rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

ЛИКИ НАХИЧЕВАНИ: ПРАЗДНИКИ И БУДНИ

148Время уносит от нас в свою глубину многие события, свершения. С нами остаются только самые крупные и значительные деяния. Навсегда уходят от нас жизнь многих тысяч людей, тех, кто наполняет историю своими конкретными переживаниями, делами, мечтами. Как мало знаем мы о своих предках, о тех, кто дал жизнь нашим дедам и отцам, чья «кровь и плоть», «горение душ» трансформировались в нас. А ведь мы - их прямое продолжение, «мост» между прошлым и будущим... Пока мы живы,,.

Цивилизация в каждом своем достижении спрессовала труд миллионов наших предшественников. Так, например, изобретение книгопечатания стало великим открытием, во многом, преобразившем духовный мир человека, сферу его культуры.

Огромную роль в культурной поступи человечества сыграли технические изобретения: фотография и кино. И если кино стало в основном художественным окном в душу человека, фотография документально приблизила к нам жизнь обыкновенных люден. Это, пожалуй, самое демократическое средство отражения мира. Она «остановила» время, «законсервировало!» его. Когда-то Гете словами своего Фауста сказал: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Но человек еще не обладал волшебным даром фиксировать движение и время, которые в конечном счете и «правят» миром.

149Почему нам так дороги старые фотографии, особенно снимки нашего детства и юности или те, на которых запечатлены наши ушедшие из жизни родители? Потому, что рассматривая их, мы почти реально ощущаем дыхание минувшего. Каргины прошлого живут в нас, память-крылья, дающая нам возможность полета в то время, когда рядом с нами были самые дорогие для нас люди, когда мы сами были молоды и счастливы. Счастливы только потому, что были молоды... И мы нередко испытываем щемящее чувство единения с великим током Времени, иллюзорно надеясь, что фотографии оставят нас в истории. Да оставят, но на какое время? И кто посмотрит в наши глаза, кто задумается о том, как мы жили, любили, страдали?

Когда я работал над этой книгой, я постоянно думал об иллюстрациях, способных усилить, активизировать воображение читателей. Но старых снимков, документов, запечатлевших старую эпоху, не так уж и много.

Но, как я уже писал, мне повеяло, а значит, повезло и моим читателям. Семейный архив Келле-Шагиновых, заложенный Иваном Матвеевичем, оказался настоящим кладом. Иван Матвеевич был человеком не только глубокой честности, порядочности, преданности своему делу - служению родному городу, но и высокого ума и культуры, хорошо понимавшим значение семьи, ее исторических реликвий для будущих поколений. И его потомки благодарно хранят теперь его записки, фотоархив, другие памятные вещи. И я благодарен восьмидесятилетнему Сергея Карповичу, внуку Ивана Матвеевича, за то, что он предоставил мне возможность «приоткрыть дверцу» в жизнь большой и талантливой армянской семьи. А «Записки» И.М. Келле-Шагинова - живая история Нахичевани, должны обязательно увидеть свет - они того стоят.

150Книга - живой организм, у нее собственное дыхание, особая внутренняя жизнь. Но она порой, как я уже говорил, показывает свой нрав и характер и даже ставить автору свои условия бытования. Когда уже рукопись была закончена, и с ней начала работать типография, я решил: такой уникальный материал - редкие фотографии семьи Келле-Шагиновых, должен обязательно принадлежать и читателям - главным людям в процессе общения писателя с теми, кому эта книга интересна. И я включил в последний раздел различные сценки семейной жизни Келле-Шагиновых: совместные обеды, чаепития, часы работы и отдыха, увлечения, забавы и игры детей... Это как раз тот случай, когда фотография играет свою великую историческую роль.

Вглядитесь в эти удивительные лица. В них живет давно ушедшее время. Давайте представим себе те мгновения, которые запечатлел фотограф. Эти люди ходили по тем же улицам и площадям, по которым ходим мы. Они читали часто те же книги, также радовались удачам, огорчались, если что-то не получалось в их делах...

Эти старые фотографии рассказывают не только о незнакомых нам людях. Они рассказывают и о нас самих. Ведь мы не можем забыть о том, «по ком звонит колокол». И мысль эта нередко «стучит скворчонком в виске». Они - не чужие для нас. У нас у всех с вами и с ними - тоже, - общая судьба.

И слова мои не лирика, а философско-эмоциональное осмысление психологии восприятия истории. Ведь в этих бытовых снимках живет ее Величество Эпоха, оставшаяся для нас в деталях одежды, прическах, выражениях лиц. Это - документальный срез времени, а значит - самая настоящая, конкретная история города, которая по сути и наполняет ее бытом - реальным существованием, сферой экзистенции, которую мы и ощущаем как бытие.

Владислав Смирнов. «Нахичевань-на-Дону»
.