БИТВА ЗА ДОНЕЦ: ВТОРОЙ РАУНД
Нет хороших и плохих людей. Есть люди с разными интересами. И когда эти интересы встречаются в одной точке, происходит своеобразное «короткое замыкание». Напомним, вдоль русла Дона, перекрывая Мёртвый Донец, предполагалось поставить терминал на сваях. К этой дорожке длиной 387 метров могли бы швартоваться любые суда для таможенного досмотра. Вот на этом-то терминале и «замкнуло» братьев-казаков и депутата городской Думы Арменака Кочканяна.
Терминал — дело, безусловно, нужное и полезное. Ведь подчас судну приходится ждать чуть ли не два дня, чтобы пройти двадцатиминутную процедуру. Помочь таможенникам и взялся Арменак Тадосович, к слову, не только депутат, но и председатель совета директоров ЗАО «Торговый порт». Но казаки станицы Нижнегниловская, рядом с которой и должно было идти строительство, начинания не поддержали. По их мнению, сооружение терминала ускорит гибель и так на ладан дышащей реки. По закону же подобное строительство нужно согласовывать с местным населением, об этом говорит и земельный кодекс, и постановление мэра. А станица сказала «нет». Так закончился первый раунд «битвы за Донец». После того, как об этом проекте написала «Седьмая столица», о том, что работы начались без экологической экспертизы, строительство терминала и вовсе «заморозили». Второй же раунд состоялся в понедельник. Место действия – станица Нижнегниловская...
Суета вокруг эскиза
На встрече казаков и депутата стороны пытались донести друг до друга свои позиции. Пикантность ситуации была в том, что проекта терминала как такового до сих пор не существует. Есть только эскиз, в который, по словам Арменака Кочканяна, были внесены изменения. Так, например, расстояние между сваями было увеличено с 16 до 25 метров. Но с другой стороны, как заявил депутат, «хотя в воду ещё никто не выходил», строительство здания пункта пропуска уже началось… Надо сказать, что эта активность обеспокоила казаков. Г-н Кочканян поспешил их успокоить:
— Допустим, у вас есть свой двор, и вы там строите. Не всегда сначала документ, а потом строительство. Есть здесь промашки. Но на фундамент есть проект, и, похоже, он уже утверждён. Я бы хотел поставить на обсуждение другой вопрос. Если мы сделаем дноуглубительные работы в сторону Мёртвого Донца вдоль фарватера и увеличим свайное поле, мы что-то нарушим? Помешаем воде, миграции рыбы? Ведь сейчас вода стоит. И река постепенно гибнет. А если начать, после первого этапа и другие шаги пойдут. Вот Темерник прочистили – и увеличился поток воды. Это плохо? Скажите правду!
Последний, вполне риторический призыв был расценён некоторыми казаками вполне серьёзно. Пенсионер МВД Владимир Деревянко высказался так:
— Я с уважением отношусь к Арменаку Тадосовичу. И боюсь, наша говорильня ни к чему не приведёт. Кочканян – умный, грамотный и пробивной человек, с большими деньгами. Но его деятельностью мы уже насытились. Как пример – на левом берегу его причал. Там и ночью, и днём стоит шум, который доходит до Портовой. Оттуда же летит металлическая пыль. Но когда строительство порта начиналось, Арменак Тадосович всех уговорил. Уговорит ли сейчас? Вы говорите о Темернике, но он как был загажен, таким и остался. Деньги только зря вы-бросили. Более того, вы сделали фундамент. Я поинтересовался в архстройнадзоре – никакой утверждённой документации на фундамент нет!
Прения проходили в духе перетягивания каната. Появление пункта пропуска увеличит поток судов. Но вода в реке и так сплошное масло, что же будет, если судов станет больше? Углубят реку, но напор воды за глубиной будет откладывать ил, и ситуация ухудшится. Но почему бы не построить пункт пропуска в другом месте? Например, в Кострах у Кумженской рощи? Это ведь обойдётся дешевле. А на сэкономленные деньги очистить весь Мёртвый Донец.
— Это сколько же надо сэкономить? – вскричал Арменак Кочканян…
Но идея, несмотря на свою фантастичность, а может быть, именно благодаря ей, завладела умами казаков. В самом деле, а может ли миллионный город, который выкладывает улицы плиткой, который пускает дорогостоящий бесшумный трамвай, решить этот вопрос?
Рояль в кустах
Присутствие на этой эмоционально насыщенной встрече ещё одного депутата вносило определённую интригу. Ведь депутатом этим был не кто иной, как В. Викулов. Что как минимум говорило о том, что область проявляет к ситуации неподдельный интерес. Под конец встречи Вадим Иванович решил высказаться: года два назад всё движение на Дону было остановлено пограничной службой России с требованием, чтобы все бизнесмены подписались под строительством спецпроходных пунктов пропуска и т.д. Ущерб, нанесённый экономике области, был значителен — 2-2,5 млн долларов. Но пограничная служба, к сожалению, бездушна.
— Я являюсь депутатом по вашему округу, и, кроме того, жителем улицы Набережная, что на Мёртвом Донце. Пункт пропуска нужен. Но это серьёзная государственная, а не частная задача. И я не могу понять – почему здесь? Я согласен с казаками, здесь это сооружение строить нельзя. В связи с нарушениями и законодательства, и экологии. То, что Арменак с таким желанием хочет предоставлять услуги судовладельцам по открытию и закрытию границы, это просто замечательно. Но проблему надо решать несколько иначе. Стоит предложить Арменаку выбрать нормальную площадку. И не обязательно это должны быть Костры. У нас есть администрация Ростовской области, есть управления, которые занимаются отводом земли. Губернатор этот вопрос поддерживает. Надо строить на той земле, которая удобна с точки зрения технических условий. Более того, я уверен, мы сможем договориться с губернатором, чтобы технические условия выполнили за счёт областного бюджета. Это дороги и коммуникации. На левом берегу, справа от западного моста, есть прекрасные поля, можно туда продвигаться и что-то такое делать.
— Там природоохранная зона, — заметил Кочканян.
— Это природоохранная зона по постановлению губернатора. Он же его и отменит. Это не проблема. Я считаю, что Арменаку Тадосовичу нужно помочь в благом деле строительства пункта пропуска. Но в другом месте...
Как воспринял Кочканян неожиданное предложение «помощи» со стороны господина Викулова? Трудно сказать. Если он и обрадовался открывшейся перспективе, то постарался сдержать свои чувства…
Решат ли донцы проблему Донца?
— Так помогут ли нам? – заволновались нижнегниловские казаки.
— Ни о каком строительстве причала речь не идёт, – подытожил атаман станицы Олейников. – Губернатору доложат о ситуации, и он будет принимать решение.
Вопрос же о воскрешении Мёртвого Донца так и повис в воздухе. Его протяжённость — более 30 км, и очистка будет стоить немалых денег. Немалых — даже для области. Более того, это вопрос из разряда федеральных. В связи с этим казаки будут писать обращения к двум донцам, федеральным депутатам: Емельянову и Гребенюку. Вот только нужен ли им этот Донец? Тем более Мёртвый...
—
Зам. начальника госуправления водных путей и судоходства — капитан порта г. Ростова Борис Ткаченко
Строительство терминала позволит разгрузить рейд от танкеров. Пункт пропуска заработает нормально. Проход в Мёртвый Донец не перекрывается, терминал просто разделит реку на два русла. Казаки незаконно заняли эти территории, неизвестно, чем там занимались — сделали там свалку. А Кочканян облагородит землю, построит красивое здание для портовой власти.
—
Заместитель директора Азовского НИИ рыбного хозяйства, доктор биологических наук Ирина Корпакова
Строительство портов идёт без учёта природоохранных интересов. Ничего не согласовывается с рыбниками. Я не видела никаких обоснований. Постоянно увеличивается интенсивность судоходства. Это очень плохо для рыбы с точки зрения загрязнения нерестилища, шумового загрязнения. Особенно в устье. Известно, как много возникает аварийных ситуаций, разливается нефть.
—
Депутат Ростовской-на-Дону городской Думы Арменак Кочканян
Неожиданное появление на сходе моего коллеги по бизнесу Викулова было не случайно. Думаю, здесь конфликт бизнес-интресов. Ведь у того же Викулова есть свой флот и свои интересы в акватории. Тем более, что весной очередные выборы в гордуму, и Викулов заигрывает с казаками.
—
Казак станицы Нижнегниловская Юрий Дегтярёв
Строительство терминала в Донце нанесёт ущерб. Последняя встреча ничего не изменила. Никто даже не говорил, что вреда не будет. Они говорили, что вред только уменьшат. Пусть строят в другом месте. Интерес Кочканяна в том, что ничего не стоит в истоке Мёртвого Донца устроить перевалочный пункт для нефтетанкеров. Тем более, что железная дорога идёт через нас, качай себе и качай...
25 ноября 2004г., 7С.
|