rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

С годами – только ценнее

350В целях «ограждения общественной нравственности от таких публичных увеселений, которые могут влиять на массы развращающим образом» ростовская городская Дума решила…

Что же могла решить городская Дума конца XIX века, исходя из этих целей? Создать городскую публичную библиотеку!

Теперь она называется Донской государственной публичной библиотекой, день ее рождения внесен во Всероссийский список памятных дат и событий. Сегодня у Донской публичной юбилей – 120 лет.

Она могла бы появиться и раньше: почти четверть века (!) потребовалось для того, чтобы идея городского головы Андрея Байкова о создании в Ростове такой библиотеки получила поддержку и одобрение думского большинства. А прежде идею отклоняли.

- Вероятно, главной причиной была финансовая: Дума считала, что есть более важные цели. А кроме того, строили козни конкуренты – владельцы частных платных библиотек, - говорит Надежда Аистова, зав. отделом книжных памятников и редких книг.

351В фойе библиотеки развернута выставка, рассказывающая о том, как формировалось ее собрание. Открывает выставку книга из коллекции Германа Фронштейна, держателя книжного магазина и библиотеки для чтения, потому что с трех тысяч его томов, купленных городской Думой,  и началась история Донской публичной.

- Надежда Климовна, многие книги из тех, первых поступлений, теперь в вашем отделе. Как, когда книга превращается из обычной в редкую, обретает статус книжного памятника?

- По международным нормам, к памятникам печати относятся книги, изданные до 1830 года. Это так называемые книги ручного пресса. А с 1830 года уже началось машинное производство книг.

Оснований, по которым книга может попасть в редкий фонд, несколько: это – и тираж, и оформление, количество переизданий.

К примеру, недавний репринт сборника стихов Анны Ахматовой «Вечер» - это редкая книга, и труды Бухарина, впервые переизданные спустя несколько десятков лет, - тоже редкость. Почти все юбилейные издания, посвященные знаменательным датам, попадают в редкий фонд: как правило, они издаются небольшими тиражами, но главное даже не это. Юбилейное издание – это великолепное, уникальное оформление, образец полиграфического искусства.

- Самая старинная книга в вашем собрании – это…

- Речи марка Тулия Цицерона, изданные в Париже в 1538 году.

- Я читала, что во время немецкой оккупации Ростова самые ценные книги библиотекари замуровали в стене. Но все книжные богатства утаить было невозможно. Часть их немцы, якобы, успели переправить в Берлин. Известно что-либо о судьбе этих книг и есть ли надежда на их возвращение?

352- Они включены в сводный каталог культурных ценностей, утраченных нашей страной в годы Второй мировой войны. Надежда на их возвращение крайне слаба: скорее всего, если эти книги и уцелели, то разбрелись по частным коллекциям.

Но в 1945 году у нас все же была большая радость: Москва передала две тысячи трофейных книг из библиотеки Марии Павловны, дочери императора Павла I.

В 1804 году она вышла замуж за будущего саксонского герцога Карла-Фридриха и увезла с собой в Германию большую библиотеку книг на русском языке. Потом всю жизнь ее пополняла, живо интересуясь новинками русской литературы.

На сегодняшний день это – уникальные вещи, причем в прекрасной сохранности.

- Кстати, о сохранности. Каждый, кто имел дело с книгами XIX века, знает, что с годами состояние их ухудшается, страницы рассыпаются от одного лишь прикосновения. Как вы их сберегаете?

- Библиотечное хранение с домашним не сравнить. Мы книги обеспыливаем, обрабатываем специальным средством, которое приостанавливает процесс разрушения. Некоторые книги в целях сохранности заключаются в бескислотные картонные футляры - для ограничения пагубных атмосферных воздействий.

- И все-таки, когда книгу листают десятки рук…

- К книгам редкого фонда доступ ограничен. Просто так из любопытства их не листают.

Но вы скажете, что есть ведь книги редкого фонда, изданные в начале прошлого века, которые благодаря содержащемуся в них статистическому материалу могут быть интересны и полезны довольно широкому кругу читателей… Как быть с ними?

Мы интенсивными темпами оцифровываем наш фонд, и, в первую очередь, - ту самую справочно-краеведческую литературу.

…А потом я спросила Надежду Аистову, бывают ли редкому фонду дары, и услышала имя: Евгений Григорьевич Москалев. Этот человек подарил Донской публичной целую коллекцию редких книг.

Надежда Аистова подвела меня к выставочному стенду в фойе и указала на один из экспонатов:

353- Обратите внимание: эту книгу автор подарил городскому голове Байкову, о чем свидетельствует дарственная надпись. А под этой надписью – автограф самого Байкова с другой надписью – о пожертвовании подарка городской библиотеке. Андрей Матвеевич делал так не однажды. А сегодня так же поступает губернатор Владимир Чуб.

- У нас нет какой-то особой губернаторской коллекции, - продолжила зав. отделом комплектования Лариса Поповян, - но Владимир чуб – это наш постоянный даритель. Недаром Российский книжный союз удостоил его одним из первых звания почителя и ревнителя книжного дела.

Из Казани, куда губернатор ездил на торжества по случаю 1000-летия города, он привез настоящий шедевр – факсимильное воспроизведение Корана за 1805 г. Благодаря Чубу, - говорили мне библиотекари, - фонды Донской публичной пополняются такими редкими и дорогими, главным образом, подарочными, юбилейными изданиями, о которых библиотека могла лишь мечтать.

И просто царский подарок получила Донская публичная от настоятеля ростовского храма святого великомученика Пантелеимона о. Анатолия Комара. С истинно христианским смирением он преподнес библиотекарям книгу, при виде которой у них перехватило дыхание: беседы Иоанна Златоуста, изданные Киево-Печерской лаврой в 1623 году!

Теперь это – самая старая русская книга редкого фонда.

…А в отделе комплектования среди обычных поступлений и даров увидите не только книги, коробки видео- и аудиокассет, электронные диски… Только за прошлый год список библиотечного собрания пополнился 48 тысячами наименований документов на различных информационных носителях. Что будет здесь еще через 120 лет? Космические цифры.

19 января 2006г., НВ.
.