новогодний ПРЕЗЕНТ МЕЦЕНАТА: 220 УНИКАЛЬНЫХ ДРЕВНОСТЕЙ ДЛЯ ЛЮБИМОГО ГОРОДА
Дар, который преподнес Ростову (причем совершенно безвозмездно) один из предпринимателей города, настолько редкий и щедрый, что его вполне можно (без опасения прослыть высокопарными) назвать СЕНСАЦИОННЫМ.
Ну а как иначе охарактеризовать этот небывалый (не только для Ростова, но и для всей России) случай? Ведь в коллекции, которую купил и подарил городу один из наших земляков, 220 предметов, выполненных из драгоценных металлов (в основном из золота). Она оценена экспертами в весьма приличную сумму. Хотя всякий, кто уже видел эту коллекцию, легко согласится с теми, кто называет ее БЕСЦЕННОЙ. Не в том смысле, что она ничего не стоит, а в том, что оценить ее историческое и культурное значение невозможно.
Ведь не станем же мы задавать вопросы о стоимости служителям Каирского национального музея, в котором хранится посмертная золотая маска фараона Тутанхамона и прочие древности из египетских пирамид? Или - научным сотрудникам Московской оружейной палаты с ее шапкой Мономаха и другими царскими реликвиями?
Так же и директора Ростовского областного музея краеведения Л.Г. Зайчикову, ее заместителя по науке Т.И. Коневскую не стоит спрашивать о цене дара.
- Нашему музею выпала редкая удача, - говорят они в один голос. - Мы бы сказали, что такое бывает! Столь щедрых (и, что немаловажно, знающих толк в исторических ценностях) меценатов не существует в природе. Если бы... Если бы он не пришел к нам сам. Если бы не лежали перед нашими глазами - вот они – эти удивительной работы золотые серьги, браслеты, броши, бусы, серебряный кубок! Почти все датировано II - I веками до нашей эры.
- А ну как все это подделка? Весьма искусная, изощренная? Вы исключаете такую возможность?- поинтересовалась корреспондент «Вечернего Ростова» у художника-ювелира О.Л. Наумеико - одного из экспертов, принимавших коллекцию.
- Исключаю! - категорично заявляет Ольга Леонидовна. - Мое убеждение основывается не только на выводах комиссии, в которую вошли виднейшие ростовские историки и археологи. Это не подделка хотя бы по такому признаку, что подобная технология работы по золоту давно уже утрачена. Никто из современных ювелиров не в состоянии ее воссоздать. Если бы даже и пытался, на это у него ушло бы не одно десятилетие.
Что же касается художественной ценности изделий, то хочу сказать: эти предметы школы мастеров ювелирного дела Древней Греции и Малой Азии представляют собою настоящие произведения искусства. Ни одна из наших современниц не отказалась бы носить эти сережки с подвесками в виде крошечных божков любви Эросов, эти браслеты с головками львиц... Все это - из той категории вещей, что будут смотреться совершенными и модными во все времена, вне зависимости от того, какое нынче «тысячелетие на дворе».
Что ж, мнение ростовского художника-ювелира полностью совпало с выводами научных сотрудников из Государственной Третьяковской' галереи, Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», Государственного исторического музея, Всероссийского научно-реставрационного центра имени И. Грабаря. Словом, всех тех, кого обычно привлекают в качестве экспертов одного из самых престижных и авторитетных московских аукционов «Гелос». Там-то и были 20 сентября выставлены для продажи первоначально два золотых украшения из древних причерноморских захоронений: серьги с подвесками II - веков до нашей эры и булавка - I веков до нашей эры. Наш земляк-меценат, побывав на этом аукционе, связался затем по телефону с директором Ростовского областного музея краеведения Л.Г. Зайчиковой. Поинтересовался у нее: «Не хотите видеть выставленные на аукционе «Гелос» экспонаты в фондах своего музея?»
Поначалу, как призналась Лидия Григорьевна, она даже не сразу поняла, что речь идет О ДАРЕ, а не о продаже...
Вот что по поводу этих 220 изделий говорит доктор исторических наук, профессор РГУ В.Е. Максименко:
- Вещи эти - явно из кубанских или крымских курганов. Некоторые из них очень напоминают «круг предметов» из так называемого сарматского «Золотого кладбища». Как формировалась эта коллекция, никто сейчас сказать не сможет. Но нам повезло, что она попала в итоге в руки специалистов. А вообще, судя по тому, в каком виде поступили к нам экспонаты, можно сказать, что они хранились в чьих-то неведомых руках явно не одно десятилетие. Причем содержались очень грамотно. В этом смысле нам тоже повезло. Ведь грабежом захоронений древности люди занимались во все времена, во все века. Это, увы, неизбежно. И сколько мы знаем фактов, когда вещи величайшей археологической ценности погибали в руках вандалов! Был даже случай, когда из одного ростовского музея было украдено золотое изделие, а потом превращено просто в слиток золота.
Что же касается наших (уже НАШИХ!) общенациональных ценностей, то они, пройдя сквозь все неизбежные и необходимые в подобных случаях перипетии организационно-правового, проверочного порядка, скоро будут выставлены для всеобщего обозрения.
Мы увидим их в «Золотом зале» музея краеведения. И это будет зрелище, уж поверьте, куда более ценное (во всех смыслах), чем, к примеру, выставка восковых фигур. Та, на которую в последние месяцы толпами шли и шли наши земляки.
Нет, что ни говорите, но мы - ростовчане - странный все-таки народ. Одни, выстаивая огромные очереди, стремятся попасть на экспозиции, в которых выставлены для всеобщего обозрения восковые уродцы. А другие тратят собственные время, деньги, нервы для того только, чтобы подарить родному городу уникальную археологическую коллекцию.
И при этом – остаться неназванным, остаться в тени (тот щедрый бизнесмен просил работников музея никому не называть его имя).
ЧУДНЫЕ МЫ… НО ВЕДЬ И ЧУДЕСНЫЕ!
22 декабря 1997г., ВР.
|