rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

МИНАС БАЛАБАНОВ: «МОТОР» РАЗВИТИЯ ГОРОДА

В конце XIX начале XX веков Нахичевань-на-Дону в значительной степени развивалась уже «внутри» городской черты. Город быстро благоустраивался, активно используя блага промышленной революции и цивилизации новейшего времени. За последние полвека XIX столетия в жизни людей, в их быту произошли огромные перемены.

Один из жителей Нахичевани, известный общественный деятель И.М. Келле-Шагинов (речь об этой семье пойдет позже) в своих записках-воспоминаниях, начатых 26 января 1913 года, писал: «Ввиду этих успехов человеческой мысли, что окружает нас в данное время, всего, чем мы, живущие, пользуемся, когда оглянешься назад, да сравнишь, что было у нас 50-60 лет назад и что теперь есть, то невольно поражаешься разницей, peзко отличающей прошлое от настоящего, и невольно приходишь к заключению, что моего возраста люди (Ивану Матвеевичу исполнилось 60 лет - В.С.) прожили в наиболее интересную эпоху из всего прошедшего времени. Едва ли история нам дает в прошлом в жизни любого народа и государства примеры того, чтобы человечество сделало бы столько важных открытий и изобретений, как за истекшие 60 лет. В особенности эта резкость заметна для людей, родившихся и живших не в крупных столичных центрах, а в провинции, в городе сравнительно молодом, не вкусившем плодов культуры...

Поражаясь всеми культурными завоеваниями, - завоеваниями человечества и сравнивая их с условиями жизни нашего детства, когда кроме сальных свечей не существовало освещения, не было мостовых, водопровода, школ, больниц и проч. и проч., повторяю, оглянувшись назад, нередко припомнишь глухую старину и в кругу семьи, друзей и знакомых рассказываешь, что было и как жилось в наши детские годы и том, что рассказывали наши родители о еще более раннем времени...».

Мы можем читать эти слова сейчас с улыбкой - ведь мы пользуемся радио, космическим телевидением, Интернетом, нас уносят огромные авиалайнеры, мы живем в благоустроенных квартирах... Но не будем спешить. Еще не зная, не предполагая даже о том, что ждет людей еще через пятьдесят лет. Келле-Шагинов оказался все-таки пряв. К концу ХIХ столетия цивилизация сделала самый важный технический «рывок» - появились автомобили, уже был телеграф, телефон, паровоз, электричество, было открыто радио - основа электронной революции. Достижения XX века впечатляют, но того контраста, который испытали люди XIX века уже нет. Да, мы пользуемся плодами уже не промышленной, а электронной цивилизации. А что будет дальше, к середине XXI столетия? Но эффект будет все-таки уже не тот.

Прогресс научно-технической революции играл огромную роль в развитии урбанизации. И значительное место занимал в этой эволюции, как бы мы сказали сейчас «человеческий фактор».

История Ростова-на-Дону хранит высокую и добрую память о деяниях А.М. Байкова. При нем наш город, по словам его первого историка А.А. Скальковского, превратился из деревин в современный город. У нахичеванцев долгие годы таким человеком был M.И. Балабанов. В истории можно заметить такую тенденцию; когда государству, городу, народу в их развитии требуются крупные личности, обладающие рядом важных качеств, соответствующих эпохе - энергией, деловитостью, масштабами ума - такой человек появляется на общественной арене. Словно время, обстоятельства «формируют» таких людей.

С середины XIX века Ростов «ждал» Байкова - и он появился, в 80-х годах Нахичевань «ожидала» Балабанова… И он пришел на пост, от которого многое зависело в городских делах — стал головой Нахичевани.

Дата рождения Минаса Ильича Балабанова не установлена (как и дата его смерти, его след потерялся в годы Гражданской войны). Известно только, что родился он в 1844 году. Происходил из купеческой семьи. За заслуги перед городом стал почетным гражданином Нахичевани. Образование получил самое отменное: окончил в Москве Лазаревский институт и юридический факультет Московского университета.

С самого начала своей карьеры активно участвовал в общественной жизни города, В 1872 году его избрали в гласные Нахичеванской думы. Был он членом многих думских комиссий, входил в различные попечительские советы, в депутации, представляющие интересы нахичеванцев по разным ходатайствам.

В этой работе он основательно изучил состояние и нужды родного города, приобрел необходимый практический опыт.

С 1881 по 1888 год Балабанов являлся членом городской управы. Эта работа еще более приблизила его к насущным делам городского хозяйства. В 1888-м Минаса Ильича избирают городским головой Нахичевани.

Что представляла из себя Нахичевань к этому времени? Остались позади времена, когда армянский город был крупнее Ростова и по своей экономике, и по числу жителей. Теперь Ростов, особенно после введения в строй железной дороги с вокзалом и товарной станцией, явно доминировал.

Считается, что армянские купцы, испугавшись конкуренции, «проворонили» железную дорогу, и тем самым, лишили себя мощного стимула развития своей экономики. Это так, но, мне кажется, не только это сыграло свою роль в результатах соревнования двух городов-соседей. Армянские предприятия производили готовые изделия, особенно в области мануфактуры, шелковых тканей. Ростовские же купцы сделали ставку на поставку за границу зерна, железа, леса - стратегического сырья. Европа предпочитала брать из России сырье, и это сыграло решающую роль. Россия со времен Петра Первого была для Европы поставщиком сырья, эта тенденция продолжается и до сих пор. Правы-то были, конечно, армянские производители своих готовых товаров, но решающее значение играли уже масштабы поставок.

Теперь преобразователь Ростова Байков стал «маяком», примером для благоустройства Нахичевани.

122По данным краеведа М. Краснянского в Нахичевани в 1881 году проживало 19672 человека, для сравнения - в Ростове 62731. Из крупных построек до балабановского периода можно назвать возведенную в 1886 году церковь во имя Святого Александра Невского, Она была построена на средства купца И. Шушпакова и находилась на углу Полицейской улицы (площадь Л. Толстого) и 2-й Соборной улицы (ныне 2-я Советская).

А теперь посмотрим внимательнее на то, что происходило в Нахичевани за десятилетия управления городом М.И. Балабанова. Срез этих событий поможет воссоздать нам общую картину развития армянского поселения.

1 января 1888 года Нахичевань (как и Ростов) присоединена в Области Войска Донского.

15 марта 1888 года открывается телефонное сообщение между Ростовом и Нахичеванью.

15 мая 1889 года в Нахичевани устроен первый водопровод. Вот что писала об этом событии газета «Донская пчела»: «С утра город принял ликующий вид. Это заметно было в необыкновенном оживлении, которое проявили граждане в дни открытия водопровода...».

В 1889 году основано «Попечительство армянской церкви о бедных армянах».

Среди новых построек выделим два особняка: первый, купца Е. Красильникова, расположен на 1-й Софиевской улице и 18 линии, второй - фабриканта А. Искидарова - на Бульварной площади (ныне Свободы, 12/2).

Из значительных дат 1890-го отметим две: открылась первая женская школа Мариам Сармакешевой.

9 мая состоялось открытие конно-железной дороги в Нахичевани. А также соединение ее с конкой в Ростове. Регулярное движение началось 16 августа. В связи с увеличением протяженности конной железной дороги и увеличения числа перевозимых его пассажиров Ростовская городская управа разработала проект постановления по эксплуатации дороги. В нем, в частности, указывалось, что скорость движения вагонов «...определяется рысью не более 12 верст в час. Езда вскачь нигде не допускается». В вагоны не допускались пассажиры, которые вследствие нечистоты одежды или запаха могут быть неприятны другим пассажирам, например: трубочисты, маляры, селедочницы и пр.» Особые требования предъявлялись к кучерам: возраст не менее 21 года и справка о здоровье.       

1892 год отмечен несколькими событиями, среди которых назовем: начало строительства нахичеванской набережной (Оно было в основном завершено через четыре года). 8 июня на главной площади Нахичевани, Соборной площади, установлен памятник императрице Екатерине Великой с надписью «Екатерине II - благодарные армяне». Через месяц на 1-й Степной улице, 13, открылась нахичеванская больница. В честь императрицы Марии Федоровны Романовой ее решено было назвать Мариинской.

На следующий год в Нахичевани появилось уличное электрическое освещение, оно использовало энергию генератора насосной водопроводной станции. Женская прогимназия была преобразована в женскую екатерининскую гимназию.

А еще через год - 18 сентября 1894 года в Александровском саду установлена Александровская колонна.

123В том же году вышел первый номер справочника «Весь Ростов-на-Дону с Нахичеванью на 1884 год» (книга администрации, промышленности и торговли). Ее стал издавать в своей электропечатне И.А. Тер-Абрамиан.

Этот справочник содержал краткие исторические сведения о Ростове и Нахичевани и самую необходимую информацию о городах-соседях. Такие книги стали с тех пор выпускаться ежегодно.

По данным энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, считающемся самым объективным н надежным источником, в Нахичевани в 1896 году численность населения составляла 32174 человека (в Ростове — 108996). Эти цифры показывают динамику роста городов-соседей.

Из указанного числа жителей Нахичевани дворян было 168 человек, духовного сословия - 146, почетных граждан и купцов - 892, мещан - 22470, военного сословия — 1896, крестьян - 6435, прочих сословий - 167 человек. Эта сословная статистика добавляется: мужчин было 15572, женщин - 16692, коренного населения - 14618, иногородних - 17556 человек. Эти данные говорят о миграционных процессах, которые в конце XIX века были очень сильными.

По конфессионному расслоению жители Нахичевани располагались следующим образом: православных - 10965, раскольников — 510, католиков - 212, протестантов - 145, армяно-григориан - 18895, евреев - 634, магометан - 225, прочих исповеданий - 588 человек.

Эти сведения о составе населения дополняются и статистикой из культурно-общественной сферы; в Нахичевани функционируют армянское духовное управление, армянский сиротский суд, нахичевано-бессарабская духовная семинария, публичная библиотека, гогоевское училище для армянских детей, Общество любителей драматического искусства, женское армянское общество «Попечение».

124«До вступления М.И. Балабанова городским головою, Нахичевань представлял собой неустроенный, малопривлекательный, грязный городишко, без мостовых, освещения, водопровода и т.п.», - писал М. Краснянский. За десятилетний срок пребывания Балабанова на посту городского головы под его руководством были осуществлены самые крупные и важные мероприятия по модернизации города: кроме уже упомянутых выше - завершено сплошное мощение нахичеванских улиц, переулков, площадей, возведено пожарное депо, установлены чугунные столбы для освещения, построен дом для городского училища, театр, бойни, санитарный двор, открыт городской банк, учреждено Николаевское благотворительное общество...

В 1893 году Балабанов купил у известного ростовского издателя И.А. Тер-Абрамиана газету «Донская пчела», преобразовав ее в ежедневное издание «Юг» (На ее страницах и была напечатана рукопись Г.Х. Чалхушьяна «Историческая записка о городе Ростове-на-Дону). Эта газета была настолько смелой, что ее выпуск в 1894 году был приостановлен на 8 месяцев.

М.И. Балабанов снискал себе такой авторитет, что был одновременно гласным и Ростовской, и Нахичеванской думы.

После трехлетнего перерыва в 1901 году Балабанов вновь занимает должность городского головы. Утвердил его на эту должность Войсковой Наказной атаман. Тогда на заседании думы его поздравил один из самых известных и уважаемых людей города Григорий Христофорович Чалхушьян (о его жизни - рассказ впереди): «Уважаемый Минас Ильич! Поздравляю Вас сердечно с утверждением в должности городского головы, поздравляю и от имени думы, которая почтила Вас избранием, и от имени всего населения, которое не могло быть безучастно к этим выборам, которое знало Вас по прежней блестящей деятельности. И на мне, как на гласном, лежит прямой долг теперь же, в первом заседании думы публично-громко заявить, что такого талантливого головы у нас еще никогда не было".

125На торжественном заседании думы, утвердившей избрание Балабанова, он выступил со своей программой дальнейшего преобразования Нахичевани. В основу своей работы он положил улучшение народного образования, наметив конкретный план действий. В него входило открытие мужского среднего училища, женских коммерческих курсов, двух новых начальных школ. Решение этих задач открывало доступ к разным формам обучения всем детям города и таким образом приближало Нахичевань к «всеобщему обязательному обучению детей». Более того, Минас Ильич намечал ввести во всех начальных школах и других училищах гимнастику и пение. Эта образовательная часть общей программы говорит о том, что М.И. Балабанов смотрел в корень, - связывая будущее города и всего нахичеванского общества с образованием подрастающего поколения.

Но самая значительная часть его устремлений как и прежде связывалась с экономическим развитием армянского города. Он намечав углубить проток для прохода, загрузки и выгрузки судов, окончательно достроить нахичеванскую набережную (в планы Ростова и Нахичевани входило соединить набережные двух городов в одну), есть в его планах один интересный пункт, который, если бы он был воплощен в жизнь, существенно изменил бы «лицо» межи - пустыря между Ростовом и Нахичеванью. Он планировал учредить по южной стороне мостовой, между Георгиевским «плацем» (площадью) и межой — Новый базар. Речь идет о том месте пустыря, на котором позже возникнет здание управления Владикавказской железной дороги.

Часть обширнейшей балабановской программы, а она состояла из 29 (!) пунктов была связана с благоустройством пригорода Нахичевани. Он планировал разбить в Балабановской роще, которая так и стала при его жизни носить его имя, парк и сделать там все для удобного, культурного отдыха. Намечал он построить мост через вторую Безымянную балку для проезда в Сурб Хач. Входил в его планы и пуск парового трамвая к этому монастырю. Дело было за стоимостью старых рельсов и вагонов.

Предполагал он «упорядочить Софиевскую площадь» - она была, как мы помним, показательной для Нахичевани, построить ряд новых зданий, в том числе собственный дом для управы, думы, гостиницу.

Часть деяний Балабанова была связана с задачами наполнения городской казны. Он проектировал налог с лошадей и собак частных владельцев, введение таксы за бой животных на городской бойне, усовершенствование легкового извоза пролетками как в черте города, так и на его окраинах. (Когда мы ругаем рост цен в нашей современной жизни, неплохо бы знать, что при «старом проклятом капитализме» цены на рынках и за проезд на частном транспорте регулировались государственными органами.)

Все эти цели, касающиеся разных сторон экономической и общественной жизни в целом «перетягивали слабые места». Для их осуществления Балабанову, как и раньше, требовалась помощь городской думы и управы, ибо как он сказал тогда: «один в поле не воин».

В 1905 году Балабанов планировал ни больше и ни меньше как реформу нахичеванской полиции, но городская дума не поддержала его начинания.

Вообще трения между городским головой (его сторонниками) и оппонентами в думе были не редкостью в деловой практике. Вообще представлять себе прошлую жизнь гладкой, ровной дорогой в лучшее будущее - заблуждение, а лучше сказать идиллическая утопия. Всегда сходятся, сталкиваются интересы разных людей, групп, и они разрешаются разными путями.

Размолвки и трения между городским головой и думой достигли апогея в августе 1915 года, когда думцы обвинили Балабанова в растрате общественных денег во время одной из поездок. (596 рублей).

В Нахичевани повторилась история столкновения Байкова с одним из депутатов Ростовской думы - Ткачевым, человеком известнейшим в городе. Только если против Байкова борьбу начал один Ткачев, против Балабанова встал целый ряд думцев: И.М. Келле-Шагинов, И.Я. Алексанов, С.И. Пирожков... Так, Келле-Шагинов, говоря о защите головы управой, которая «заботилась» о престиже исполнительной власти, подчеркивал, что «если встать на точку зрения управы, то к городским головам и членам управы нельзя будет предъявлять требований даже в тех случаях, когда они будут совершать всякие незакономерные действия».

Имя Балабанова осталось в истории старой Нахичевани в названии рощ, высаженных но его инициативе. Их было три общей площадью сто десятин (около 110 гектаров). Они были засажены в конце XIX века в районе станции Нахичевань-Донская. В 30-х годах после пуска завода «Ростсельмаш», их стали в обиходе называть Сельмашевской рощей. К тому времени они значительно сократились - высохли. Сейчас на этом месте находится огромный парк имени Н. Островского.

Балабановские рощи «исключительные по величине» славились тем, что были удобным местом для разбоя, грабежей... Ростовские газеты нередко на своих страницах в разделе «Хроника» рассказывали о бандитских налетах на граждан. Даже в советское время, когда на этом месте был парк имени Крупской, которому власти стремились придать «культурный вид», он славился попойками, разгулами, стал прибежищем дебоширов и хулиганов.

Ныне на территории парка имени Н. Островского находится Дворец культуры завода «Ростсельмаш», детская железная дорога, городок отдыха, кино-театр, стадион, тренировочная база футболистов, клуб туристов и альпинистов «Планета»...

И если иногда в речи старожилов-нахичеванцев еще можно услышать название Сельмашевской рощи, то про Балабановские рощи вам никто ничего не скажет. Это название можно встретить только в краеведческой литературе. Имя Минаса Ильича Балабанова ждет своего увековечивания в Нахичевани.

Владислав Смирнов. «Нахичевань-на-Дону»
.