rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Содержание материала

новогодний ПРЕЗЕНТ МЕЦЕНАТА: 220 УНИКАЛЬНЫХ ДРЕВНОСТЕЙ ДЛЯ ЛЮБИМОГО ГОРОДА

67Дар, который преподнес Ростову (причем совершенно безвоз­мездно) один из предпринимателей города, настолько редкий и щедрый, что его вполне можно (без опасения прослыть высо­копарными) назвать СЕНСАЦИОННЫМ.

Ну а как иначе охарактеризо­вать этот небывалый (не только для Ростова, но и для всей Рос­сии) случай? Ведь в коллекции, которую купил и подарил городу один из наших земляков, 220 предметов, выполненных из дра­гоценных металлов (в основном из золота). Она оценена экспер­тами в весьма приличную сумму. Хотя всякий, кто уже видел эту коллекцию, легко согласится с теми, кто называет ее БЕСЦЕН­НОЙ. Не в том смысле, что она ничего не стоит, а в том, что оценить ее историческое и куль­турное значение невозможно.

Ведь не станем же мы зада­вать вопросы о стоимости служи­телям Каирского национального музея, в котором хранится по­смертная золотая маска фараона Тутанхамона и прочие древности из египетских пирамид? Или - научным сотрудникам Московской оружейной палаты с ее шапкой Мономаха и другими царскими реликвиями?

Так же и директора Ростовско­го областного музея краеведения Л.Г. Зайчикову, ее заместителя по науке Т.И. Коневскую не стоит спрашивать о цене дара.

-   Нашему музею выпала редкая удача, - говорят они в один голос. - Мы бы сказали, что такое бывает! Столь щедрых (и, что немаловажно, знающих толк в исторических ценностях) меценатов не существует  в природе.  Если бы... Если бы он не пришел к нам
сам.  Если бы не лежали перед нашими глазами - вот они – эти удивительной работы золотые серьги, браслеты, броши, бусы, серебряный кубок! Почти все датировано II - I веками до нашей эры.

-   А ну как все это подделка? Весьма искусная, изощренная? Вы исключаете такую возможность?- поинтересовалась   корреспондент «Вечернего  Ростова»  у художника-ювелира   О.Л. Наумеико - одного из экспертов, принимавших коллекцию.

- Исключаю! - категорично за­являет Ольга Леонидовна. - Мое убеждение основывается не толь­ко на выводах комиссии, в кото­рую вошли виднейшие ростовс­кие историки и археологи. Это не подделка хотя бы по такому при­знаку, что подобная технология работы по золоту давно уже ут­рачена. Никто из современных ювелиров не в состоянии ее вос­создать. Если бы даже и пытал­ся, на это у него ушло бы не одно десятилетие.

Что же касается художествен­ной ценности изделий, то хочу сказать: эти предметы школы мастеров ювелирного дела Древ­ней Греции и Малой Азии пред­ставляют собою настоящие про­изведения искусства. Ни одна из наших современниц не отказалась бы носить эти сережки с подвес­ками в виде крошечных божков любви Эросов, эти браслеты с головками львиц... Все это - из той категории вещей, что будут смотреться совершенными и мод­ными во все времена, вне зави­симости от того, какое нынче «ты­сячелетие на дворе».

Что ж, мнение ростовского ху­дожника-ювелира полностью со­впало с выводами научных со­трудников из Государственной Третьяковской' галереи, Государ­ственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», Государственного исто­рического музея, Всероссийского научно-реставрационного центра имени И. Грабаря. Словом, всех тех, кого обычно привлекают в качестве экспертов одного из са­мых престижных и авторитетных московских аукционов «Гелос». Там-то и были 20 сентября вы­ставлены для продажи первона­чально два золотых украшения из древних причерноморских захоро­нений: серьги с подвесками II - веков до нашей эры и булавка - I веков до нашей эры.
Наш земляк-меценат, побывав на этом аукционе, связался за­тем по телефону с директором Ростовского областного музея краеведения Л.Г. Зайчиковой. По­интересовался у нее: «Не хотите видеть выставленные на аукцио­не «Гелос» экспонаты в фондах своего музея?»

Поначалу, как призналась Ли­дия Григорьевна, она даже не сразу поняла, что речь идет О ДАРЕ, а не о продаже...

Вот что по поводу этих 220 изделий говорит доктор исто­рических наук, профессор РГУ В.Е. Максименко:

- Вещи эти - явно из кубанских или крымских курганов. Некоторые из них очень напоминают «круг пред­метов» из так называемого сармат­ского «Золотого кладбища». Как фор­мировалась эта коллекция, никто сейчас сказать не сможет. Но нам повезло, что она попала в итоге в руки специалистов. А вообще, судя по тому, в каком виде поступили к нам экспонаты, можно сказать, что они хранились в чьих-то неведомых руках явно не одно десятилетие. Причем содержались очень грамот­но. В этом смысле нам тоже повез­ло. Ведь грабежом захоронений древ­ности люди занимались во все вре­мена, во все века. Это, увы, неиз­бежно. И сколько мы знаем фактов, когда вещи величайшей археологи­ческой ценности погибали в руках вандалов! Был даже случай, когда из одного ростовского музея было украдено золотое изделие, а потом превращено просто в слиток золота.

Что же касается наших (уже НАШИХ!) общенациональных цен­ностей, то они, пройдя сквозь все неизбежные и необходимые в подобных случаях перипетии организационно-правового, про­верочного порядка, скоро будут выставлены для всеобщего обо­зрения.

Мы увидим их в «Золотом зале» музея краеведения. И это будет зрелище, уж поверьте, куда бо­лее ценное (во всех смыслах), чем, к примеру, выставка воско­вых фигур. Та, на которую в по­следние месяцы толпами шли и шли наши земляки.

Нет, что ни говорите, но мы - ростовчане - странный все-таки народ. Одни, выстаивая ог­ромные очереди, стремятся по­пасть на экспозиции, в которых выставлены для всеобщего обо­зрения восковые уродцы. А дру­гие тратят собственные вре­мя, деньги, нервы для того толь­ко, чтобы подарить родному го­роду уникальную археологичес­кую коллекцию.

И при этом – остаться нена­званным, остаться в тени (тот щедрый бизнесмен просил работ­ников музея никому не называть его имя).

ЧУДНЫЕ МЫ… НО ВЕДЬ И ЧУ­ДЕСНЫЕ!

22 декабря 1997г., ВР.
.