rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

«НАШИ АРМЯНЕ» И НАХИЧЕВАНСКИЕ БОМБЫ

Теперь мало кто знает, что в дореволюционном Ростове начала века была создана нелегальная «бомбическая лаборатория», в которой изготавливали самодельные ручные гранаты. Эта лаборатория и те, кто за ней стоял, вписали свою кровавую страницу в историю нашего города.

Донских армян в старину называли просто «наши армяне» - по аналогии с такими же «нашими турками» и «нашими татаровьями», дабы отличить армян донских от армян закавказских, армавирских (черкесогаев) и т. д. «Наши» отличались от «не наших» не только особым диалектом (разбавленным большим количеством турецко-татарских словечек), но и особым субэтническим характером. Армяне-донцы считались среди прочего люда самыми мирными и незлобивыми.

В начале XX века в среде «не наших» подняла свое знамя организация армянских националистов «Дашнакцутюн». В нее входили люди, которые мечтали поднять восстание в турецкой империи, а заодно потрясти и империю Российскую, поскольку дашнакцутюновцы (или дашнаки) считали, что русский царь слишком мало радеет о Великой Армении, не хочет воевать с Турцией и т. д. Дашнаки потихоньку собирали деньги и оружие, создавали подпольные боевые дружины, а ростовскую Нахичевань рассматривали как свой глубокий тыл.

К концу 1905 года дашнаки здесь усилились настолько, что открыли свой постоянный центр и настоящий арсенал на одной из окраинных нахичеванских «линий». На первом этаже большого каменного дома (который окрестили «бомбической лабораторией») боевики наладили выпуск бомб собственного изобретения. Это были химические (точнее, карбидные) бомбы. Взрыв от них получался не слишком сильный, но раскатистый и ужасно вонючий. Такая бомба не столько убивала, сколько калечила и пугала.

Когда опытный образец был выпущен, изобретатели решили провести испытание не на пустыре, а сразу «на объекте». По словам нахичеванских старожилов, первую карбидную бомбу умельцы перекинули через забор ближайшей полицейской части. И первой жертвой боевиков стала полицейская лошадь.

Вторую бомбу бросили под ноги безобидному старику-городовому, который нес службу у водоразборного фонтана, предназначенного для извозчичьих кляч (это на улице Ереванской, где сейчас находится управление Гидрометеорологии). Но дальше взрывать в Нахичевани было особенно нечего. И дашнаки стали потихоньку снабжать «ручными бомбочками» ростовских революционеров.

Тем временем 13 декабря 1905 года на Темернике в Ростове началось «вооруженное восстание пролетариата». Рабочих дружинников набралось 750 человек. У них были отнятые у полицейских револьверы, охотничьи ружья, всевозможные «самопалы» и... бомбы, восставшие грозили закидать весь Ростов!

Бомбы доставляли мальчишки-курьеры, набивая их себе за пазуху. Один такой пацаненок подорвался прямо на Ростово-нахичеванской меже. После нескольких подобных случаев бомбы этой конструкции прозвали «неси, но не тряси!».

Восемь дней длилось подавление декабрьского восстания на Темернике. Отряды революционеров оказали властям на редкость организованное сопротивление. Не одному полицейскому нахичеванские бомбы поотрывали ноги. Не одного солдатика продырявили круглые пули из самодельных дробовиков. Для усмирения бунта пришлось вызывать даже артиллерию (в составе четырех орудий) и обстреливать мятежную слободку, именуемую в народе «Бессовестной».

Солдатам и казакам удалось вытеснить восставших с железнодорожного вокзала и захватить главную баррикаду (там, где сейчас Лендворец). И тогда революционное руководство приняло решение передислоцировать свои силы в Нахичевань, чтобы, опираясь на ресурсы дашнаков, на их арсенал и их фабрику бомб, продолжить вооруженную борьбу.

Под покровом ночи 20 декабря колонна революционных рабочих скрытно двинулась по донскому льду в Нахичевань. Но произошло непредвиденное: ночная тишина озарилась пламенем и продолжительным раскатистым грохотом. Это взлетела на воздух вся «бомбическая лаборатория». Взрыв произошел по невыясненным причинам.

Так в Ростове закончилось декабрьское вооруженное восстание 1905 года. А у дашнаков в дальнейшем пропала охота конструировать бомбы.

8 июня 2000г. ВР.
.