rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

СОРОК ПОРТРЕТОВ РОСТОВА-на-ДОНУ

КАКИМ    БЫЛ    НАШ    РОДНОЙ    ГОРОД    СТО    ЛЕТ    НАЗАД?    ЧТОБЫ    ОТВЕТИТЬ    НА    ЭТОТ    ВОПРОС, СТОИТ    ПОБЫВАТЬ    В    ОТДЕЛЕ    РЕДКИХ    КНИГ    ДОНСКОЙ    ГОСУДАРСТВЕННОЙ    ПУБЛИЧНОЙ    БИБЛИОТЕКИ

Здесь строгие сотрудницы бережно покажут вам книгу «Весь Ростов-на-Дону с Нахичеванью», изданную в 1895 году, к которой приложен первый в истории нашего города массово тиражированный план.

Конечно, карты Ростова, как и любого другого города, составлялись и раньше, но все они носили, как теперь сказали бы, «служебный характер». То есть составлялось вручную, в лучшем случае, несколько копий городской карты. И находились они у городского головы, городского архитектора и, может быть, еще - у двух-трех чиновников и полицейских чинов.

Подлинные городские планы Ростова той эпохи сохранились лишь в столичных музеях и архивах. И только благодаря дореволюционному краеведу М.Б. Краснянскому - автору небольшой, но весьма интересной книжки «Ростов-на-Дону в прошлом по городским планам», вышедшей в 1912 году, можно себе представить по фотокопиям старинные планы нашего города.

Лишь в 1895 году, когда в Ростове было уже почти сто тысяч жителей и он уверенно вошел в первую десятку городов страны, городской план перестал быть сугубо «служебным» документом и появился в тиражированном виде у каждого, кто приобретал рекламно-информационный справочник «Весь Ростов-на-Дону с Нахичеванью».

В разных вариантах такой справочник выходил до революции почти двадцать раз, и к большинству изданий непременно прилагались достаточно хорошо выполненные городские планы. Кроме сетки улиц, на этих планах были показаны основные предприятия и учреждения (в том числе и такие своеобразные, как, например, городская тюрьма), а также маршруты сначала конки, а с 1901 года - трамвая.

Одной из наиболее удавшихся карт была выпущенная в 1911 году. Именно с нее не так давно, в 1991 году, был выпущен «новодел», разошедшийся массовым тиражом среди любителей истории Ростова. Агентство «Памятники Отечества» сделало тогда всем нам весьма приятный и неожиданный подарок.

Предреволюционный Ростов предстает перед нами на этой карте как не маленький, но и не слишком большой город: достаточно сказать, что даже район нынешней площади Гагарина был еще абсолютно не застроен и представлял собой «выгонную землю». Только-только начинал застраиваться район «боен» (мясокомбината). Западной границей города служила нынешняя Профсоюзная улица (так называемая «межа Гниловской станицы»). Ну а восточная граница Ростова, одновременно служившая западной границей соседней Нахичевани, проходила по нынешнему Театральному проспекту...

После революции, в 1921 году, выходит первое советское издание карты. Здесь уже на одном большом листе показаны оба города-соседа - и Ростов, и Нахичевань. Карта интересна прежде всего именно своей «восточной» частью, то есть Нахичеванью, которая впервые была показана на массовом картографическом издании со всей тщательностью. Экземпляр этой очень редкой карты имеется в фондах Ростовского  краеведческого   музея и иногда «выходит на свидание» с горожанами во время тематических выставок, связанных с историей Ростова.

Административно Ростов и Нахичевань объединились, как известно, в конце 1928 года. И уже в 1929-м выходит новое издание карты Ростова с ближними окрестностями. На этой карте, имеющейся в отделе редких книг ДГПБ, уже просматриваются будущие улицы Сельмаша: на восточной окраине объединившегося города кипела стройка. Возводился будущий завод-гигант и его жилой поселок...

Несколько раз выходил план Ростова и в тридцатые годы, в том числе и в качестве вкладки к книге «Адреса Ростова». Наиболее удачным краеведы считают очень тщательно проработанный план 1939 года, где уже есть поселки Орджоникидзе и Фрунзе, район РИИЖТа (тогда эта территория называлась Новым городом), Дачный поселок. Основная часть нынешней улицы Ленина еще не была тогда застроена, но уже имелась на плане как будущая магистраль...

План 1939 года вышел небольшим тиражом и сохранился в считанном числе экземпляров. Один из них - в экспозиции музея истории родного края во Дворце творчества детей и молодежи. Оригинальной особенностью этого плана, характеризующей обстановку тех предвоенных лет, стало отсутствие на карте железных дорог, а также мостов через Дон. Предполагалось, что такая предосторожность не позволит фашистским лазутчикам нанести на свои военные карты объекты будущих бомбежек... Увы - эти надежды были, конечно, наивными...

Прошло целых двадцать лет (!), прежде чем - впервые после войны - появился новый картографический портрет нашего города. В 1959 году схематический план Ростова был приложен к путеводителю по Ростову С. Маркова. По тем временам это было событием. Более подробные планы, с маршрутами городского транспорта, вышли отдельными изданиями в Ростиздате в 1968 и 1970 годах. Здесь уже были показаны Западный массив, поселки Нижне-Гниловской, Чкалова, «старый» Северный. Однако в целом картографический уровень схемы был довольно примитивным.

Гораздо более похожим сам на себя предстал Ростов на подробном туристическом плане 1977 и 1979 годов, также вышедшем в Ростовском книжном издательстве. На карте было показано около 250 туристических объектов, все маршруты транспорта, дана краткая историческая справка о городе, помещено десять цветных фотографий. Полиграфическое исполнение этого издания и по сегодняшний день является лучшим среди всех массовых карт Ростова.

С 1980 года карты Ростова (в том числе отдельные схемы городского транспорта, а также карта «Магазины Ростова») выпускались Главным управлением геодезии и картографии при Совете министров СССР. Всего за десять лет вышло шесть изданий с одинаковой картографической основой - с искусственными искажениями масштабов и неточным взаиморасположением окраинных поселков - такие были тогда требования «органов». Непосредственную работу по выпуску этих карт выполняла Тбилисская картографическая фабрика.

Общий тираж карт Ростова, выпущенных в послевоенные годы, превышает 1 миллион 200 тысяч экземпляров. Прямо скажем, при всех недостатках этих карт у них было и неоспоримое достоинство: массовость и общедоступность. Городские планы стали принадлежностью едва ли не каждого дома.

Новый этап в развитии городской картографии открыла карта Ростова 1990 года, выпущенная Южным аэрогеодезическим предприятием. Здесь уже почти не было искусственных искажений, город показан масштабно (в 1 сантиметре - 250 метров). Однако карта давала лишь «сетку» улиц и маршруты транспорта, что было малоудобно не только для туристов, но и для ростовчан.

Новое, готовящееся к выпуску издание 1996 года устранит этот недостаток. Уникальная, размером почти в квадратный метр, карта покажет нам свыше 800 туристических объектов, все линии городского транспорта, а также пригородные зоны - от села Крым до Аксая и от Батайска до села Щепкино.

В общей сложности за сто лет карты Ростова выходили примерно 40 раз. Не исключено, что к 250-летию Ростова некоторые наиболее интересные карты разных периодов получат вторую жизнь в «Атласе Ростова», предполагаемом к выпуску Южным аэрогеодезическим предприятием. И тогда, перелистывая страницы будущей книги, все мы можем наглядно убедиться, как рос, мужал, шагал в степь и поднимал этажи наш родной город.

23 октября 1996г., ВР.

.