавалерию".

Но погарцевать всласть не удалось. Обнаружилось, что у новобранца на удивление четкий и красивый почерк. И его быстренько определили в штаб писарем.

Как Жагорова прятали от маршала

В 40-м в Тамбовское кавалерийское прибыл специальный представитель наркома обороны маршала Тимошенко - отбирать "для Москвы" наиболее подготовленных офицеров-выпускников. В их число попал и командир пулеметного взвода Антон Жагоров. Но начальник училища приказал спрятать Антона от глаз столичного полковника подальше. "Лейтенанта не отдадим", - коротко отчеканил генерал ошарашенным подчиненным. И на всякий случай подписал приказ о назначении новоиспеченного командира-пулеметчика ... преподавателем физподготовки.

Только спустя год его перевели на должность, соответствующую записи в дипломе. Июнь 41-го. Война. Перед тамбовским училищем была поставлена задача - готовить для фронта "пулеметные кадры". А Жагоров в обстановке строжайшей секретности выполнял другое задание "государственной важности". Он обучал курсантов тогда еще новому делу - стрельбе из миномета, они только-только стали поступать в действующую армию.

- Минометчиков я готовил и после войны. Вплоть до 47-го года, - рассказывал Антон Афанасьевич. - В конце 45-го в училище стали прибывать с фронта мои бывшие ученики. Многие из них уже щеголяли в полковничьих погонах. А я все продолжал ходить в старлеях...

Вскоре его перевели в Иваново. И назначили начальником кавалерийской школы ОСОВИАХИМа - прародителя ДОСААФа и нынешнего РОСТО. Но старая любовь, как известно, не ржавеет. Бывший пулеметчик все свободное время не вылезал из седла. В том же году он стал чемпионом СССР по конному троеборью. А через год получил на Всесоюзном первенстве еще одну золотую медаль, посрамив многих известных наездников. Рассказывают, что "отец красных кавалеристов" маршал Буденный, просматривая отчет о чемпионате, сердито пробурчал в знаменитые усы: "Как же получилось, что какой-то лапотник из Иваново всех обставил?"

Жалоба в ЦК КПСС

И пошло-поехало. Антон подтверждает свой класс на различных соревнованиях. В 58-м году он в шестой раз выигрывает звание чемпиона страны. Тогда-то и вышла наделавшая много шума статья. Она называлась "Как ивановские ткачи донских казаков обскакали".

По всей видимости, мы должны благодарить автора той, 42-летней давности статьи. Именно благодаря ей на Дону появилась знаменитая впоследствии жагоровская школа верховой езды. Во всяком случае, у областного начальства сразу возникла идея о переводе чемпиона в Ростов. Тем более что сам чемпион был не против. Против был ивановский обком. "Отпустить Жагорова? Ни за что!" - партийные боссы уперлись всерьез. Вплоть до жалобы в ЦК. Неизвестно, чем бы дело кончилось, если бы не вмешался прокурор. И перевод благополучно осуществился.

- Расставались с ивановцами по-дружески, - вспоминал Антон Афанасьевич. - Меня даже наградили кожаным пальто. По тем временам - неслыханная роскошь. Однако напоследок влепили выговор. Я никак не мог ума приложить - за что. И только потом выяснилось, что незадолго до моего ухода во время дождя намокло хранившееся в сарае сено для лошадей. По их логике выходило, что это я, как начальник школы, недосмотрел.

И конюхи бросали работу

Начало 60-х - годы становления ростовской школы верховой езды. В 68-м Жагоров в последний раз победил на крупных соревнованиях - взял первый приз на чемпионате РСФСР. Его школа стала опорным пунктом подготовки советских конников. Перечислять всех тех, кому он дал путевку в большой спорт, - места не хватит. Четверо его воспитанников - Виктор Асмаев, Николай Корольков, Юрий Сальников и Виктор Погановский - стали чемпионами Олимпийских игр, а двое - Павел Деев и Виктор Горелкин - победителями первенства Европы.

"65 лет в седле" - так можно озаглавить рассказ о жизни нашего земляка. На ипподроме он всегда появлялся раньше всех. У него тренировались парни и девчата из школы высшего спортивного мастерства. Смотреть, как управляется с конем ветеран, было удовольствием. Когда он садился в седло, видавшие виды конюхи бросали работу. Перекур...

Мистер Джагорофф

Его ученики объездили весь мир. И в Австралии были, и в Америке. А вот Жагорова заграница как-то обходила.

- Вот именно, обходила, - улыбаясь, говорил Антон Афанасьевич.- Еще с 30-х на мне висело клеймо "враг народа". Я ведь из кулацкой семьи. И у жены отец тоже был "враг народа". Пути за рубеж мне были перекрыты. В 52-м перед Олимпиадой в Хельсинки за меня хлопотал знаменитый наездник Филатов. Просил: включите Жагорова в сборную. Но всесильное бериевское ведомство и рта раскрыть не дало. Только в 97-м впервые довелось своими глазами увидеть, какая она, заграница.

Мало кто знает, что многие известные артисты цирка иначе как коллегой Антона Афанасьевича не называли. А началось все со знаменитого наездника, заслуженного артиста СССР Туганова. Будучи как-то на гастролях в Ростове, он попросил Жагорова подготовить ему лошадей для выступления. Тот отнекивался. Но уж слишком слезно упрашивал известный артист.

- Ну и что, подготовили?

- На свою голову, - шутил Жагоров. - Отбою от циркачей не стало.

В 1999-м в Ростов пришло письмо из Соединенных Штатов. Глава одной из шоу-фирм просил "мистера Джагороффа" подготовить коня для ... прыжков на батуте.

- Вечно они напридумают в своей Америке, - по привычке бурчал Жагоров. - Вот если б дело скачек касалось.

    "Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 10(274) от 10-03-2004
.