rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Парамоновские склады: ещё памятник и уже руины

216Приход на общественные слушания по реконструкции центра гостя из администрации города заместителя главы Анатолия Лабусова в кулуарах объясняли спорами по поводу деятельности в Ростове крупных московских инвесторов, в частности, компании «СТ регион групп», сейчас работающей на пер. Гвардейском, но претендующей на «пятна» в гуще старой застройки. И «бомба» не замедлила взорваться. «Фитиль» к ней поднёс руководитель архитектурной секции ВООПИиК Александр Стадник, проинформировавший собравшихся о прежних вариантах решения этой проблемы. Инвесторы соглашались отреставрировать за свой счёт легендарные Парамоновские склады в обмен на право застройки 30-этажными высотками ул. Седова.

«Торг здесь неуместен!» — всколыхнулась общественность, ведомая известным ростовским журналистом Сергеем Слепцовым, назвавшим пресловутые высотки «чемоданами», которые и близко к центру нельзя пускать. Но на лице многоопытного заместителя главы администрации города не дрогнул ни один мускул. Мол, хорошо, я сам готов поддержать вас, если найдутся альтернативные «торгу» предложения.

Ситуация с Парамоновскими складами и впрямь выглядит тупиковой. Ещё в перестроечную пору «Спутник» брался переоборудовать их под туристическую гостиницу. Но в 90-х, говорят, не без помощи конкурентов по турбизнесу несостоявшихся инвесторов попросили оттуда вон, неожиданно добившись присвоения складам статуса «неприкосновенного» памятника федерального значения. Денег на их содержание в казне, естественно, не нашлось, в результате исторические склады стали ускоренными темпами разрушаться и пережили пожар, превратившись к сегодняшнему дню в «руинизированный памятник» (бывают, оказывается, и такие).

Анатолий Лабусов, со своей стороны, признал, что историческому облику города зачастую и без объективных причин наносится непоправимый ущерб. Но ответственность за это несут не инвесторы, готовые, по его словам, учитывать мнение горожан, а архитекторы, с лёгкостью разрабатывающие и согласующие сомнительной ценности проекты. Воплощением которых явилась, в частности, не совсем удачная застройка въезда в город со стороны Ворошиловского моста.

— Мне самому обидно, что ростовские архитекторы прикладывают руку к появлению «чемоданов», — заметил Анатолий Дмитриевич. — И архитектурно-градостроительный совет проходит мимо подобных фактов.

Позиция, надо сказать, не очень убедительная. Ведь творят ростовские зодчие не в неком безвоздушном пространстве. И тот же комитет по архитектуре и градостроительству небезуспешно «закрывает» свою деятельность от общественности и прессы, но никак не от администрации города.

На опасность превращения всего старого центра в «руинизированный памятник» и появления на его месте типового спального района указал автор генплана Ростова 1971 года Виктор Кузнецов. О тиражировании этих ошибок, приводящих к уничтожению исторического облика и привычной, уютной среды обитания «города в городе» — Нахичевани, говорил член сообщества «Граждане Ростова» врач-уролог Георгий Багдыков.

Хотя ещё несколько лет назад всему этому только бы радовались: поднимается строительство, и слава богу! Но сейчас, отметил председатель регионального отделения ВООПИиК Александр Кожин, в градостроительной политике происходит смена акцентов, и во главу угла ставится не просто сдача квадратных метров, а повышение качества жизни людей. А о каком качестве жизни в якобы «элитных» многоэтажках можно говорить, если загрязнённость воздуха в центре из-за новой сверхплотной застройки и засилья автотранспорта превысила все допустимые ПДК? И всё равно, «как чёрт из табакерки», продолжают появляться новые высотки. По-прежнему отсутствует внятная концепция развития Ростова, осознание того, в каком городе мы хотим жить!

И, конечно, пора, наконец, определиться, что нужно всё-таки делать, чтобы центр не лишился остатков былого своеобразия и не превратился в район стеклянных офисов и типовых жилых многоэтажек, высказали своё мнение ревнители ростовской старины журналист Вячеслав Ярошенко и главный специалист ПромстройНИИпроекта Владимир Скачков. Тем более, срок моратория на застройку исторической части города скоро истечёт. А время тратится на бесплодные дискуссии о судьбе отдельных, частных исторических зданий.

Против недооценки «отдельных» памятников выступил известный донской историк Валерий Чеснок. Те же Парамоновские склады, служившие когда-то для ссыпки и хранения зерна, можно превратить в настоящую «визитную карточку» Ростова, как центра донской житницы. Особенно сейчас, когда, как встарь, на Дону снова появились мощные зерновые операторы, торгующие со всем миром, и которых можно заинтересовать идеей создания в исторических складских стенах первого в России музея хлеба.

На разных вариантах сохранения Парамоновских складов остановился один из разработчиков бизнес-проекта «Слобода» Игорь Скрягин. От консервации их остатков до восстановления на спонсорские средства.

Вот только вкладываться в музей, не получая ничего материального взамен, инвесторы вряд ли согласятся, ну не доросло пока до этого молодое сословие российских предпринимателей. К тому же к федеральному памятнику, каким продолжают считаться разрушенные склады, «частников» и не подпустят, пока он не разрушится до основания. Чего, впрочем, недолго осталось ждать.

По мнению Анатолия Лабусова и ещё ряда выступавших, возможно, стоит поставить вопрос о пересмотре статуса некоторых памятников, как тех же складов, чтобы в принципе создать условия для привлечения туда инвестиций, без которых они всё равно погибнут. Тем более, памятник памятнику рознь. Если здание ценно своим фасадом, то фасад и нужно оберегать и реставрировать, а внутренние помещения перестраивать и приспосабливать для сегодняшних нужд. Тогда вложения в старину будут давать отдачу. Что же касается позиции: «Гнать в шею пришлых воротил из родного Ростова!», то она  непродуктивна.

— Солидные инвесторы дорожат своим имиджем. И поэтому готовы в процессе строительства рассматривать и учитывать все ваши конструктивные предложения, — ещё раз подчёркнул заместитель главы администрации города.

Что ж, поживём-увидим. В чём все стороны были единодушны — городские памятники архитектуры должны быть ещё раз тщательно проинвентаризированы и получить настоящих хозяев, отвечающих за их состояние. Федеральные памятники — в лице территориального органа Росохранкультуры, региональные — отдела по охране объектов культурного наследия министерства культуры области. Иначе сохранять скоро будет нечего.

8 февраля 2006г., РО.
.