rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

ПОЧЕМУ В РОСТОВЕ НЕ БУДЕТ МЕТРО?

19
Директор ЗАО «Шахтаспецстрой» Виталий Алейников 

В одном из последних статей об уникальной прокладке коллектора под Ростовом мы раскрыли некоторые тайны технологии строительства тоннелей на больших глубинах. Сегодня мы в гостях у хозяина ростовских подземелий Виталия Алейникова, директора ЗАО «Шахтаспецстрой», человека, который ориентируется в этих самых подземельях лучше, чем на поверхности, и из любой точки под землёй может попасть в любое место города. Мы с нетерпением ждём открытия новых тайн.

– Виталий Иванович, над головами проходчиков залегают сотни тысяч тонн породы, чередующиеся с подземными реками. Если взглянуть в разрезе на участок земли и недр, на котором ведёт свою работу ваше предприятие, то не обязательно быть горным инженером, чтобы увидеть отмеченные синим цветом русла подземных рек...

– Если внимательно посмотреть на карту, вы увидите, что они расположены в два этажа. Первое – близкое к земле – это русло грунтовых вод, второе и более мощное – это так называемая напорная вода (давление около 2,5 атмосферы), которая и создаёт самые большие трудности в работе проходчиков. Около 920 кубических метров воды в час необходимо откачивать для обеспечения работы проходчиков под землёй. Сегодня прокладка коллектора ведётся на встречных направлениях. Щиты движутся навстречу друг другу.

– А могут ли эти щиты разминуться, не встретиться в нужной точке?

– Это исключено. Несовпадение может быть не более 5 мм. Такую точность обеспечивают маркшейдеры и лазерные указатели.

20
Проходческий щит

В ближайшее время через две шахты мы планируем спустить вниз ещё четыре щита. Это позволит вести прокладку коллектора более высокими темпами. Так как скоро придётся работать в условиях кессона – это, конечно, замедлит скорость прохождения одного щита, но за счёт увеличения количества щитов мы планируем проходить в месяц более 130 метров.

– Что значит работать в условиях кессона?

– Это значит работать под давлением. Точно так же как работают космонавты или подводники. Разница в том, что в космосе отрицательное давление. А у нас, как у подводников, положительное.

– Так что, ваши проходчики работают в скафандрах?

– Нет, в утеплённой спецодежде. Проводится так называемый процесс зашлюзовывания и расшлюзовывания, т.е. выравнивания давления при вхождении в щит и выходе из него. При расшлюзовывании температура падает очень резко и наоборот, поэтому и спецодежда утеплённая.

– Сколько длится рабочий день под землёй?

– Один час сорок минут. За эти неполные два часа необходимо вгрызться в указанном маркшейдером направлении на 75 см. Все оставшиеся шесть часов рабочего дня уходят на процессы выравнивания давления.

– Для чего вообще необходимо строить новый коллектор в Ростове?

– Как организм человека не может существовать без почек или печени, так и любой город должен иметь соответствующие системы коммуникаций, очистки и обеспечения жизнедеятельности людей. Строящийся коллектор должен разгрузить микрорайоны Северный, Военвед и частично Сельмаш. Дюкер (три трубы, проходящие по дну Дона на левый берег к очистным сооружениям) уже проложен. Темпы, которыми ведётся строительство, высокие. Планируется запуск коллектора в эксплуатацию в 2004 году. Но я думаю, что мы опередим график.

– Специалисты, работающие на вашем предприятии, – это шахтёры и люди из угольной отрасли?

– Это несколько неправильное представление о наших кадрах. Единственное, что нас объединяет с шахтёрами, так это то, что мы работаем под землёй. А работа на глубине не имеет ничего общего с угледобычей. В наших рядах трудятся и горные инженеры – разработчики полезных ископаемых, и маркшейдеры, и проходчики. Хорошего проходчика нужно растить годами. А школы такой в нашем регионе нет. Вот и хотим мы в ближайшее время организовать центр по подготовке квалифицированных кадров как для своих предприятий, так и для всего Северного Кавказа.

21– Виталий Иванович, а шахтёры, которых сегодня сокращают предприятия угольной отрасли, разве не подходят для прокладки тоннеля?

– Специфика работы совершенно иная. Там работают комбайны, добывается уголь. Мы же прокладываем трассу, мы строители. Конечно, работают у нас и бывшие шахтёры, но можно сказать, что они учились новой профессии.

– Вы как специалист можете сказать, почему в Ростове отказались строить метро?

– Условия залегания грунтов в Ростове меняются каждые 2–3 метра. Эти условия сложнейшие и непредсказуемые. Метростроители в условиях кессона не работают. Они работают только в условиях заморозки – это когда бурятся скважины и в них на большую глубину закачивается фреон. На самом деле очень сложная и дорогая технология. Для Ростова это невозможно. Если предположить, что строительство метро началось, то представьте все улицы города, обвязанные трубопроводами. Это очень дорогой и нереальный проект.

– Сколько стоит проложить метр коллектора?

– За один погонный метр тоннеля нам платят 40500 рублей. Для сравнения: в Калининграде этот метр стоит 140000 рублей, москвичи делают эту работу за 250–270 тысяч. Конечно, и технологии у северных коллег более передовые и дорогие. Мы пока не можем себе позволить импортные щиты и технологии. Это миллионы долларов. Но несмотря на это мы первые в мире – это было ещё в 1980-х годах и отмечено в мировой литературе – произвели поворот коллектора на 90 градусов на радиусе 105 метров. Такого никто и никогда не делал.

– Виталий Иванович, вы часть жизни проводите под землёй. Вам нравится ваша работа?

– Что касается любви к работе – всю жизнь я строю тоннели, а тоннель – это как мост, он соединяет и объединяет по сути своей. Вот такая любовь…

18 июля, 2002г., РО.

.