ПОЧЕМУ В РОСТОВЕ НЕ БУДЕТ МЕТРО?
|
Директор ЗАО «Шахтаспецстрой» Виталий Алейников
|
В одном из последних статей об уникальной прокладке коллектора под Ростовом мы раскрыли некоторые тайны технологии строительства тоннелей на больших глубинах. Сегодня мы в гостях у хозяина ростовских подземелий Виталия Алейникова, директора ЗАО «Шахтаспецстрой», человека, который ориентируется в этих самых подземельях лучше, чем на поверхности, и из любой точки под землёй может попасть в любое место города. Мы с нетерпением ждём открытия новых тайн.
– Виталий Иванович, над головами проходчиков залегают сотни тысяч тонн породы, чередующиеся с подземными реками. Если взглянуть в разрезе на участок земли и недр, на котором ведёт свою работу ваше предприятие, то не обязательно быть горным инженером, чтобы увидеть отмеченные синим цветом русла подземных рек...
– Если внимательно посмотреть на карту, вы увидите, что они расположены в два этажа. Первое – близкое к земле – это русло грунтовых вод, второе и более мощное – это так называемая напорная вода (давление около 2,5 атмосферы), которая и создаёт самые большие трудности в работе проходчиков. Около 920 кубических метров воды в час необходимо откачивать для обеспечения работы проходчиков под землёй. Сегодня прокладка коллектора ведётся на встречных направлениях. Щиты движутся навстречу друг другу.
– А могут ли эти щиты разминуться, не встретиться в нужной точке?
– Это исключено. Несовпадение может быть не более 5 мм. Такую точность обеспечивают маркшейдеры и лазерные указатели.
В ближайшее время через две шахты мы планируем спустить вниз ещё четыре щита. Это позволит вести прокладку коллектора более высокими темпами. Так как скоро придётся работать в условиях кессона – это, конечно, замедлит скорость прохождения одного щита, но за счёт увеличения количества щитов мы планируем проходить в месяц более 130 метров.
– Что значит работать в условиях кессона?
– Это значит работать под давлением. Точно так же как работают космонавты или подводники. Разница в том, что в космосе отрицательное давление. А у нас, как у подводников, положительное.
– Так что, ваши проходчики работают в скафандрах?
– Нет, в утеплённой спецодежде. Проводится так называемый процесс зашлюзовывания и расшлюзовывания, т.е. выравнивания давления при вхождении в щит и выходе из него. При расшлюзовывании температура падает очень резко и наоборот, поэтому и спецодежда утеплённая.
– Сколько длится рабочий день под землёй?
– Один час сорок минут. За эти неполные два часа необходимо вгрызться в указанном маркшейдером направлении на 75 см. Все оставшиеся шесть часов рабочего дня уходят на процессы выравнивания давления.
– Для чего вообще необходимо строить новый коллектор в Ростове?
– Как организм человека не может существовать без почек или печени, так и любой город должен иметь соответствующие системы коммуникаций, очистки и обеспечения жизнедеятельности людей. Строящийся коллектор должен разгрузить микрорайоны Северный, Военвед и частично Сельмаш. Дюкер (три трубы, проходящие по дну Дона на левый берег к очистным сооружениям) уже проложен. Темпы, которыми ведётся строительство, высокие. Планируется запуск коллектора в эксплуатацию в 2004 году. Но я думаю, что мы опередим график.
– Специалисты, работающие на вашем предприятии, – это шахтёры и люди из угольной отрасли?
– Это несколько неправильное представление о наших кадрах. Единственное, что нас объединяет с шахтёрами, так это то, что мы работаем под землёй. А работа на глубине не имеет ничего общего с угледобычей. В наших рядах трудятся и горные инженеры – разработчики полезных ископаемых, и маркшейдеры, и проходчики. Хорошего проходчика нужно растить годами. А школы такой в нашем регионе нет. Вот и хотим мы в ближайшее время организовать центр по подготовке квалифицированных кадров как для своих предприятий, так и для всего Северного Кавказа.
– Виталий Иванович, а шахтёры, которых сегодня сокращают предприятия угольной отрасли, разве не подходят для прокладки тоннеля?
– Специфика работы совершенно иная. Там работают комбайны, добывается уголь. Мы же прокладываем трассу, мы строители. Конечно, работают у нас и бывшие шахтёры, но можно сказать, что они учились новой профессии.
– Вы как специалист можете сказать, почему в Ростове отказались строить метро?
– Условия залегания грунтов в Ростове меняются каждые 2–3 метра. Эти условия сложнейшие и непредсказуемые. Метростроители в условиях кессона не работают. Они работают только в условиях заморозки – это когда бурятся скважины и в них на большую глубину закачивается фреон. На самом деле очень сложная и дорогая технология. Для Ростова это невозможно. Если предположить, что строительство метро началось, то представьте все улицы города, обвязанные трубопроводами. Это очень дорогой и нереальный проект.
– Сколько стоит проложить метр коллектора?
– За один погонный метр тоннеля нам платят 40500 рублей. Для сравнения: в Калининграде этот метр стоит 140000 рублей, москвичи делают эту работу за 250–270 тысяч. Конечно, и технологии у северных коллег более передовые и дорогие. Мы пока не можем себе позволить импортные щиты и технологии. Это миллионы долларов. Но несмотря на это мы первые в мире – это было ещё в 1980-х годах и отмечено в мировой литературе – произвели поворот коллектора на 90 градусов на радиусе 105 метров. Такого никто и никогда не делал.
– Виталий Иванович, вы часть жизни проводите под землёй. Вам нравится ваша работа?
– Что касается любви к работе – всю жизнь я строю тоннели, а тоннель – это как мост, он соединяет и объединяет по сути своей. Вот такая любовь…
18 июля, 2002г., РО.
|