rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Мечты и годы

37В начале XX века в Ростове выпустили серию открыток с видами города, его достопримечательностей, сценами из жизни ростовцев. Одно из изображений заметно отличалось от прочих. Это — футуристический коллаж «В недалеком будущем». Его автор, чье имя история для потомков не сохранила, нафантазировал Таганрогский (ныне — Буденновский) проспект завтрашнего дня.

В небе — стаи дирижаблей

Кто-то мечтает о небе в алмазах, а этот фотохудожник изобразил на открытке иную мечту: небо, по которому летят птичьей стаей дирижабли и аэропланы.

Впрочем, не исключено, что самого автора все эти достижения технического прогресса настораживали, и эта открытка —или страшилка-предупреждение, или ирония над теми, у кого они вызывали неистовый восторг.

Возможно, с первого взгляда на эти дирижабли ростовские гимназисты сразу же назвали бы их имена. Воздухоплавание тогда было модной темой. В 1911 году (примерно в это же время, по мнению ростовских краеведов, появился и этот футуристический коллаж), Россия занимала третье в мире место после Германии и Франции по количеству имеющихся у нее дирижаблей. Однако само это количество (четыре —отечественных, пять —импортных) было так невелико, что запомнить их имена не составляло труда. Дирижабли в России называли, как правило, именем какой-то птицы: «Кречет», «Ястреб», «Голубь», «Коршун», «Чайка», «Беркут», «Гриф», «Альбатрос»…

В те годы ни одна из этих «птиц» в ростовском небе так и не появилась. Но фантазия того безвестного фотохудожника еще может стать реальностью. Уже сегодня в распоряжении ростовской полиции имеется дирижабль по имени «Око». Это «Око» прибыло на Дон шесть лет назад — накануне проведения в донской столице Госсовета — для улучшения полицейской зоркости.

Согласно некоторым прогнозам, дирижабли, в сравнении с самолетами и вертолетами более экономичные и менее опасные для окружающей среды, будут в перспективе использоваться для разного рода контроля с воздуха. К примеру, за движением автотранспорта, состоянием энергосистем. Есть сегодня и ратующие за то, чтобы возобновить использование дирижаблей для грузопассажирских перевозок, как это было в начале XX века, когда большие управляемые аэростаты доставляли пассажиров из Старого Света в Новый. И — обратно.

А в развитие стратосферных дирижаблей, то есть поднимающихся к границе с космосом, вносят свой вклад и донские ученые —сотрудники Таганрогского технологического института ЮФУ.

Поговаривают, недалеко то время, когда и обзорные экскурсии по донскому краю совершаться будут на дирижаблях.

Было счастье пешеходу

— Для меня самый интересный объект на этой открытке — монорельсовая дорога, которую художник, правда, изобразил слишком высоко, и с первого взгляда ее можно принять тоже за некий летательный аппарат, — прокомментировал этот сюжет ростовский краевед и журналист Геннадий Беленький. —Первая монорельсовая дорога приняла пассажиров в немецком городе Вуппертале еще в 1902 году. Могу предположить, что ездили по ней и наши земляки, которым захотелось, чтобы этот вид общественного транспорта появился в Ростове.

Однако в прежние годы эту идею всерьез все-таки не рассматривали. Она чуть было не осуществилась уже в наше время, о чем рассказал Геннадий Беленький в своей, вышедшей в 2001 году, книге «Маршрутом из прошлого в будущее», посвященной проектам развития ростовской транспортной системы. Мысль о монорельсовой дороге очень увлекала руководителей донской столицы. Тем более что среди наших земляков были специалисты, участвовавшие в строительстве такой дороги в Москве, но…

Проходить первая ростовская монорельсовая дорога, соединяющая центр города с Северным жилым массивом, должна была вблизи жилых домов (в том числе и по проспекту Буденновскому!) — на уровне третьих этажей. И жильцы, понятное дело, воспротивились.

Тем не менее Ростов разрастается и, по мнению Геннадия Беленького, о монорельсовой дороге еще вспомнят, но уже в связи с другими маршрутами.

Будущее общественного транспорта в Ростове автор открытки, как видите, связывал прежде всего с трамваями. На ближайшую перспективу угадал: трамвай ростовчане любили. Сейчас ростовский трамвай переживает не лучшие времена, но есть его пропагандисты, убежденные: современный скоростной трамвай — отличная альтернатива метро. Чтобы убедить в этом и других ростовчан, они недавно выставляли около Донской публичной библиотеки баннеры с изображениями самых современных моделей и картами возможных новых ростовских трамвайных маршрутов.

Еще несколько лет назад мысль о велосипеде как популярном виде городского транспорта могла бы наших земляков насмешить. Добирающийся до работы на велосипеде воспринимался как человек с чудинкой. А теперь изображение велосипедов на открытке о будущем Ростова кажется пророчеством. Увы, но словно напророчил фотохудожник и связанные с ними проблемы: «двухколесный конь» явно доставляет прохожим неудобства.

А почему на этой картине будущего отсутствует автомобиль? Вооружившись лупой, я его все же обнаружила: маленький, серенький, сливается со стеной здания…

Известно, что первый автомобиль появился в Ростове, как и первый трамвай, в 1901 году. Ездить ему по городу дозволялось якобы не быстрее того трамвая. Возможно, еще и поэтому в течение последующих шести лет в Ростове каждый год прибавлялось всего по… одному «мотору». Вот ведь радость была пешеходам…

Откуда высотка?

Ростов будущего фотохудожнику начала XX века представлялся городом с высотками. Потому, наверное, он и возвел на открытке десятиэтажку.

— До революции таких высоких домов в Ростове однозначно не было, — говорит Геннадий Беленький. — В то время высотками ростовчанам могли казаться даже пятиэтажные здания. В 30-е годы в Ростове самым высоким был восьмиэтажный дом.

На открытке — явно изображение какого-то реального небоскреба начала XX века. Какого?

В 1904 году в Москве вырос первый русский тучерез, как современники называли порой высотки, — доходный дом водочного короля Федора Афремова. Его построил архитектор Шишковский. Однако у этого здания, которое многим москвичам показалось монстром, разрушившим гармонию и благолепие привычного городского пейзажа, было только восемь этажей…

Тогда, возможно, автора открытки впечатлил побивший в 1913 году рекорд дома Афремова еще один московский небоскреб — десятиэтажный дом Нирнзее? Похож, но не он.

— Это, скорее всего, американский небоскреб, — предполагает председатель ростовского клуба коллекционеров Геннадий Лаптев, который подарил этой и другим старинным открыткам с видами Ростова вторую жизнь, выпустив их наборы репринтным изданием. – Ростов до Первой мировой войны называли, бывало, русским Чикаго. Это был динамично развивающийся город с большими и обоснованными амбициями. Футуристические проекты некоторых ростовцев включали расширение города до таких размеров, что к 1930 году он мог бы объединиться с Новочеркасском, стать гигантским центром автомобилестроения, мегаполисом мирового масштаба.

Слышите перекличку с нынешним проектом ростовской агломерации? А казалось бы, наивная старинная открытка…  

НВ №459-461 от 13 сентября 2013 г.
.