rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

РОСТОВСКОГО КУЗНЕЦА ЛОШАДИ НЕ ЛЯГАЮТ!

ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ЛЫСЕНКО - ЕДИНСТВЕННЫЙ ВО ВСЕЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ КУЗНЕЦ, КОТОРЫЙ ВЛАДЕЕТ ИСКУССТВОМ ДЕЛАТЬ ПОДКОВЫ

186Уже более полувека ростовчанин подковывает лучших лошадей не только нашего города, но и России. Корреспондент «Вечернего Ростова» побывала на ипподроме, в кузнице Владимира Николаевича...

Кузница это маленькое закопченное здание. Когда снаружи холодно, сюда особенно приятно зайти - внутри все пышет жаром. Правда, кузнец говорит, что зимой горн от мороза не спасает - верхней части тела тепло, зато нижняя мерзнет!

Довольно большое пространство занимает горн, в котором горит огонь. Специальный мотор качает воздух и раздувает пламя. В огне плавятся металлические пруты - заготовки для подков. Когда одна из них накаляется докрасна, кузнец берет ее при помощи специального приспособления и кладет на  наковальню. Затем   начинает стучать молотком по заготовке, постепенно закругляя ее. И предупреждает: «Отойдите подальше, чтобы искры не попали. Осторожнее, не наступите на готовые подковы: они еще горячие! Когда остынут, я пробью в них отверстия для гвоздей         

Пол кузницы усыпан подковами. Сюда постоянно заходят тренеры Ростовского ипподрома и подбирают их для своих лошадей. В советские времена самая горячая пора наступала зимой, когда в кузнице заготавливали около семи тысяч подков. Сейчас, в свободное от скачек межсезонье, дело останавливается.

Условно все подковы можно разделить на три вида: скаковые, спортивные и рабочие. Самые легкие - скаковые. Спортивные иногда делают с шипами на случай дождя, чтобы лошадь не скользила. Самые тяжелые - рабочие. Это для лошадок, которым не нужно показывать чудеса скорости и ловкости.

- Лошадей обычно подковывают раз в месяц, - продолжает рассказ Владимир Николаевич Лысенко, оглушительно ударяя молотком по железу. На мелькающие красные искорки можно долго смотреть, не отрываясь, так завораживает это зрелище. - А вон там лежит другая подкова, отделанная титаном. Ей сносу нет! Как она ко мне попала, отдельная история. Приехали как-то к нам на ипподром нефтяные магнаты с Урала. Лошади у них здесь в скачках участвовали. Купили в Англии подковы из титана и металла. Но приделали их плохо, и в разгар соревнований лошади расковались. Магнаты прибежали ко мне и умоляли все исправить. Я поставил лошадям наши подковы, но с условием: за одну свою брал три английские. Магнаты были согласны. Я те подковы потом раздарил на сувениры друзьям, только одну себе оставил на память...

Владимир Лысенко на Ростовском ипподроме с 1951 года. Кузнечному делу учился у отца, который проработал здесь немало лет. Правда, Владимир Николаевич сначала не хотел быть кузнецом - тяжелая это работа. Но сейчас он уже сам учит других.

- Большинство моих учеников, освоив премудрости кузнечного дела, тут же уезжают за границу. Там и платят больше, и работу легко найти: много школ верховой езды, да и богатые любят держать чистокровных лошадок. А вот в семье по моим стопам никто не пошел, хотя есть уже внуки и даже правнуки...

Одежда кузнеца состоит из рабочих брюк, камуфлированной куртки и перчаток. Когда он подковывает лошадей, надевает еще и кожаный фартук. Это чтобы случайно не пораниться гвоздями или острыми инструментами.

Закрыв на время кузницу, Владимир Николаевич идет в конюшню - пришло время заняться лошадьми.

Тренеры ипподрома выводят «клиента» - красавца-жеребца по кличке Аргон, неоднократного чемпиона всевозможных скачек. Его привязывают, и кузнец начинает работу. Чтобы расчистить и подковать лошадь, он подходит к ней слева - так она будет меньше нервничать, ведь садятся в седло всегда с левой стороны.

Владимир Николаевич осторожно берет копыто и зажимает его между ног. Затем ножом расчищает стрелку - центральную часть копыта, клещами подстригает копыто и уже потом рашпилем выравнивает его.

В шутку процедуру называют педикюром. Лошадей начинают подковывать с двух лет, когда их допускают к соревнованиям. Если этого не делать, то во время бега отросшее копыто может завернуться и причинить боль. Нужно точно знать, сколько можно счистить, чтобы не сделать лошади больно и не получить удар копытом.

- Как-то у нас на ипподроме погиб спортсмен, который решил сам   подковать   лошадь.   Сделал больно, она его и ударила копытом... А бьют кони так, что кости вдребезги ломаются! Многое зависит от характера лошади. Если нрав у нее скверный, ветеринары делают успокаивающий укол, чтобы вела себя спокойно.

- Не лягали ли меня лошади? - переспрашивает В.Н. Лысенко. - Ну, если бы это случилось, я бы сейчас перед вами не стоял!..

После того, как копыто расчистили, лошади надевают подкову. Первым делом ее подгоняют под размер с помощью молотка, затем прибивают гвоздями. Теперь лошадь готова к скачкам и победам!

Владимир Николаевич говорит, что главная профессиональная болезнь кузнецов - радикулит. Действительно, большую часть времени он проводит в согнутом состоянии. Рабочий день начинается в восемь часов утра. Заканчивает трудиться Владимир Николаевич тогда, когда устанет. Четких рамок рабочего времени нет - он на пенсии с 1985 года.

На вопрос, что является главным в кузнечном деле, Владимир Николаевич Лысенко отвечает кратко: «Победа. Если лошадь выигрывает скачки - значит, я хорошо поработал».

28 октября 2004г., ВР.
.