rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Нахичеванские врачи

     С первых, самых тяжелых лет проживания армян на донской земле находились подвижники, выполнявшие свой христианский и гражданский долг врачевателя.

     В 1824 году Городской думой городским врачом был назначен Франц Иванович Герревен — немец по происхождению, «чудесный, сердечный человек», практиковавший до конца XIX века. Всегда чуткий к страданиям больных, он многих лечил бесплатно. Дожил в Нор-Нахичеване до глубокой старости, окруженный любовью и уважением горожан.

     В начале 1831 года со стороны Астрахани пришла эпидемия холеры, унесшая жизни многих жителей города и прилежащих сел.

     Необходимость в профессиональных врачебных кадрах стала жизненно важной проблемой.

     Молодые люди, выбравшие своим поприщем медицину, после учебы в Лазаревском институте вновь уезжали в Москву, Петербург, Харьков, Германию, Францию, где получали высшее медицинское образование. В 1832 году на постоянное жительство в Нор-Нахичеван из Ростова-на-Дону переехал врач Григорий Васильевич Евстратов. Зарекомендовавший себя как прекрасный доктор-бессребреник. В 1832 году в Нахичевань на жительство приехал Арутюн Аламдарян (1796–1834 гг.) — врач, поэт, драматург, общественный деятель, участник войны с Наполеоном, организатор в Армении в 1827 году добровольческой дружины для оказания помощи русским войскам-освободителям под командованием генерала Паскевича, борец за освобождение Армении от персидского ига. Он был ректором семинарии в Тифлисе. Это был разносторонне образованный человек. Овдовев в 1818 году, принял в Эчмиадзине монашество. Аламдарян был первым составителем русской грамматики для армянских детей, а также составителем первого русско-армянского словаря. Один из первых преподавателей Лазаревского института восточных языков в Москве. В 1832 году Арутюн Манукович был зверски убит злоумышленниками в монастыре Сурб-Хач, где и был похоронен. До 1835 года в Нор-Нахичеване не было не только организованной врачебной помощи, но даже фельдшерского пункта. Раненого поэта, епископа А. Аламдаряна лечил знахарь прижиганием раскаленным железом.

     Горожане, общаясь с разными народами, ездили в разные страны по своим торговым делам, были сравнительно более развитыми, видели большой свет.

     В 1832 году в город Нор-Нахичеван с дипломами врачей вернулись первые выпускники столичных вузов. Так, с дипломом врача в город приехали братья Саркис и Кеворк Тиграняны, два брата Халибяны, Левон Абрамян и Александр Шилтян. Кеворка Тиграняна отличал не только высокий профессиональный уровень, но и бескорыстие, а также склонность к писательской деятельности. Им впервые был составлен и издан сборник практически всех бытовавших в те годы в Нор-Нахичеване поговорок, частушек, народных песен.

     Среди горожан он пользовался любовью и уважением. После смерти был похоронен в приделах монастыря Сурб Хач, что отражало признание его человеческих качеств и большое уважение к нему народа. Саркис Тигранян окончил Лазаревский институт восточных языков, Московский университет, владел европейскими языками, хорошо знал армянскую грамматику, древнеармянский язык, армянские наречия, диалекты, делал многие переводы на армянский язык, с русского языка переводил деловые бумаги, знал великолепно историческую литературу.

     Врачи, вернувшиеся в город, показали себя с хорошей стороны. Так, Хачерес Мясникян работал врачом до 1832 года и зарекомендовал себя как очень вдумчивый, отзывчивый доктор.

     Город Нор-Нахичеван продолжал оставаться центром армянской колонии с наибольшим числом армян. Согласно списку, составленному предводителем епархии российских армян Нерсесом Аштаракским, в городе проживало в 1831 году 13 229 человек.

     В 1843 году на медицинское обслуживание одного жителя была выделена одна сотая копейки.

     В 1850 году в городе появилась первая врач-акушерка. До этих пор роды принимали старые, опытные женщины — повивальные бабки. Были старушки, которые могли «излечивать» святым словом, молитвами, они же снимали порчу, сглаз. В селах жителей лечили даже парикмахеры, которые могли пустить кровь, поставить пиявки, растереть больного козьим жиром или же обтереть тело уксусным раствором, «поставить на место» органы брюшной полости. Народная память сохранила имена знаменитых костоправов.

     В 1843 году на медицинское обслуживание одного жителя была выделена одна сотая копейки.

     В 1850 году в городе появилась первая врач-акушерка. До этих пор роды принимали старые, опытные женщины — повивальные бабки. Были старушки, которые могли «излечивать» святым словом, молитвами, они же снимали порчу, сглаз. В селах жителей лечили даже парикмахеры, которые могли пустить кровь, поставить пиявки, растереть больного козьим жиром или же обтереть тело уксусным раствором, «поставить на место» органы брюшной полости. Народная память сохранила имена знаменитых костоправов.

     И все же при бурном развитии города Нор-Нахичевана, его инфраструктуры, благодаря культурно-просветительским мероприятиям, все же оставалось неутешительным состояние врачебно-оздоровительной службы.

     На сорок тысяч жителей едва приходился один врач. Самая крупная сумма, выделенная на здравоохранение, а это произошло в 1851 году, в переводе на душу населения, составила чуть более одной копейки.

Багдыков М. Г., Багдыков Т. М., Багдыков Г. М.
Книга «Арутюн Халибян»

 

.