rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Притяжение небес

297«Искусство безмоторного парения в воздухе с использованием восходящих воздушных потоков на аппаратах тяжелее воздуха – планёрах», - так определяет понятие «планеризм» энциклопедический словарь. 1 ноября этому искусству исполнилось 85 лет.

Ростовчане уже подзабыли, а многие по возрасту и знать не могут, что во второй половине минувшего века на месте нынешней ростовской Рублевки, прозванной в народе вертолетным полем, располагался аэродром одного из крупнейших в СССР учебных центров добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). С зари до заката там разноголосо пели авиационные моторы, кипела бодрая жизнь, и будущий цвет отечественной авиации познавал секреты летного мастерства, прыгая с парашютами, поднимаясь в воздух на самолетах, вертолетах и планерах. Хорошо помню, как летали они прямо над крышей нашего дома, расположенного на границе летного поля, и встретить досаафовских асов тогда можно было на ближайшей остановке автобуса номер четыре. За последние же два десятилетия планеры лично мне довелось наблюдать разве что в крымском небе близ Коктебеля. А повидаться со спортсменами-планеристами накануне знаменательной для них даты так и вовсе не удалось.

- Планерный спорт, разумеется, существует, - объясняет ростовский инструктор любительской авиации Виталий Селинский, - но планеров, как и спортсменов-планеристов в «чистом виде», осталось мало. На смену требующему ангарного содержания и аэродромного базирования планеру пришли другие летательные аппараты. Наша техника - дельтапланы, парапланы, дельталеты. Полеты на них существенно отличаются от полетов на планере. В восторг приходят даже профессиональные летчики, когда мы берем их с собой в прогулочные полеты.

Виталий - кандидат в мастера спорта по авиамоделизму и дельтапланеризму, перворазрядник по дельталетам и парапланеризму. Его с соратниками-единомышленниками мне удалось разыскать лишь с помощью давних связей в спортивных кругах. Мы располагаемся в мастерской, где полно выкроек, лекал, деталей и приспособлений. Начав когда-то с несложных самоделок, по сей день члены этой команды летают на аппаратах, собственноручно созданных. Качество и надежность их хорошо известны сведущим людям, а уж крылья для дельталетов, сработанные нашими умельцами, так и вовсе славятся далеко за пределами области. Я абсолютно не разбираюсь в сверхлегкой летной технике последнего поколения, но стараюсь не до конца выглядеть простофилей, поскольку имею в собственной биографии несколько прыжков на давно теперь не применяемом десантном парашюте ПД-47 и одно очень удачно закончившееся падение с дельтапланом в прибрежные кусты на речке Тузловка.

298- Все мы здесь – выходцы из ДОСААФ, но если и летали когда на планерах, то лишь в качестве пассажиров, - рассказывает разрядница дельтапланеризма и парашютного спорта Вера Сигуля. – Я, например, по специальности техник-радиоаппаратостроитель. А в аэроклуб шла с твердым намерением пилотировать самолеты и вертолеты. Да только судьба иначе распорядилась: строгая врачебная комиссия меня «забраковала» для такого летного дела. Дельтаплан оказался доступнее, первый полет на нем – сродни первой любви. У планера скорость выше, а обзор куда меньше. И ощущения вовсе не те. А тут летишь и чувствуешь себя птицей! Заряжаешься новой энергией и живешь дальше, какой бы тяжелой жизнь ни складывалась.

Дельтапланеризм принес выпускнице радиотехникума и настоящую земную любовь. Ее муж Сергей начинал, как и большинство, самодельщиком, первым «обкатывал» аппараты новых типов, был отменным организатором и всеобщим авторитетом. Он погиб, разбившись в одном из полетов.

- Я не оставила небо. Со мной много летал наш сын Антон, а мой младший брат Володя давно прекрасно пилотирует дельталет…

Увлечение даже сверхлегкой авиацией в наше время – дело весьма затратное и хлопотное. Так, стоимость самого немудреного параплана начинается от тысячи евро, а дельталет «тянет» уже не менее чем на пятнадцать тысяч. А еще проблемы заправки горючим, транспортировка, разрешения на полеты, базирование.

- Одних документов для взлета дельталета нужно иметь несколько килограммов, - делится наболевшим единственный в команде профессиональный авиационный инженер перворазрядник Александр Щербинин. - Это в аэроклубах когда-то летали на всем готовом, ездили на всесоюзные соревнования за счет ДОСААФ и даже получали командировочные. Теперь проходится и средства зарабатывать, и с чиновниками общаться, чтобы самим летать. Поля химикатами обрабатываем, летать учим современных состоятельных людей. Их теперь очень много.

Это известие, откровенно говоря, меня удивляет. Понятно еще увлечение богатых престижными машинами, яхтами и длинноногими куклами. А тут – спорт экстремальный, с риском повыше пяти звездочек. Ни от кого не секрет, в нем происшествий хватает. В том числе – и с самым трагическим исходом. Изобилия экстремалов с пухлыми кошельками попросту быть не должно. Это обыкновенной логике противоречит.

- Времена меняются, и эти люди тоже меняются, - убеждают ребята. – Ушла пора красных пиджаков, тяжеленных золотых цепей. Когда-то приходилось катать и таких. Их охрана прощупывала и простукивала тогда наши аппараты, искала динамит, прочесывала окружающую местность. И грустно, и смешно. Зачастую после взлета пассажиры так начинали сотрясать дельталет, что вести его становилось трудно. Новые русские, с которыми теперь имеем дело, в подавляющем большинстве – люди высокообразованные, интересные. Наши ученики летают в разных знаменитых местах земного шара. В Индии, например, в Аргентине.

- Конечно, наш вид спорта пока совсем не массовый, - добавляет Вера Сигуля. – А ведь как загораются глаза тех, кого сейчас называют «поколением Пепси», при виде даже простенького параплана. Им бы хоть раз прочувствовать волшебное притяжение небес в полете! Большинству это, несомненно, изменило бы всю дальнейшую жизнь. Очень хочется верить, что у государства для этого все же найдутся средства. И желание.

07.11.2008г., НВ.
.