rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Содержание материала

новогодний ПРЕЗЕНТ МЕЦЕНАТА: 220 УНИКАЛЬНЫХ ДРЕВНОСТЕЙ ДЛЯ ЛЮБИМОГО ГОРОДА

67Дар, который преподнес Ростову (причем совершенно безвоз­мездно) один из предпринимателей города, настолько редкий и щедрый, что его вполне можно (без опасения прослыть высо­копарными) назвать СЕНСАЦИОННЫМ.

Ну а как иначе охарактеризо­вать этот небывалый (не только для Ростова, но и для всей Рос­сии) случай? Ведь в коллекции, которую купил и подарил городу один из наших земляков, 220 предметов, выполненных из дра­гоценных металлов (в основном из золота). Она оценена экспер­тами в весьма приличную сумму. Хотя всякий, кто уже видел эту коллекцию, легко согласится с теми, кто называет ее БЕСЦЕН­НОЙ. Не в том смысле, что она ничего не стоит, а в том, что оценить ее историческое и куль­турное значение невозможно.

Ведь не станем же мы зада­вать вопросы о стоимости служи­телям Каирского национального музея, в котором хранится по­смертная золотая маска фараона Тутанхамона и прочие древности из египетских пирамид? Или - научным сотрудникам Московской оружейной палаты с ее шапкой Мономаха и другими царскими реликвиями?

Так же и директора Ростовско­го областного музея краеведения Л.Г. Зайчикову, ее заместителя по науке Т.И. Коневскую не стоит спрашивать о цене дара.

-   Нашему музею выпала редкая удача, - говорят они в один голос. - Мы бы сказали, что такое бывает! Столь щедрых (и, что немаловажно, знающих толк в исторических ценностях) меценатов не существует  в природе.  Если бы... Если бы он не пришел к нам
сам.  Если бы не лежали перед нашими глазами - вот они – эти удивительной работы золотые серьги, браслеты, броши, бусы, серебряный кубок! Почти все датировано II - I веками до нашей эры.

-   А ну как все это подделка? Весьма искусная, изощренная? Вы исключаете такую возможность?- поинтересовалась   корреспондент «Вечернего  Ростова»  у художника-ювелира   О.Л. Наумеико - одного из экспертов, принимавших коллекцию.

- Исключаю! - категорично за­являет Ольга Леонидовна. - Мое убеждение основывается не толь­ко на выводах комиссии, в кото­рую вошли виднейшие ростовс­кие историки и археологи. Это не подделка хотя бы по такому при­знаку, что подобная технология работы по золоту давно уже ут­рачена. Никто из современных ювелиров не в состоянии ее вос­создать. Если бы даже и пытал­ся, на это у него ушло бы не одно десятилетие.

Что же касается художествен­ной ценности изделий, то хочу сказать: эти предметы школы мастеров ювелирного дела Древ­ней Греции и Малой Азии пред­ставляют собою настоящие про­изведения искусства. Ни одна из наших современниц не отказалась бы носить эти сережки с подвес­ками в виде крошечных божков любви Эросов, эти браслеты с головками львиц... Все это - из той категории вещей, что будут смотреться совершенными и мод­ными во все времена, вне зави­симости от того, какое нынче «ты­сячелетие на дворе».

Что ж, мнение ростовского ху­дожника-ювелира полностью со­впало с выводами научных со­трудников из Государственной Третьяковской' галереи, Государ­ственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», Государственного исто­рического музея, Всероссийского научно-реставрационного центра имени И. Грабаря. Словом, всех тех, кого обычно привлекают в качестве экспертов одного из са­мых престижных и авторитетных московских аукционов «Гелос». Там-то и были 20 сентября вы­ставлены для продажи первона­чально два золотых украшения из древних причерноморских захоро­нений: серьги с подвесками II - веков до нашей эры и булавка - I веков до нашей эры.
Наш земляк-меценат, побывав на этом аукционе, связался за­тем по телефону с директором Ростовского областного музея краеведения Л.Г. Зайчиковой. По­интересовался у нее: «Не хотите видеть выставленные на аукцио­не «Гелос» экспонаты в фондах своего музея?»

Поначалу, как призналась Ли­дия Григорьевна, она даже не сразу поняла, что речь идет О ДАРЕ, а не о продаже...

Вот что по поводу этих 220 изделий говорит доктор исто­рических наук, профессор РГУ В.Е. Максименко:

- Вещи эти - явно из кубанских или крымских курганов. Некоторые из них очень напоминают «круг пред­метов» из так называемого сармат­ского «Золотого кладбища». Как фор­мировалась эта коллекция, никто сейчас сказать не сможет. Но нам повезло, что она попала в итоге в руки специалистов. А вообще, судя по тому, в каком виде поступили к нам экспонаты, можно сказать, что они хранились в чьих-то неведомых руках явно не одно десятилетие. Причем содержались очень грамот­но. В этом смысле нам тоже повез­ло. Ведь грабежом захоронений древ­ности люди занимались во все вре­мена, во все века. Это, увы, неиз­бежно. И сколько мы знаем фактов, когда вещи величайшей археологи­ческой ценности погибали в руках вандалов! Был даже случай, когда из одного ростовского музея было украдено золотое изделие, а потом превращено просто в слиток золота.

Что же касается наших (уже НАШИХ!) общенациональных цен­ностей, то они, пройдя сквозь все неизбежные и необходимые в подобных случаях перипетии организационно-правового, про­верочного порядка, скоро будут выставлены для всеобщего обо­зрения.

Мы увидим их в «Золотом зале» музея краеведения. И это будет зрелище, уж поверьте, куда бо­лее ценное (во всех смыслах), чем, к примеру, выставка воско­вых фигур. Та, на которую в по­следние месяцы толпами шли и шли наши земляки.

Нет, что ни говорите, но мы - ростовчане - странный все-таки народ. Одни, выстаивая ог­ромные очереди, стремятся по­пасть на экспозиции, в которых выставлены для всеобщего обо­зрения восковые уродцы. А дру­гие тратят собственные вре­мя, деньги, нервы для того толь­ко, чтобы подарить родному го­роду уникальную археологичес­кую коллекцию.

И при этом – остаться нена­званным, остаться в тени (тот щедрый бизнесмен просил работ­ников музея никому не называть его имя).

ЧУДНЫЕ МЫ… НО ВЕДЬ И ЧУ­ДЕСНЫЕ!

22 декабря 1997г., ВР.

ОТКУДА В МУЗЕЕ РОЯЛЬ? ОТ ПУШКИНА, ВЕСТИМО... 

В областном музее краеве­дения - прибавление. К двум роялям (один находится в глав­ном здании музея, а другой в его филиале - в музее русско-армянской дружбы Сурб-Хач) прибавился еще один.

Инструмент изготовлен на петербургской фабрике роялей «Шредер» примерно в 1910— 1915 годах. Он традиционен по своей форме - без всяких там резных излишеств и за­мысловатостей. Видно, что его готовили не на заказ, а для массовой продажи. Однако приглашенный настройщик на­шел, что рояль находится в сносном состоянии и у него весьма приличное звучание.

Но кому же следует адре­совать слова благодарности за столь изысканный дар?

Не сочтите за шутку, но... Пушкину. Точнее, Нелли Ана­тольевне Пушкиной. Именно она, в прошлом выпускница Ростовского музыкально-педа­гогического института (ныне консерватории), преподаватель­ница музыкальных училищ Азова и Таганрога, уезжая из Ро­стова (увы, навсегда), подари­ла родному городу фамильный рояль.

Однако, согласитесь, одно дело - подписать дарственную. И несколько другое - донести подарок до адресата. Задача эта, как вы понимаете, оказа­лась непосильной женщинам — Н.А. Пушкиной и сотрудницам музея краеведения.

На помощь они призвали во­еннослужащих одной из ро­стовских воинских частей. Что ж, до сих пор мы верили в то, что настоящий российс­кий воин ребенка не обидит. Теперь же знаем: солдат и му­зыкального инструмента не уронит.

Ребята, взвалив на свои пле­чи довольно-таки тяжелый груз, снесли его с пятого эта­жа дома, где он прежде раз­мещался. Причем с задачей справились мастерски.

Словом, свою фортепианную партию парни в военной форме уже исполнили. Дело - за ро­стовскими музыкантами. Наде­емся, на новом рояле ими бу­дет исполняться исключительно та музыка, которую мы относим к категории вечной...

23 февраля 1998г., ВР.
 
 

ЦЕЛКОВЫЙ, ПОДАННЫЙ ВДОВОЙ ПУШКИНА

68В фондах областного музея краеведения зарегис­трирован новый экспонат - серебряный рубль. На одной из сторон надпись - «Монета рубль. 1833 год СПБ». На оборотной - герб Российской импе­рии и сделанная по кругу запись — «Чистого сереб­ра 1 золотник 21 доля».

   Этот рубль в дар музею преподнес ростовчанин, участник Великой Отечественной войны, полковник запаса Ф.В. Буханцов.
   Быть может, кто-то, знающий толк в нумизмати­ке, пожмет плечами. Скажет, что монета, хотя и была изготовлена 165 лет назад, но ценности осо­бой не представляет, и что нынешняя «красная» цена ей около тысячи рублей (или, если угодно, 150 долларов).
   Вероятно, кому-то эта сумма может показаться незначительной. Но не ростовскому пенсионеру.
  Может, он и распорядился бы этим серебряным рублем с боль­шей для себя выгодой и поль­зой. Если бы не история, свя­занная с ним. Достоверность ее проверить сложно. Только - по­верить!
     Вот что рассказал работникам музея сам Ф.В. Буханцов:
    - После окончания войны я взял месячный отпуск и поехал на родину в хутор Наполов, не­подалеку от станицы Вешенской.
    Возвратившегося с фронта земляка пришел проведать даль­ний родственник моей матери - Осип Борисович Агрызков. С ним я и до войны не раз встречался, любил поговорить о его былой службе в прославленном лейб-гвардии Атаманском казачьем полку. Знал о том, как он во вре­мя коронации Николая II за от­личную джигитовку получил из рук императора именные сереб­ряные часы.
    Рассказчиком Осип Борисович был отменным. Хотя, как сам ут­верждал, еще более колоритной фигурой был его дед, также слу­живший в царской армии.
   Мой земляк отзывался о нем как о человеке незаурядном, са­мостоятельно выучившемся грамо­те, большом поклоннике Пушки­на. К примеру, сказку поэта о попе и работнике его Балде - дед Осипа Борисовича знал наизусть, рассказывал ее часто однополча­нам, чем вызвал однажды неудо­вольствие полкового священника.
    Так вот, тот самый дед Агрызкова и завещал внуку серебря­ный рубль, рассказав при этом такую историю.
   В начале тридцатых годов про­шлого столетия он служил вестовым у сотенного командира, рас­квартированного в Калужской гу­бернии. Казаки несли тогда ох­рану полотняного завода, изготав­ливавшего паруса для всего Рос­сийского флота. Завод находил­ся в имении дворян Гончаровых, отчего всех членов семьи знали в лицо. Очень удивились, когда дочь Гончаровых красавица На­талья была выдана замуж за Пушкина - барина небольшого роста, вертлявого, невзрачного.
   Но Агрызков очень горевал, когда спустя несколько лет до него дошли слухи о том, что Пушкин погиб на дуэли. Такого поэта не стало...
  Прошло время, и однажды ко­мандир сотни срочно вызвал к себе нескольких казаков. Велел вытащить застрявшую в дороге неподалеку от имения карету. Вней, как выяснилось, ехала вдо­ва Пушкина с детьми. Прослы­шав об этом, дед присоединил­ся к казакам. Карету, завязшую в грязи, казаки подняли, выне­сли на дорогу.
   В знак благодарности Наталья Николаевна подарила им сереб­ряный рубль. Дед упросил каза­ков не разменивать его, оставить ему на память. Взамен щедро угостил товарищей.
   С тех пор минули годы... Все - в тяжких трудах да в заботах. Но, несмотря на то, что каждая копейка в доме Агрызковых была на счету, рубль, полученный от вдовы Пушкина, не был продан. По наследству попал к Осипу Бо­рисовичу.
    И тот даже в голодные 1932-1933 годы не сдал его в поя­вившиеся тогда советские ску­почные (так называемые «Торгсины»).
    Детей у Осипа Борисовича не было. Доживал он свой век у родственников.
    В нашу с ним встречу мы при­нялись обсуждать: как поступить с рублем? Договорились, что я возьму его себе, а потом пере­дам в музей.
    С тех пор рубль находился у меня. Как-то предпринял я по­пытку передать его в дар мос­ковскому музею имени А.С. Пуш­кина. Послал туда письмо, но мне ответили, что необходимо иметь заключение экспертов о том, что рубль не фальшивый, и подтвер­ждение того, что он действитель­но принадлежал Н.Н. Пушкиной.
     По сути, это был вежливый от­каз. Ведь всякому же понятно, что подтвердить рассказ Осипа Агрызкова я ничем не смогу...
   Однако рассказу самого Ф.В. Буханцова поверила заведую­щая отделом новейшей истории Ростовского областного музея краеведения С.М. Мамаева. Она заметила корреспонденту «Ве­чернегоРостова» Нонне Мирзабековой:
    - Невозможно было отказаться от подобного дара! Может, история этой монеты - легенда, но она покоряет своей красо­той и тем трепетным отношением к памяти Пушкина, с кото­рым жили несколько поколений казаков Агрызковых. Она так трогательно характеризует эту казачью семью. Только ради того и стоило принять в фонды музея дар Буханцова.
     Впрочем,  может, все и правда...
 28 июля 1998г., ВР.

«МУЗЕЮ НА ПАМЯТЬ ОТ МЕНЯ ЛИЧНО!»

КАРМАННЫЕ ЧАСЫ  И СТАРЫЕ ПУГОВИЦЫ ПОМОГАЮТ ПОНЯТЬ УШЕДШУЮ ЭПОХУ

6916 сентября, в День города, в Ростовском областном музее краеведения откроется выставка «В дар музею XXI века». Экс­позиция организована в рамках проекта «Музею XXI века — на память от меня» (эта акция длится уже второй год).

Выставка посвящена быту обычных ростовчан. Так что со­стоит она из тех предметов, ко­торые были свидетелями успе­хов и радостей, горьких и счас­тливых минут их жизни.

А началось все с клуба дарите­лей, члены которого ежемесячно собираются в музее. Для них эти встречи стали своеобразным ок­ном в прошлое, в молодость, в памятные вехи их биографий. Что­бы воспоминания обрели плоть, активисты клуба подкрепляли свои рассказы разнообразными предме­тами - бережно сохранёнными билетами в театр, пластинками, посудой, одеждой... Каждая такая вещь несет на себе отпечаток дав­но ушедшего времени.

В фонд выставки поступили и две крупные семейные коллек­ции. Это коллекции краеведов и журналистов А. Айрумяна и И. Гегузина. Это редкие рукопи­си, книги, автографы таких вы­дающихся людей, как М. Сарьян, А. Серафимович, М. Шагинян...

Здесь вы сможете увидеть как дореволюционные вещи, так и вещи середины XX века. В кол­лекцию входят и редкие книги: «Исторические известия о Кавка­зе» 1823 года, «Записи Одесского общества истории древности» 1867 года. Да, фамильных дра­гоценностей и подлинного анти­квариата на витринах и стендах музея не будет. На выставке представлено много внешне не очень эффектных вещей, но именно они дают яркое пред­ставление о человеке той или иной эпохи. Это и карманные часы начала XX века, и образцы пуговиц и тканей, и дореволю­ционные семейные фотографии, и даже одна из первых печатных машинок.

Современным модницам будет любопытно взглянуть, как одева­лись заправские франты дорево­люционного Ростова. В общем, любопытные экспонаты можно перечислять и перечислять...

Но всего этого не было бы, если бы не фанатичный труд сотрудников музея. Именно они записыва­ли воспоминания ростовчан, устраивали им встречи с артистами, певцами, деятелями культуры. А еще музейные работники дарят красиво оформленные благодарственные письма всем тем, кто оказал бескорыстную помощь в пополнении государственного музейного фонда России. И тем самым сохранил для потомков память о старом Ростове...

11 сентября 2000г., ВР.
.