Очистная магистраль в строю
На прошлой неделе состоялось пробное переключение одного из спусковых коллекторов городской канализации на новый, 68-й коллектор.
Если говорить простым языком, то новый коллектор — это большая подземная магистраль диаметром от двух с половиной до трёх метров на средней глубине залегания до 80 метров, по которой все фекалии с Ворошиловского, Октябрьского, Первомайского и Советского районов транспортируются на очистные сооружения канализации.
Вообще нужда в нём возникла ещё в 70-е годы, но строительство было начато только в 1993 году, затем из-за отсутствия денег было приостановлено, возобновлено в 2001-м, и вот наконец-то завершено. Стоимость собственно коллектора составила более 1,2 миллиарда рублей, из которых 957 миллионов — средства областного бюджета, остальное — федерального и городского. Помимо собственно магистрали, были также сооружены 3 дюкера через Дон, каждый диаметром полтора метра, насосные станции. В результате общая стоимость всей системы превысила 2 миллиарда рублей.
С инженерной точки зрения этот коллектор можно сравнить с метро. Технология прокладки аналогичная, как аналогичны и условия работы. С двух концов тоннеля навстречу друг другу идут 2 так называемых проходческих щита, которые, подобно кротам, выгрызают землю, затем получившийся тоннель укрепляется бетонными полукольцами, наносится гидроизоляция, химическая защита и т. д. Срок службы сооружения составляет минимум 50 лет. При этом последние 500 метров именно в Ростове из-за сложных условий грунта велись в условиях кессона, то есть чтобы вода не мешала строителям, на глубину порядка 28 метров постоянно накачивался воздух, который вытеснял грунтовые воды. Находиться в такой среде человеку более 4 часов нельзя, и поэтому стык тоннеля проводился в автоматическом режиме, и расхождение составило всего полсантиметра!
Как сообщил первый замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ Ростовской области Николай Тындык, благодаря вводу 68-го коллектора вчетверо снизится нагрузка на действующие коллекторы города, существенно улучшится экологическая обстановка в бассейне реки Темерник, город получит возможность развиваться в северо-западном направлении, в частности, начать строительство в Ливенцовке, и множество других преимуществ. Более того, 68-й проектировался с существенным запасом по пропускной способности, а значит, решит проблему канализации и водоотведения в Ростове на ближайшие годы. Ведь если при существующей сейчас нагрузке в 180 тысяч кубов его пропускная способность составляет 300 тысяч, то это значит, что донская столица может увеличиться почти вдвое без строительства дополнительных инженерных коммуникаций! А это соответствующая экономия при строительстве, кроме того, коллектор спроектирован с небольшим естественным уклоном, и весь сток по нему пойдёт самотёком, что также даёт существенную экономию электричества, поскольку не нужно заниматься перекачкой. Одним словом, пуск 68-го коллектора означает существенный рывок в развитии городского ЖКХ, закладывает новые горизонты развития Ростова, позволяет оздоровить Темерник. Остаётся лишь добавить, что до 23 июня все ныне действующие коллекторы будут переключены на 68-й, и полноводная фекальная река устремится прямиком на очистные, дабы уж более не растекаться по сторонам и рекам Ростова-на-Дону.
14 июня 2006г., РО.
|