rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Содержание материала

Кадр из засады

57В областном музее краеведения открылась выставка фотографий журнала «GEO» «Непознанный мир: Земля»

Ритуальная битва первобытного племени и два выхухоля, готовых к поединку, африканская невеста и зимородок со свадебным подарком... Люди и звери, природные феномены и архитектурные чудеса Севера, Востока, Юга и Запада.

- Жестокие кадры бывают очень красивыми, - сказал на пресс-конференции Алексей Карельский, главный заместитель главного редактора журнала «GEO». - Немецкий «Штерн» любит публиковать такие красивые страшные снимки. Мы избегаем жестокости. В том числе социальной. То есть изображения любой формы насилия над человеком.

 ...Алексей Карельский считает, что «GEO» - журнал для молодых и любопытных. Это - международный проект. Четверть века назад «GEO» появился в Германии, потом во Франции, Испании, Японии. В 1998 году - в России. Сначала издание было переводным. Но сейчас все более русифицируется. Теперь в нем уже до половины объёма - тексты и снимки российских авторов.

Хотя и в жизни фотографов бывает просто счастливый случай, классный кадр надо все-таки предугадать и выждать. За рубежом солидные редакции отправляют своих фотографов даже не в командировки, а в экспедиции, чтобы проникали в самые неведомые уголки и сидели в «засадах», сколько надо.

По словам г-на Карельского, в России только фотографы «GEO» могут себе это позволить.

Леонид Круглов - один из фотографов «GEO». Недавно он вернулся из экспедиции в Эфиопию. Круглов прошел дорогами русского офицера Булатовича, известного в 19-м веке путешественника. Цель Леонида - повторить маршрут семи отважных первопроходцев (Арсеньева, Миклухо-Маклая и других). Его проект так и называется - «Семеро смелых».

Это - не первая экспедиция Круглова в Эфиопию. С первого раза уникальных кадров не снимешь. Нужно доверие местного населения. А это - дело времени.

В обычаях племен, которые изучал Круглов, - ритуальная битва на палках. Несколько тысяч людей собираются на огромной поляне испытать силушку свою молодецкую.

Они в таком возбуждении от предстоящего, что на фотографа не обращают внимания. Снимай сколько хочешь. Но фотографу мало ведь снять необычное событие. Ему бы ещё и ракурс какой-нибудь эдакий...

Хвала старинному знакомству! Круглов заметил, что руководит битвой тот самый старик, который в прошлый его приезд рассказывал ему древние легенды. Старик тоже узнал Леонида, они расцеловались, согласно местному этикету. Потом старик увлёк фотографа в самый центр долины. Вот это ракурс! Вокруг кипели боевые страсти, но ближе, чем на метр, к этим двоим никто не смел приблизиться.

Я спросила Круглова: а были запреты на фотосъёмку, перед которыми оказывалось бессильным даже поручительство влиятельных друзей?

- Это было связано с культом мёртвых. Траурная церемония длится несколько дней. К телу усопшего чужому подходить нельзя.

Свадьбу снять тоже не вышло. Но тут уж не в запретах дело. В прошлый приезд, узнав, что его эфиопский приятель собирается жениться, Леонид Круглов ожидал пополнить свою коллекцию свадебными снимками. Однако выяснилось, что невеста к свадьбе не готова: в губу ей еще не вставили диск, без которого какая же это невеста. Ритуал занимает целый год. Да-да, целый год девушка с проколотой губой должна провести затворницей в одинокой хижине. Если диск решат увеличить (а по местным канонам красоты, чем он больше, тем девушка прекраснее), - значит, сидеть ей в этой хижине ещё год.

Фотограф свадьбы не дождался. Жених, видимо, отсрочке тоже не был рад. Да что делать? Традиции.

Кстати, однажды фотограф увидел будущего жениха украшенным длиннющей низкой бус - подарком сразу от четверых девушек. Он поинтересовался, какая из них ему нравится больше. А девушки там якобы хороши, как Наоми Кэмпбелл. Но парень назвал имя скромной невысокой девушки из своей деревни.

- Но почему она? - удивился Круглов.

Тогда этот человек, живущий полупервобытной жизнью, сказал то, что потрясло путешественника. Потому что именно так ответили бы миллионы современных мужчин в Европе и Азии:

- Люблю её, какая она есть. Даже не знаю, за что и почему.

2 сентября 2005г., НВ.

GEOграфические сказочники

    58В областном краеведческом музее проходит уникальная выставка фотографий журнала GEO «Лучшие фотографии 1998–2005 года». По сути, все выставленные фотокартины можно считать мировыми шедеврами.

    Вот что, например, может снять бывший учитель географии и биологии Николай Шпилёнок? Конечно же, редких животных. Представьте себе разговор на повышенных тонах двух выхухолей. Мордой этот зверёк похож на волосатую акулу. Найти таких зверей невероятно трудно. Жили они на Земле около тридцати миллионов лет, а теперь сохранилась только русская и пиренейская породы. Или вот лисёнок и сова, стрекозы — «красотки-девушки» на жёлтом цветке, красная лягушка на грибе — всё это выглядит невероятно фантастично. 59Между тем — это наша земная природа. Большинство фотографий Льва Вайсмана отражают природу острова Врангель. Снять крупным планом белого медведя в норе — это уже героический подвиг. Патриарх леса — зубр держит в зубах ветку, будто папиросу курит. Убегающая лиса сжимает в зубах яйцо, а за ней гонится, естественно на лету, разъярённый лебедь. Олени в воде, будто бы кишащий пляж Копакобаны. Овцебыки на закате, словно мистические древние воины перед битвой. «Комары на закате», будто бы персонажи марсианских хроник. «Ожерелье на паутине» — всего лишь капли воды, а выглядят как алмазное колье. Фотокартина «Первый снег на Невском проспекте» — бомж с перевязанной рукой шагает в ногу с бездомным псом. Всё это явно не постановочное фото. Точнее, режиссёр-постановщик есть, конечно же. Это сама жизнь. Алексей Миловский всего лишь подсмотрел этот спектакль. Потрясающие его же картины «Законы перспективы китайской стены» и «Красный пионер», жирный, «как поезд пассажирный», разлёгся на телеге, с красным галстуком на груди, едет в светлое, коммунистическое, китайское будущее. А вот «Дверь в тайну» — бронзовая ручка в виде женской руки на голубой двери. Такое найти можно только в солнечной Италии. Мост Тауэр в Лондоне, который всегда видится серым и мрачным, на самом деле яркий и разноцветный, как ситцевое платье. Сергей Максимишин снял Соловки — одно из красивейших чудес нашей планеты. Чукотка глазами и объективом Миловского представляется чужой планетой, и обитатели её — инопланетяне. А скелет кита на берегу океана — просто шедевр.

     60Чукчи в яранге курят папиросы. Шаман на перекуре. «Алтайская принцесса» Леонида Круглова невероятна хороша.

Умение видеть окружающий мир таковым, каков он есть, а не таким, каким он нам кажется в серой повседневности — есть великое мастерство. Конечно же, и техника позволяет сделать фантастические картинки. Однако вся фантастика создаётся живым человеческим разумом и непостижимым разумом природы. В Чили есть сухое озеро. Представьте себе: на синем льду две жёлтые палатки ночующих путешественников, будто два светильника на синей скатерти. Нашёл такое чудо Яцек Палкевич. Ворота в Сахару, танец невест в Тунисе, монгольские аксакалы на верблюдах, массаи, тибетское королевство Мустанг и портрет самого короля — всё это наша невероятная реальность. Монастыри в Гималаях, женщины-жирафы в Бирме, с золотыми кольцами на шее. Они носят их с раннего детства, ежегодно надевают на шею очередное кольцо, и шея вытягивается до невероятных размеров. Это считается красивым. Чего только не делают люди ради красоты. А вот остров Борнео, где лекари лечат своих пациентов отнюдь не иглоукалыванием. Они просто в тело втыкают огромные боевые копья. С тех пор как появился фотоаппарат, люди имеют возможность доказывать очевидность невероятного. Теперь никто не упрекнёт опытного путешественника в том, что он привирает.

    Если бы у барона Мюнхгаузена была хорошая фотокамера, он смог бы пополнить доблестную армию наблюдателей непостижимой очевидности. Хотите увидеть географические сказки — спешите в краеведческий музей.

7 сентября 2005г., РО.
.