rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Родом из джаза

346В концертном зале Донской публичной библиотеки играли джаз. И много о джазе говорили. Люди, что сюда пришли, прекрасно друг друга понимали. Музыканты и музыкальные критики, предприниматели, чиновники и журналисты – все они отложили на время самые, казалось бы, неотложные дела и, выкроив в своем плотном расписании пару часов, пришли в библиотеку, чтобы еще раз вспомнить добрым словом тех, кто стоял у истоков ростовского джаза.

Тех, кто создавал Ростову славу джазовой столицы России, и тех, кто эту славу приумножает сегодня. А непосредственным поводом, собравшим немалое количество людей в одном зале, стала презентация книги «Jazz по-ростовски. Время. Даты. Имена».

Это издание с полным правом можно назвать уникальным по всем параметрам. По богатству фактуры, широте охвата событий и судеб, по настоящей энциклопедичности, с которой поданы очерки о музыке и музыкантах и рассказы о конкурсах, концертах и фестивалях. По глубине и оригинальности размышлений о путях развития российского джаза и ростовского джаза, прежде всего. Последний давно уже стал явлением мирового уровня… И по удивительно доверительному тону, в каком ведется повествование о судьбах отдельных музыкантов и целых коллективов. Как заметил известный донской музыковед (проректор по научной работе, профессор РГК им. С.В.Рахманинова) Анатолий Цукер, такого издания не имеют ни Москва, ни Петербург.

На страницах книги перед нами предстают гиганты ростовского джаза, чей талант быстро пробил все региональные потолки и рамки. Карп Деланьян, Николай Гончаров, Эдуард Бахман, Аркадий Эскин, Яков Кюльян, Виктор Кутов... И, конечно, великий – без всякого преувеличения – маэстро Ким Назаретов. Это он со своим потрясающим по мастерству биг-бендом открыл миру ростовский джаз, а ростовскому джазу – мир. А еще маэстро заслуживает признательности за то, что впервые в стране создал стройную систему джазового образования: первое в стране отделение эстрадно-джазовой музыки в Ростовском училище искусств, первую в стране кафедру эстрадно-джазовой музыки в Ростовской консерватории (в бытность ее еще музыкально-педагогическим институтом). Его ученики создали первую детскую джазовую школу – это тоже ростовский бренд. С тех пор в Ростове не только играют джаз, но и растят джазменов. В книге о ростовском джазе джазовому образованию посвящена отдельная глава, что многократно повышает ее ценность в глазах как профессионалов, так и огромного числа любителей этого искусства.

347«Jazz по-ростовски…» - это не только название книги. Под этим именем в культурную жизнь города и всей страны в начале 21-го века вошел ежегодный фестиваль. Он позволил собирать на ростовских концертных площадках музыкантов донской джазовой школы. Многие из них разлетелись по разным странам, но неизменно охотно откликаются на приглашения из своего родного города, приезжают на фестиваль и играют здесь. Как говорят знатоки, в Ростове их игра отличается особой искренностью и выразительностью. Именно так вдохновенно играл на одном из фестивалей легендарный ударник Михаил Левин. И то, что теперь он как житель Канады, где играет вместе с лучшими музыкантами, зовется «по-заграничному» Майкл, ростовского происхождения его мастерства не отменяет. Играл в Ростове и приехавший из-за рубежа саксофонист Евгений Гнездилов, который 25 лет работы с маэстро Назаретовым называет лучшими в своей творческой биографии. Играли другие мастера, выступали вместе со специально приглашенными на фестиваль звездами зарубежного джаза.

348Но многие джазмены продолжают покорять новые высоты мастерства, оставаясь в Ростове. В прошлом году получил почетное звание заслуженного артиста России пианист Николай Иоаннисян. В числе лучших гитаристов Европы прочно утвердился Виктор Борилов. В консерватории готовят высококлассных музыкантов, здесь преподает известный бэнд-лидер, заслуженный артист России профессор Виктор Бударин. Среди них – его талантливый ученик, лауреат многочисленных, в том числе и зарубежных фестивалей и конкурсов джазовой музыки Евгений Белин. Собравшиеся в четверг в концертном зале Донской публичной библиотеки имели счастливую возможность послушать джаз в мастерском исполнении Н. Иоаннисяна, Е. Белина и В. Борилова. Игра таких музыкантов опровергает расхожее мнение о традиционной слабости прослойки высокой культуры в Ростове. Слушая их, с радостью и гордостью убеждаешься, что это далеко не так. Иначе как смог бы Ростов стать одним из центров джаза самой высокой пробы?

Рафаиль Туишев стал одновременно и инициатором, и организатором выпуска книги о ростовском джазе. Собранный им авторский коллектив, куда вошли такие знатоки музыки, как Олег Еремин, Елена Черепанцева, Алексей Баташев и ряд других, сумел показать увлекательную и впечатляющую картину подъема и развития ростовского джаза.

Столь подробный рассказ о содержании книги оказался здесь необходим хотя бы уже потому, что мало кто из наших читателей сумеет свободно познакомиться с ней. Выпущен «Jazz по-ростовски», как это нередко у нас сегодня происходит с нужной литературой, удручающе малым тиражом. Всего 500 экземпляров. Востребованность книги ставит на повестку дня ее второе издание.

Поэтому уважения заслуживает жест жителей другой столицы – российской. Участвующая сегодня в строительстве нового ростовского микрорайона «Левенцовский» московская компания «Интеко», которую возглавляет супруга столичного мэра Елена Батурина, закупила 100 экземпляров книги. Руководитель пресс-службы «Интеко» вручил 50 книг библиотекам области и еще 50 книг - библиотекам и музыкальным школам Ростова. Сама Е. Батурина направила приветствие авторскому коллективу. В нем она отмечает их вклад в развитие отечественной культуры и благодарит за энтузиазм и настойчивость. Как не без юмора заметил Р. Туишев, наши выдающиеся предприниматели всегда умели ценить «безумные идеи».

Кстати, о «безумных идеях». Великий Нильс Бор как-то заметил по поводу одной из физических теорий: «Эта идея недостаточно безумна, чтобы быть верной». Судя по тому, какую силу набирает ростовский джаз, принося славу своему городу, джазовая идея на донской почве привилась и оказалась стопроцентно верной…

26.09.2008г., НВ.
.