rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

АККОРД ЗАКЛЮЧЕНИЯ: ЗУРНА БУДУЩЕГО

Ростов и Нахичевань задолго до их официального, административного слияния воспринимались как один город. Все теснее становились экономические, культурные, бытовые, межнациональные связи. Новое время жестко диктовало свои условия. Конечно эпоха XX столетия, в первую очередь научно-технический прогресс (архитектура, строительство, транспорт), влияла на развитие городов. Но особый след оставило время политическое - советизация всех сторон бытия, воплощении в жизнь партийных, пропагандистских установок, внедрение новой идеологии в жизнь, глубоким резцом прошло по карте города советская топонимика широко разлилась по территории Ростова и Нахичевани. В Ростове был сброшен памятник Александру Второму, на купол собора Александра Невского вместо креста установлена красная звезда - выше и «красочнее» символа не придумаешь, а потом разрушен сам собор. Часть церквей в обоих городах была снесена. Ушла с Соборной площади в Нахичевани и Екатерина Вторая, собор был также снесен.

151Когда немецкие оккупанты в 1918 году вошли в Нахичевань, они восстановили памятник Екатерине. Вот как описывает это событие М. Шагинян в своем романе «Перемена», посвященном революции и Гражданской войне на Дону: «В Нахичевани перед собором, лицо приподняв и растопырив руки, как на кадрили, стоял памятник Екатерины. Монумент был из бронзы. Год назад рабочие дружной толпой собрались вокруг монумента, снесли его наземь с подставки, а после убрали. Подставка осталась пустою. Промолчали художники, - пусть снимают из вон рук плохую бронзу!

Но год прошел, и наутро в окно увидали жильцы… как шли, под начальством немецких солдат, рабочие, шли и на веревках что-то тащили. Рабочие были безмолвны.

Командовали солдаты: «Mehr Rechts!» (правее – нем.).

Переводил Осип Шкапчик: правейте!

Но рабочие праветь не хотели и слева, погнув о решетку нос и два пальчика Екатерины, растопыренные, как на кадрили - без возгласов, в мертвом молчанье подняли тяжелую ношу, и на гранитной подставке был бронзовый идол поставлен.

«So!» (Так! - нем.)

Мальчишки-газетчики, отовсюду сбежавшись на площадь, гоготали.

«Не ори, дурачье, - сказаk им суровый рабочий».

Уже через двадцать дней после взятия Первой Конной армией Ростова и Нахичевани был поставлен вопрос о том, чтобы старые памятники убрать.

То, что они были сброшены со своих пьедесталов, переименовывались в честь революционеров-большевиков старые названия улиц – понятно. Советская идеология стояла на базе всестороннего переустройства общества и самого человека. Все старое, в первую очередь, имперские символы и церкви мешали, противостояли строительству новой жизни, возведению идеального коммунистического мира. В отечественной истории виделась только одна сторона - обобщались все негативные качества капитализма. Так например, осуждая царизм, советская идеология не видела, не принимала того, что этот динамичный строй, используя действительно жесткую систему подавления трудящихся, дифференцируя жизнь по классовым отношениям, многое делал для становления современного хозяйства страны. И он имел большие внутренние ресурсы и для саморазвития, и для развития государства. Его преждевременный слом в России «сбил» огромную страну, которая только становилась на этот путь, с исторической, естественной дороги, по которой уже двигались многие страны мира. Царизм воспринимался большевистской идеологией {и практикой) как чудовищная машина подавления трудящихся масс. Это и ставилось во главу угла. Характерно, что первые предложения снести памятники Екатерине Великой и Александру Второму были высказаны рабочим (всего скорее, это заметка была организована редакцией, очень уж стилизованным выглядит язык текста). И псевдоним энтузиаста, подписавшего «убойную заметку» был говорящий - «Народный». Он писал: «Пусть они не красуются, пусть сгинет все, напоминающее царское время. Долой всякие гербы, красующиеся на некоторых зданиях. Зачем будет красоваться памятник царице, которая в свое время принесла столько вреда трудящимся России». Он же предлагал убрать и Александровскую стелу в Александровском саду Нахичевани.

И как не убрать эти памятники, если этого требует народ? А то, что Екатерина больше всех других императоров сделала для России, а Александр начал ее реформирование, совершенно не принималось во внимание.

Эта была продуманная системная политика. В сознание народа «внедрялись» новые символы, новые имена, новые нравственные ценности. Это был показательный, демонстративный процесс - фасад коммунистической перестройки. И многое в этой пропаганде было верным, правильным, но, к сожалению, однобоким. А главное насаждалось в жизнь революционно, с элементами классового насилия. Но сама жизнь в основе своей, в своей природной глубине оставалась прежней. Она не меняется революционно, она «предпочитает» эволюцию. Так как жизнь, по словам той же Екатерины Великой, изменяется не законами, а своим укладом.

Долгие годы Нахичевань «сдерживала» активное движение Ростова. Большой шаг навстречу городу-соседу Ростов сделал, построив на части пустыря городскую больницу. Но в 20 30-е годы остановить рост и «притязание соседа», его стремление к единению, поглощению Нахичевань уже не могла. Плуг революции перепахал старую межу, где когда-то колосились рожь и овес, у тропинки, связывающей два города, идиллически цвели вьюнки и васильки...

Уже в первый коммунистический субботник 1 мая 1920 года сюда, на межу», пришли рабочие, студенты, служащие: пустырь огласился громкими голосами, песнями. Убирали мусор, сажали деревья... Над огромным пустырем было уже другое - новое небо.

Но старая Нахичевань жила своей жизнью. Так же тонули в тени акаций ее тихие дворики, так же шумно, весело праздновали нахичеванцы свои традиционные праздники.

Пустырь стал застраиваться. Еще в 20-х здесь, рядом с управлением Владикавказской железной дороги выросли жилые дома железнодорожников. Исчезли Софиевская и Георгиевская церкви. Даже памятник жертвам Революции, стоявший на бывшей Софиевской площади (теперь уже - Революции), не устоял перед огромной соблазном использовать пустое пространство церковной площади. В 30-е вознеслось грандиозное здание драматического театра, был разбит огромный парк Революции.

А улочки Нахичевани по-прежнему жили своей «глубиной жизнью». На крылечках домов, на скамеечках у заборов сидели хозяйки. Детвора носилась по улицам, порхали стаи голубей...

К середине XX века и сам центр города постепенно стал менять свое лицо. На центральной улице - Соборной, теперь уже 1-й Советской, появились новые здания, особенно в 60-70-е годы. На площади стоял памятник Карлу Марксу. Работали клуб имени Фрунзе, кинотеатр «Спартак».

В определенной степени «разлив» советских, политических, революционных названия улиц, площадей, учреждений был приостановлен в центре Нахичевани классической планировкой города - его «линиями». Менять эту нейтральную систему большевики не стали. Хорошо, что устояла и Александровская колонна.

Времена «великих реформ» конца XX века, «деяния» либерал-революционеров, новых большевиков наоборот, ломающих устоявшуюся систему и думающих при этом в первую очередь о своих интересах и притязаниях, обнажили, высветили и истинные цели и намерения тех, кто сумел воспользоваться плодами перестройки. Многое делалось не только не в пользу России, а способствовало ее развалу. И в этой бессистемной, полустихийной, лихорадочной «деятельности» либералов так же, как и в начальный период строительства социализма, затаптываются теперь уже его нравственные ценности и идеалы социализма. Революционно, грубо, с тотальным информационным насилием над народом, прежде всего войной телевидения против своего населения.

Но были вещи, которые уже через первые десять лет перестройки стали очевидными. Это бережное отношение к отечественной истории, прошлому народа. В контексте этой глобальной и жизненно важной темы скажем хотя бы несколько слов о том, что касается нашей книги. Памятник Карла Маркса с центральной площади Нахичевани нужно убрать (предположительно, в парк Революции). Вспомним, как удачно был перемещен памятник Кирову. Маркс не имеет никакого отношения к нашему городу. И восстановить скульптуру Екатерины Великой, одно перечисление заслуг которой выглядит очень внушительно. Тем более, она непосредственно причастна к основанию Нахичевани.

Пролетарский район должен называться Нахичеванским. Топонимическая память должна поддерживать современное сознание горожан. Какие пролетарии? Где они сейчас? Вспоминается рапорт одного полицейского в 1902 году, докладывающего начальству о распространении революционных прокламаций под шапкой «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» и недоумевающего: «Почему это пролетарии должны соединяться именно в Ростове?» Этот лозунг всегда звучал утопически. Таким он и остался. Но это совсем не значит, что мы должны «переписывать» историю советского времени.

И все-таки, старую Нахичевань все больше и больше захватывает новая жизнь. И от этого никуда не денешься. Но традиции ее старожилов, ее культурные исторические реликвии должны охраняться государством и всеми нами. Ибо мы без исторической памяти - ничто.

И я верю у этого «оазиса», нахичеванского исторического островка в круговерти-конвейере миллионного города, все-гаки есть и будет своя жизнь. Ведь старая Нахичевань своего рода живой музей-заповедник, который можно показывать всем туристам и иностранным в том числе.

И живет эта история не только в старых, сохранившихся улицах, двориках, площадях. Ока продолжается. И «дышит» в памятниках культуры, в литературных, музыкальных произведениях, в биографиях людей, творивших и творящих эту новую историю.

Уникальный опыт сосуществования городов-соседей , двух народов - непосредственная связь времен, поучительный пример дальновидной политики той же Екатерины Второй, А то, что призвано к жизни, осенено мыслями и заботами выдающихся людей, а такими были для Ростова и Нахичевани деяния Петра и Екатерины, великих российских императоров, изначально пронизано токами их энергии, их ума и духа, а значит, и воплощает на деле, в себе их величие, доказывая своей историей, как же правы были те, кто стоял у истоков освоения нижнего Дона.

Владислав Смирнов. «Нахичевань-на-Дону»
.