rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

В подземельях делали танки и пытали людей

Диггер Катя Рычанова и ее команда ищут в Ростове подземный город. Родители Кати - 22-летней ростовской девушки, выпускницы РИНХа, строго-настрого запретили дочери лазить под землей, спускаться в люки, ездить на машине на большой скорости, сплавляться на лодке по реке: «Катюша, это большой риск». Катин друг - тоже не любитель экстрима, не пускает девушку в опасные места. Но Катя все равно делает по-своему.

В подвалах музкомедии была пыточная

- У нее железный характер, - пожимает плечами Юра и быстро допивает свой кофе: любимой не терпится отыскать на развалинах старого пивзавода в парке Горького лаз в катакомбы. Парня утешает одно: в этот раз Катюша не взяла с собой робу и забродские сапоги. Не спустится же она под землю в изящных сапожках, чулочках в сеточку и элегантном золотистом плаще. Хотя... То, что остановит обычную девушку, для Рычановой - всего лишь условность. Катя, например, не боится крыс и огромных тараканов, которыми кишат городские ливневки (подземные коммуникации), начхать ей и на, порой, невыносимый запах (предприятия по ночам втихую сбрасывают в ливневку свои отходы). Месить грязь, откапывая лопатой потайной лаз, ей тоже не противно.

- Наоборот, интересно, - энергично мотает головкой худенькая диггерша. Рост - 1 метр 68 сантиметров, вес - 50 килограммов. Такая, где хочешь пролезет, просочится, втиснется.

Вместе с Катей работает команда - биологи-аспиранты по кличкам Князь и Штирлиц. По словам Катерины (а она в команде главная), они, скорее, теоретики. Самый надежный партнер девушки - сосед дядя Вова. Он жестянщик и по роду своей деятельности собирает для своего неформального босса много ценной информации.

- Недавно, например, бригада дяди Вовы ремонтировала подвалы в бывшем театре музкомедии (здание сейчас передали ростовской епархии - И.В.) и обнаружила там всякие приспособления для пыток. В архиве я узнала, что во время войны в театре размещалось гестапо. Дядя Вова тщательно обследовал подвалы и в одном из них наткнулся на прочную дверь. Куда она ведет, так и осталось загадкой. Нынешние хозяева здания категорически запретили ее взламывать.

Самая большая Катина мечта - составить схему всех ростовских подвалов, связанных между собой подземными ходами.

- Я перекопала в городском архиве горы литературы, - говорит Катя, - к сожалению, о ростовских катакомбах, о их предназначении сказано очень мало. Непонятно, для каких целей строились, например, сталинские. Они расположены в районе Театральной площади и переулка Грибоедовского. Время постройки определить просто: на камнях или бетонной облицовке всегда стоит дата.

Сейчас в Катиных дневниках записано немало легенд о ростовских катакомбах.

- Все легенды я проверяю на практике, - говорит девушка. - Мало ли...

Так, недавно диггерша узнала, что на территории овощной базы на Сельмаше вырыт глубокий котлован и якобы в нем есть ход, который ведет в подземные цеха завода «Ростсельмаш», где когда-то делали танки.

И действительно Катерина, Князь и Штирлиц отыскали таинственный котлован.

- Он похож на колодец - глубокий и узкий, - рассказывает Катя. - Вниз мы спустились по железной лестнице и увидели на дне котлована ... рельсы. Они шли вбок и вниз и были затоплены грязной жижей, пахнущей керосином. Но расстояние между сводом лабиринта и, так сказать, рекой приличное. Я решила проплыть по подземному ходу на своей резиновой лодке, но побоялась, что задохнусь. Когда вылезли на поверхность, рабочие базы пошутили, дескать, танки ищете, молодежь? Однако толком нам никто не объяснил, что это за котлован, когда и для чего его вырыли.

Штирлица задержала милиция

Самое большое место в Катином дневнике отведено сведениям о центре Ростова. Здесь нет пометок, под каким памятником ей назначили первое свидание или на какой скамейке она в первый раз поцеловалась. В дневнике - схемы и подробное описание каждого люка (через них диггеры выбираются на поверхность в случае аварийной ситуации) и выводы, сделанные после бесед с бабульками.

Недавно, например, бабушки рассказали Кате, что во дворе дома на углу Станиславского и Буденновского еще до войны постоянно проваливалась почва, и якобы они, еще будучи детьми, спускались в яму и обнаружили там лаз, ведущий к Дону.

По версии Кати, вполне возможно там находится ход, по которому от пивзавода гнали к набережной лошадей, груженных пивом. В горку лошадкам подниматься было тяжко, вот коммерсанты и велели прорыть под землей пивной лаз. Кстати, упоминание об этом, так сказать, буржуйском извращении имеется и в исторической литературе. Но сейчас место, где, по сведениям бабушек, проваливалась земля, надежно завалено глиной и щебнем. Можно пролезть из подвала. Но он частный.

- Люди нас не понимают, - сожалеет Катя. - Мы хозяев убеждаем, дескать, потом заделаем то, что разворотили. Дайте добраться до подземного хода. Чаще всего в ответ слышим: «А, пошли вы...»

Один из самых пикантных подземных ходов, по мнению Кати, соединяет Дом физкультуры (до революции в нем находился коммерческий клуб) и филармонию. По нему коммерсанты тайком бегали к артисткам оперетты и без помех, как ни в чем не бывало, возвращались обратно. К сожалению, вход в любовный лабиринт, который, по свидетельствам историков, начинается в Первомайском сквере под ротондой, заполнен водой.

- Мы пробовали ткнуться через лаз, который нашли за гостиницей «Интурист», там, где собираются строить небоскреб, - рассказывает Катя. - Но мои ботаники взбунтовались: «Там же полно народа и строителей. Нас не поймут». После того, как Штирлица и Князя задержала милиция (они осматривали люки вокруг СКВО и на вопрос: «Чем это вы тут, ребята, занимаетесь?» - честно признались, что ищут подземные ходы), они стали большими паникерами. Честно говоря, когда я с лопатой брожу по стройке, где по моим предположениям может находиться вход в катакомбы, экскаваторщик или прораб, бывает, интересуется: «Барышня, что вы тут делаете?» Говорю: «Копаю червей». И вопросов больше не возникает.

- Куда, кроме любовного лабиринта, тебе бы хотелось пробраться?

- В главном корпусе ростовского университета на Большой Садовой есть подвал (ах, какая там красивая арка!), из которого можно пробраться на территорию тюрьмы, а из нее, соответственно, таким макаром удрать, - таинственно шепчет Катерина.

Правоохранительные органы могут спать спокойно. Вход в этот подземный ход тоже надежно затоплен водой. А у заключенных, надо полагать, нет насосов, чтобы ее откачать. Если уж университет не может этого сделать.

- И о чем только думают наши архитекторы, - возмущается диггерша. - Небольшой природный катаклизм - и эта университетская «Венеция» может запросто рухнуть.

К счастью, напротив театра им. М. Горького, кроме стелы, ничего не строят. Под богиней Никой разлито большое подземное озеро.

- Это только красиво звучит, - усмехается Катя. - На самом деле там противная грязная жижа, которая потихоньку течет в театральные подвалы. Даже я туда опасаюсь лазить. Хотя вполне вероятно, через них можно проникнуть в подземный город, который расположен под парком Революции.

Тайна подземного госпиталя

О таинственном городе Кате рассказала ее родная бабушка, а той в свою очередь ее подруга. Она во время войны работала медсестрой и утверждает, что во время оккупации Ростова фашистами в катакомбах, под парком, находился большой военный госпиталь, в котором она работала. Туда тайком от немцев привозили наших раненых. Как уверяла медсестра, в том загадочном городе свободно могла разместиться половина жителей Ростова.

Катя не отыскала в архиве упоминаний о подземном госпитале.

- Но это не значит, что он не существовал, - считает диггерша. - В архиве много чего не сказано.

В поисках таинственного города Катя и жестянщик дядя Вова на брюхе пролезли несколько километров по канализационной трубе.

Надеялись, что преодолеют новые коммуникации и наткнутся на вход в старое подземелье. Но безрезультатно.

Родители Кати, узнав об этом путешествии, едва в обморок не упали: «Ты подумала о том, что внезапно могли спустить воду, и вы бы утонули?»

- Конечно, опасно, - соглашается Катя. - Однажды на меня свалился здоровенный камень. А я без каски. Не люблю ее. Глухо, как в танке. А как-то, в ливневке, под парком Горького, сразу у всех (а нас собралось человек шесть, не меньше) внезапно погасли фонари. Еле добрались к выходу. Зато, побудешь под землей часика три, вылезешь наверх, и жизнь кажется такой прекрасной, воздух свежим, а люди милыми. Даже в общественном транспорте.

По настоятельным просьбам родителей Катерина пока приостановила поиски подземного города. В ближайшее время она отправляется в Тарасовский район, на границу деревень Степаново-Ефремовки и Павловки, на практике проверить одну из местных легенд. По преданию, на огромной горе, которая непонятно как образовалась среди степи, есть два камня, раздвинув которые, можно попасть в подземный ход, ведущий вглубь.

    "Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 16(227) от 16-04-2003
.