ЛИКИ НАХИЧЕВАНИ: ПРАЗДНИКИ И БУДНИ
Время уносит от нас в свою глубину многие события, свершения. С нами остаются только самые крупные и значительные деяния. Навсегда уходят от нас жизнь многих тысяч людей, тех, кто наполняет историю своими конкретными переживаниями, делами, мечтами. Как мало знаем мы о своих предках, о тех, кто дал жизнь нашим дедам и отцам, чья «кровь и плоть», «горение душ» трансформировались в нас. А ведь мы - их прямое продолжение, «мост» между прошлым и будущим... Пока мы живы,,.
Цивилизация в каждом своем достижении спрессовала труд миллионов наших предшественников. Так, например, изобретение книгопечатания стало великим открытием, во многом, преобразившем духовный мир человека, сферу его культуры.
Огромную роль в культурной поступи человечества сыграли технические изобретения: фотография и кино. И если кино стало в основном художественным окном в душу человека, фотография документально приблизила к нам жизнь обыкновенных люден. Это, пожалуй, самое демократическое средство отражения мира. Она «остановила» время, «законсервировало!» его. Когда-то Гете словами своего Фауста сказал: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Но человек еще не обладал волшебным даром фиксировать движение и время, которые в конечном счете и «правят» миром.
Почему нам так дороги старые фотографии, особенно снимки нашего детства и юности или те, на которых запечатлены наши ушедшие из жизни родители? Потому, что рассматривая их, мы почти реально ощущаем дыхание минувшего. Каргины прошлого живут в нас, память-крылья, дающая нам возможность полета в то время, когда рядом с нами были самые дорогие для нас люди, когда мы сами были молоды и счастливы. Счастливы только потому, что были молоды... И мы нередко испытываем щемящее чувство единения с великим током Времени, иллюзорно надеясь, что фотографии оставят нас в истории. Да оставят, но на какое время? И кто посмотрит в наши глаза, кто задумается о том, как мы жили, любили, страдали?
Когда я работал над этой книгой, я постоянно думал об иллюстрациях, способных усилить, активизировать воображение читателей. Но старых снимков, документов, запечатлевших старую эпоху, не так уж и много.
Но, как я уже писал, мне повеяло, а значит, повезло и моим читателям. Семейный архив Келле-Шагиновых, заложенный Иваном Матвеевичем, оказался настоящим кладом. Иван Матвеевич был человеком не только глубокой честности, порядочности, преданности своему делу - служению родному городу, но и высокого ума и культуры, хорошо понимавшим значение семьи, ее исторических реликвий для будущих поколений. И его потомки благодарно хранят теперь его записки, фотоархив, другие памятные вещи. И я благодарен восьмидесятилетнему Сергея Карповичу, внуку Ивана Матвеевича, за то, что он предоставил мне возможность «приоткрыть дверцу» в жизнь большой и талантливой армянской семьи. А «Записки» И.М. Келле-Шагинова - живая история Нахичевани, должны обязательно увидеть свет - они того стоят.
Книга - живой организм, у нее собственное дыхание, особая внутренняя жизнь. Но она порой, как я уже говорил, показывает свой нрав и характер и даже ставить автору свои условия бытования. Когда уже рукопись была закончена, и с ней начала работать типография, я решил: такой уникальный материал - редкие фотографии семьи Келле-Шагиновых, должен обязательно принадлежать и читателям - главным людям в процессе общения писателя с теми, кому эта книга интересна. И я включил в последний раздел различные сценки семейной жизни Келле-Шагиновых: совместные обеды, чаепития, часы работы и отдыха, увлечения, забавы и игры детей... Это как раз тот случай, когда фотография играет свою великую историческую роль.
Вглядитесь в эти удивительные лица. В них живет давно ушедшее время. Давайте представим себе те мгновения, которые запечатлел фотограф. Эти люди ходили по тем же улицам и площадям, по которым ходим мы. Они читали часто те же книги, также радовались удачам, огорчались, если что-то не получалось в их делах...
Эти старые фотографии рассказывают не только о незнакомых нам людях. Они рассказывают и о нас самих. Ведь мы не можем забыть о том, «по ком звонит колокол». И мысль эта нередко «стучит скворчонком в виске». Они - не чужие для нас. У нас у всех с вами и с ними - тоже, - общая судьба.
И слова мои не лирика, а философско-эмоциональное осмысление психологии восприятия истории. Ведь в этих бытовых снимках живет ее Величество Эпоха, оставшаяся для нас в деталях одежды, прическах, выражениях лиц. Это - документальный срез времени, а значит - самая настоящая, конкретная история города, которая по сути и наполняет ее бытом - реальным существованием, сферой экзистенции, которую мы и ощущаем как бытие.
|