rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

ПОСЕЛОК, ВОЗНИКШИЙ ЗА НОЧЬ

 «Наш Район» продолжает серию публикаций об историях ростовских названий. В прошлом номере мы поведали, почему район города окрестили Берберовкой. А сегодня вы узнаете, как возникла Нахаловка и почему ее так именуют.

Районы Лендворца и Темернички, улицы Станиславского и Текучева, нахичеванские линии, Богатяновский спуск - все это считалось ранее окраинами купеческого Ростова. И не просто окраинами, а самыми настоящими трущобами. Здесь, не спрашивая разрешения, селилась беднота. Такие районы получали соответствующие названия: Собачий хутор, Бессовестная слободка, Змиевка, Лягушовка, Нахаловка.

Нахаловка снискала себе большую славу среди окрестных поселков и городов, в первую очередь, тем, что возникла, как написали тогда газеты, «…в одну ночь неизвестного числа». За одну-единственную ночь в 80-м году XIX века между Юго-Восточной железной дорогой и Таганрогским проспектом обосновался целый поселок. К утру люди торопились сложить что-нибудь похожее на жилье, а главное, печь. Потому что считалось, если печь есть, постройку сломать уже нельзя.

Нахаловка, как окрестили поселок, стала прибежищем фабричных работников и железнодорожников.

Если обратиться к толковому словарю, то можно узнать, что «до революции «нахаловками» называли территории, застроенные самовольно, без разрешения городской управы. Они официально не входили в городскую черту, хотя и располагались на городских землях. Их население уклонялось от выплаты налогов, постройки подлежали сносу, однако движения «нахаловцев» были массовыми и они стоически держались».

К 1883 году застройка Нахаловки переросла в настоящий «строительный бум». И ни полиции, ни агенты управы не могли его остановить. На робкие попытки властей навести порядок на этой территории нахаловцы ответили бунтом.

К концу 1883 года возникло целое поселение с 830 жилыми помещениями и населением 4000 человек. Впрочем, назвать жильем эти собранные из досок и бревен хибары можно было с большим трудом.

Наконец чиновники приняли однозначное решение: «строения не сносить, а упорядочить поселения путем правильной нарезки усадеб, причем обложить занятую землю налогом в пользу города». К 1885 году Нахаловка получила не только свой генплан, но и более благозвучное официальное название - Новое поселение.

Через несколько лет сюда провели электрический трамвай, посадили неплохой сад, в котором ближе к революции построили летний кинотеатр, открыли библиотеку, протянули водопровод. В 1911 году здесь открылась крупная больница Владикавказской железной дороги.

В общем, глухая ростовская окраина постепенно приобретала цивилизованный облик, хотя нравы местных жителей оставались довольно жестокими. Частенько здесь устраивали настоящие пьяные побоища.

Специфические «традиции» жителей Нового поселения сохранились до сих пор. Не случайно сюда в свое время перевели районную милицию - поближе к основной массе клиентов.

Интересно Новое поселение и тем, что здесь практически не было разрушений в войну. Старожилы говорят, что «за прежние лишения Бог помиловал». Так что, гуляя по этой части города, сегодня можно получить представления о том, каким был наш город в конце позапрошлого века.

24 октября 2006г., 7С.
.