rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Под городом строят подземную улицу

14Три года в недрах Ростова идёт крупнейшая стройка. В ближайшем будущем на глубине, измеряемой десятками метров, от зоопарка к Дону, параллельно реке Темерник проложат крупнейший канализационный коллектор. Фактически создаётся улица-канализация: диаметр магистрали — три с половиной метра.

Так будет выглядеть самый крупный в нашем городе 68-й коллектор, способный переправлять на очистные сооружения канализации до 50% нечистот донской столицы. У города появится возможность строить новые жилые районы и производственные предприятия. Иными словами, ростовчане смогут не опасаться за экологию. Ведь новые люди и новые заводы — это и новые стоки. Между тем наши нынешние канализационные сети уже не выдерживают существующего давления и трещат под напором нечистот.

Зачем морозят почву?

Земляной коридор будущего тоннеля прорубает специальная машина. За ней следуют строители, вручную собирающие железобетонную магистраль. Почва в районе Темернички изобилует плывунами, выражаясь негеологическим языком, это движущаяся под землёй глина с водой, которая может живьём погрести людей.

…И вот мы в коллекторе.

— За нами гнались плывуны, но мы убежали, — шутит где-то под железнодорожным вокзалом начальник одного из участков подземной стройки Борис Маныч. — Долбили землю со скоростью до 180 метров в месяц и досрочно выполнили план.

Подземный коридор на этом участке на много километров облачён в железобетонную «кольчугу», теперь здесь безопасно. Тускло мерцают висящие вдоль прохода шахтёрские лампочки, робко пытаясь рассеять кромешный мрак. Правда, сейчас здесь не очень комфортно, так как окрестности Темерника богаты подземными реками. Проложенная магистраль местами пропускает влагу, отделочные работы зачастую приходится вести под природным душем, чуть ли не по колено в воде. Зато нет необходимости сгибаться в три погибели, сюда, не преклоняя головы, успешно войдёт любой баскетболист.

А тем временем другим бригадам, прокладывающим тоннель от зоопарка и двигающимся навстречу, пока не до шуток. Сейчас несколько раз за сутки к ним подбирается глина с водой. Чтобы отогнать стихию, в вырытый земляной коридор каждые шесть часов пускают сжатый газ. Стихия нехотя ретируется.

Один из самых опасных участков располагался в районе улицы Зоологической, в нескольких десятках метров под психиатрической больницей. Для дополнительного сдерживания плывунов здесь приходилось замораживать почву. Для этого в земле бурили скважины и заливали в них из морозильных машин специальный рассол, температура которого минус двадцать градусов. Сейчас аналогичные работы идут в переулках Пестеля и Самойловском, под которыми рубят проход.

Робот-сантехник

Уже сегодня виден конец работам: строители проложили под землёй 5600 метров тоннеля. Построена и подводная часть магистрали под дном реки. Эту часть трубы сперва затопили в Дону, после чего над ней трудились водолазы. В сравнении с пройденным путём осталось всего ничего — менее километра.

15На трассе будет обустроен самый глубокий — 40-метровый люк в нашем городе, ведущий в 68-й коллектор. Чтобы пешеходы не попадали в колодцы, их защитят двойной сеткой из нержавеющего металла. Во избежание воровства крышки люков запрут на специальные замки. Спускаться в них будут на лифтах. Вообще ныне строящийся коллектор является самой передовой, не имеющей аналогов в нашем городе канализацией, оснащённой даже компьютерами. А ревизию подземного хозяйства станет регулярно проводить специальный «робот-сантехник».

— Проектом предусмотрен автоматический контроль за коррозией магистрали, — рассказывает заместитель директора ООО «Вектор-2000» (ведущего подземные работы подрядного предприятия) Наум Пряхин. — В неё регулярно будут запускать понтон с телероботом.

— А сколько этот объект прослужит нашему городу? — интересуюсь.

— По нынешним подсчётам, не менее 100 лет. О максимально же возможном трёхсотлетнем сроке эксплуатации, упоминаемом в проектных документах 80-х годов, сегодня перестали говорить. И правильно. Сложно прогнозировать, что к тем далёким временам изобретёт человечество.

— Неужели и трёхвековой срок эксплуатации реален?

— Судите сами: ещё до революции, в позапрошлом веке, в Ростове был построен крупнейший коллектор двухметрового диаметра. Что он только не повидал на своём веку! Чего стоили бомбёжки в годы Великой Отечественной войны. Однако и сейчас эта магистраль худо-бедно, но служит городу. Причём в те времена у нас не было ни роботов, ни компьютеров.

 Отчего мутна водичка в Темерничке?

Похоже, ведущаяся подземная стройка войдёт в историю, нашего города. Ведь этот подземный объект относится к категории вечных. Одна из многочисленных проблем, которую решит введённый в эксплуатацию коллектор, заключается в возможности дальнейшей реализации долгосрочной программы по возрождению реки Темерник.

— В течение десятилетий темпы строительства нового жилья в нашем городе заметно опережали строительство коллекторов, — рассказывает заместитель главного санитарного врача г. Ростова-на-Дону Татьяна Родионова. — Северный жилмассив, Темерник, часть Военведа введены без крупных канализационных трасс. На старые сети легла дополнительная нагрузка, и в результате 18 лет назад в районе зоопарка прорвало канализационную станцию, стоки потекли в Темерник. Подобное происходит и сегодня. Устранить аварийную ситуацию без ввода в эксплуатацию 68-го коллектора технически невозможно.

Вода севернее зоопарка значительно чище. Более того, городской санитарно-эпидемиологический надзор разрешает даже купаться на обустроенных на реке водохранилищах Северное и Ростовское море. Здесь ситуация удовлетворительная, пляжи водоёмов не грязнее донских песков. Правда, и в этих краях с городских улиц в реку бежит неочищенная дождевая вода, однако пока что нам не до жиру. Вымывшие асфальт дождевые стоки всё-таки безобиднее фекальных.

— А крупные производственные предприятия в Темерник свои промышленные стоки не сбрасывают?

— Только чистую дождевую воду. Исключение составляет лишь участок в районе автовокзала.

 Так чьи вы, стоки, будете?

Здесь в реку впадает ещё один крупнейший в нашем городе коллектор — Генеральный. Официально этот объект считается ливневой канализацией, предназначенной для дождевой воды и не требующей очистных сооружений. На самом же деле, что здесь течёт, не ведомо никому. Во-первых, магистраль достаточно ветхая, и её содержимое обогащается из проходящих на этом же участке ветхих канализационных магистралей. Во-вторых, три года назад здесь было найдено около 50 незаконных врезок, по которым в ливнёвку тайно сливали промышленные и бытовые отходы.

Некоторые из катакомб несколько десятилетий назад были тайно протянуты строителями от обычных жилых домов. Как сообщили нашему корреспонденту в областном комитете по охране окружающей среды и природных ресурсов, часть этих коммуникаций вообще подключать не к чему, поэтому стоки по-прежнему бегут в городскую ливнёвку. Проблему может решить всё тот же 68-й коллектор, который переправит их содержимое на левый берег. Одновременно объект позволит демонтировать ряд ветхих канализационных магистралей.

Вообще, стоки, впадающие в Темерник, — лишь малая толика нечистот, которые заберёт у города новый коллектор. Кроме них, он примет содержимое шести крупнейших ростовских коллекторов, а также РЭРЗа, завода асбестоцементных изделий и других предприятий. Благо, пропускная способность магистрали — до 400 миллионов литров в сутки. Канализационная разгрузка позволит строить в нашем городе новые районы, например, Ливенцовский, возведение которого было приостановлено много лет назад из-за канализационного дефицита.

— В прежние времена мы ограничивали в городе строительство, — подводит итог заместитель главного санврача Ростова Татьяна Родионова. — В течение последних лет все запреты сняты, так как в ближайшем будущем планируется ввести в эксплуатацию 68-й коллектор. У нас его давно ждут.

— 68-й коллектор необходим нашему городу как воздух, — считает директор производственного предприятия «Канализация» Владимир Мокейчев. — Объект уникален, аналогичные есть лишь в Москве, С.-Петербурге и Новосибирске. Мы уже обратились в петербургский «Водоканал» с просьбой поделиться опытом эксплуатации таких магистралей. Она не только ликвидирует канализационный дефицит, но и создаст для города запасные мощности.

24 ноября 2004г., РО.
.