rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

САМЫЙ МЁРТВЫЙ ДОНЕЦ

23От истока правого рукава Дона в настоящее время начинается дельта великой реки. Протяжённость Мёртвого Донца — более 30 километров. Это путь сезонной миграции рыбы ценных проходных пород на нерест и обратно в море. Здесь проходят шамайя, сельдь, осётр. Лещ, сазан, рыбец, судак ещё нерестятся частью здесь, частью проходят вверх в Дон.

Но после строительства Гниловского моста через Дон экологическое состояние самого длинного гирла Дона резко ухудшилось. Оставленный строителями искусственный мыс создаёт препятствие свободному току воды. Исток Мёртвого Донца заиливается и уже превратился в небольшую протоку.

В связи с уменьшением проточности резко повысился риск отравления воды сточными водами предприятий, расположенных в Западной промзоне города Ростова. ГПЗ-10, химзавод и прочие неоднократно подвергались административным наказаниям. Однако массовые потравы рыбы случаются с угрожающей регулярностью. Так, в 2002 году четыре раза (!), а в 2003 году дважды берега Донца усевала павшая от деятельности человека рыба, раки покидали реку и вылезали на берег!!!

Увы, эта борьба временщиков, живущих на берегу, с великой рекой длится десятилетиями.

Перед Первой мировой войной дельта Дона и высокий правый, «нагорный», берег Мёртвого Донца принадлежали станицам Елизаветинской и Гниловской, области Войска Донского. Известно, что казачьи общества неоднократно судились с ростовскими властями по причинам слива городских фекальных вод в Темерник и в Дон, неправомерной, наносящей вред природе прокладке каналов, устройстве свалок на берегах и так далее...

В советское время возведение Цимлянской ГЭС зарегулировало сток воды и прекратило весенние и летние паводки. Следствием этого стало катастрофиче- ское уменьшение количества рыбы и превращение заливных пойм из сенокосов, пастбищ и огородов в рыборазводные пруды. Сегодня эти брошенные пруды большей своей частью производят на свет только облака пыльцы амброзии.

Результатом этого стало то, что мы имеем. Дельта Дона и, в первую очередь, Мёртвый Донец с берегами загублены почти безвозвратно, а спросить за содеянное не с кого.

Десятилетием спустя после постройки моста через Дон местные жители поняли масштаб угрозы, нависшей над Мёртвым Донцом, забили тревогу. Собирали подписи, обращались в различные инстанции… Добились только незначительной прочистки русла в 1993 году. Но верили, что за Мёртвый Донец возьмутся…

И вот «взялись». Пришло лето 2004 года...

Сегодня акваторию Дона у истока Мёртвого Донца, прилегающий правый берег тщательнейшим образом изучают геодезисты, топографы составляют подробную карту донского дна, геологи сверлят многочисленные скважины… Проводятся широкомасштабные исследования проблемы? Лечащий врач ставит диагноз, чтобы прописать лекарство?

Не совсем… Специалисты без особого желания показывают фор-эскиз проекта, заказанного неким ООО «Ростекс». Оказывается, здесь проводятся изыскания для строительства причальной стенки, именуемой в документах «Речной таможенный пропуск». По сути дела, это терминал, протянувшийся вдоль фарватера на глубине, позволяющей подходить крупным судам. Таможенники якобы будут использовать её для досмотра судов, оформления документов и переноса на берег конфиската.

Здесь уместен небольшой экскурс в историю. Историю не столь давнюю, но оставшуюся в памяти ростовчан неприятной строкой.

В своё время ООО «Ростэкс», за которым стоит депутат ростовской городской Думы А.Т. Кочканян, он же председатель совета директоров ЗАО «Торговый порт», было замешано в одном весьма неприятном скандале. Дабы завладеть заброшенными производственными помещениями вместе с участком на берегу Дона у самого истока Мёртвого Донца, народный избранник избавился от детского спортивного клуба, который там размещался.

Неоднократные попытки Кочканяна продать этот участок берега, после того, как скандал утих, не увенчались успехом. То ли дурной шлейф помешал, то ли ещё какие причины, но ни москвичи, ни архангельцы, которым предлагали этот участок, так и не сподобились его выкупить.

Так или иначе, поиски привели к возникновению идеи как бы ненароком ввести свой участок паем в создание «Речного таможенного пропуска».

По-видимому, председатель совета директоров ЗАО «Торговый порт» сумел убедить «отцов города» в необходимости скорейшего исполнения грандиозного проекта «водных ворот» Ростова.

Вот только ворота эти губительны. Предполагается вдоль русла Дона, перекрывая Мёртвый Донец, на сваях поставить терминал — этакую дорожку длиной более 400 метров, к которой смогут швартоваться любые суда, якобы для таможенного досмотра.

При определённой настойчивости можно на это строительство ещё и денег из государственного бюджета получить, а когда абсурдность проекта станет всем очевидна – «за шапку сухарей» стать владельцем почти готового порта и обширной акватории Дона.

Что в этом плохого, спросите вы? Да, собственно, привычные бизнес-схемы, как на государственном горбу в предприниматель- ский рай въехать. Вот только Мёртвый Донец после этого станет совсем мёртвым. Сам терминал, хоть и построенный на сваях, и, в первую очередь, пришвартованные к нему суда надёжно перекроют исток правого рукава Дона. Если сейчас проточность минимальна, и река не может самоочищаться, то тогда реки просто не станет. Тем более, когда терминал превратится в причал для нефтеналивных судов, а такая возможность рассматривается.

Кто ответит, как повлияет на экологию всей дельты Дона возведение «ворот» в самом её оголовье?

Анатолий Скакунов, главный эксперт, АзНИИРХ:

— Весь левый берег Дона застраивается портовыми сооружениями. Это политика администраций области и города. Здесь, у истока Мёртвого Донца, начинается дельта Дона. Её значение трудно переоценить. Работы по строительству порта сейчас ведутся незаконно.

Евгений Овчинников, главный инженер, НДГРС:

— Строительство причала инициировано администрацией города. Оно носит некоммерческий характер. Суда должны здесь открывать и закрывать границу.

Но экологи должны сказать – «что и как». Ведь если будет сплошная стенка – это конец Мёртвому Донцу.

Виктор Миноранский, профессор РГУ, заведующий кафедрой экологии:

— Мёртвый Донец –одна из наиболее важных проток дельты Дона. По его берегу от Ростова до самого моря, без разрыва, стоят селения. Жизнь людей исторически связана с рекой, сенокосами и пастбищами пойменных лугов дельты.

Не дай Бог, мы совершим здесь ошибку, как с Азовским терминалом и АЭС.

30 августа 2004г., 7С.
.