rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Полеты в мечтах и наяву

299Судя по сказкам, былинам, мифам и легендам разных народов, летать подобно птицам человеку хотелось с незапамятных времен. Одним из первых изобретений, позволивших ему испытать чувство настоящего полета, стал парашют.

Долго считалось, что идея летательного устройства — предшественника современного парашюта - пришла знаменитому Леонардо Да Винчи. На исходе XV века он не только дал его подробное описание, но и нарисовал человека, спускающегося с помощью конструкции, напоминающей зонт. Позже, однако, было обнаружено письменное свидетельство об использовании успешно прыгавшими с крепостных башен на коронации китайского императора акробатами именно огромных зонтов еще в 1306 году.

Флорентийский инженер-механик Фауст Веранчино в первые годы XVII века создал аппарат, схожий с изобретением Леонардо Да Винчи, и сам успешно испытал его. Спустя год на подобном сооружении из холщовых простыней и китового уса бежал из тюрьмы французский авантюрист Франсуа Лавен, весьма удачно приводнившийся в протекавшей неподалеку речке. Таким образом, в биографии парашюта появились первые вехи.

В 1731 году рязанский подъячий Ефим Крякнутый открыл эру воздухоплавания, совершив первый полет с колокольни на самодельном воздушном шаре более чем за полвека до братьев Монгольфье.

Последовавшее освоение полетов на воздушных шарах сопровождалось частыми авариями, катастрофами, человеческими жертвами. Тогда-то для спасения храбрецов-воздухоплавателей и началось широкое практическое применение парашюта - специального устройства, предназначенного для безопасного спуска на землю с высоты. Кстати, название его происходит из двух слов: греческого para - «против» и французского chute - «падать». Так назвал свое изобретение французский физик Луи Себастьян Ленорман, лично опробовавший собственное творение.

С появлением в начале XX века первых аэропланов приспособленный для прыжков с воздушных шаров парашют оказался непригодным для нового поколения летательных аппаратов. И в его историю навсегда вошло имя русского изобретателя Глеба Котельникова. 6 октября 1910 года во время первого Всероссийского праздника воздухоплавания этот отставной артиллерийский офицер, работавший в ту пору актером Народного дома в Петербурге, стал свидетелем трагической гибели на аэроплане «Фарман-IV» одного из первых отечественных авиаторов России капитана Льва Мациевича. «Она настолько глубоко меня потрясла, - вспоминал он много лет спустя, - что я решил во что бы то ни стало построить прибор, предохраняющий жизнь пилота от смертельной опасности». Уже осенью 1911 года Комитет по техническим делам при департаменте торговли и мануфактур Петербурга выдал Котельникову охранное свидетельство на его «спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом». Через несколько месяцев автор стал обладателем и французского патента.

Первый на деле спасший человеку жизнь прыжок с его парашютом, однако, был совершен все же не с самолета, а с аэростата подпоручиком Мацкайтом во время урагана 25 января 1917 года. 11 июня того же года в реальной боевой обстановке с аэростата, подожженного немецким аэропланом, впервые в отечественной истории спасся прапорщик Полторацкий. Спустя два дня пилот поручик Нарбут, вызвавшись добровольно, совершил первый в России парашютный прыжок с самолета...

После революции Котельников продолжил работу над парашютами уже для советской авиации. Один из них впервые в СССР был применен знаменитым летчиком Михаилом Громовым 23 июня 1927 года во время испытаний нового истребителя на Ходынском аэродроме. К тому времени в отечественной авиации создали специальную службу по обеспечению спасения летчиков. Ее возглавил участник первой мировой, гражданской, а позже и Великой Отечественной войн Леонид Минов. Летчик, планерист, парашютист, он 26 июля 1930 года во главе группы военных летчиков впервые совершил прыжки с многоместного самолета. Этот день считается началом массового развития парашютизма в СССР. Спорт отважных быстро стал в стране одним из самых популярных. Парашютисты имели авторитет и уважение в народе едва ли не большие, чем обладатели звания «Ворошиловский стрелок». Казалось, все подрастающее поколение великой страны вступило тогда в ряды ОСОАВИАХИМа — предшественника ДОСААФ.

Несколько специализированных КБ было занято разработкой и усовершенствованием разноцелевых парашютных систем. Все они потребовались в военное лихолетье. В годы войны появился новый воздушно-десантный род войск, организатором и вдохновителем которого стал Герой Советского Союза генерал армии Василий Маргелов. Легендарный военачальник обладал невероятным авторитетом в армии, пользовался искренней любовью и преданностью своей «летучей пехоты». Аббревиатуру ВДВ до сих пор расшифровывают как «войска дяди Васи». Служить в них, носить голубой берет с тельняшкой и сегодня считается особо престижным и почетным.

Парашютный спорт в первые послевоенные десятилетия уже не отличался былой массовостью, но оставался все же весьма популярным. Сегодня, наверное, невозможно уже точно сказать, сколько всего парашютистов было подготовлено, в частности, одним только Ростовским аэроклубом ДОСААФ, располагавшимся в той части города, которую теперь нередко называют вертолетным полем. В 50-60-е годы жизнь там, как говорится, била ключом. С раннего утра до поздней ночи звенели авиационные моторы, в воздух поднималиь десятки планеров, учебных самолетов, а позже - и вертолетов. Знаменитые «кукурузники» (самолеты-трудяги АН-2) щедро высыпали с высоты пригоршни спорт¬сменов-парашютистов, и в небе тогда расцветали гирлянды разноцветных куполов. В День авиации на аэродроме, казалось, собирался весь Ростов.

Всему этому я — самый непосредственный свидетель и участник, поскольку с десятилетнего возраста много лет прожил на границе аэроклубовского летного поля, и в учебном центре ДОСААФ, само собой, имел множество знакомцев. Иногда удавалось «покататься» с ними на самолетах и даже планерах. По возрасту доступнее всего мне приходился тогда парашют, и за полгода до своего шестнадцатилетия я пошел в парашютную секцию Ростовского радиотехникума, где учился в то время на третьем курсе. Несколько месяцев теоретических занятий, укладка парашюта ПД-47, отработка навыков действий на подвесной системе и парашютной вышке. Наконец — первый прыжок с высоты 800 метров. Его, конечно, не забыть до конца жизни, хотя за три-четыре коротенькие минуты первого спуска прочувствовать успеваешь совсем немного. Ошеломляющей показалась невероятная тишина, наступившая после хлопка раскрывшегося квадратного купола, неожиданно быстро стих гул авиационного мотора улетевшего куда-то Ан-2. Тут же звуки вернулись, стало слышно, как внизу разговаривают между собой ребята из группы обеспечения прыжков, тарахтит на краю поля мотоциклетка. Земля встретила ароматом разнотравья и многоголосым стрекотом кузнечиков...

В наши дни парашютизм не назовешь особо модным, хотя совершить парашютный прыжок может теперь практически каждый с десятилетнего возраста. В отличие от былого, правда, за это удовольствие нужно платить. Стоимость одного, к примеру, прыжка в «тандеме» с парашютистом-инструктором сопоставима с размером нынешнего прожиточного минимума. Обладателем же престижного в былые времена значка парашютиста сегодня стать и вовсе легко. Достаточно пойти в городской парк Ростова и, немного поторговавшись для пущей важности, приобрести его у собирающихся там по воскресеньям коллекционеров...

НВ №23 от 30 Января 2015 г.
.