rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

КОГДА УМОЛКАЮТ ЛЮДИ, ТОГДА  ГОВОРЯТ ВЕЩИ

НОВАЯ ВЫСТАВКА В ОБЛАСТНОМ МУЗЕЕ КРАЕВЕДЕНИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О ТЕХ, КТО РЕШАЛ СУДЬБУ   ВЕЛИКОЙ   ОТЕЧЕСТВЕННОЙ   ВОЙНЫ

78Как уже сообщал «Вечерний Ростов», в областном музее крае­ведения открылась выставка «Полководцы Победы», приурочен­ная к Дню защитника Отечества и 56-й годовщине освобожде­ния нашего города от фашистских захватчиков. Все экспонаты прибыли из Центрального музея Вооруженных Сил России.

- Нынешняя выставка - плод совместной работы областного министерства культуры, Северо-Кавказского военного округа и московских коллег, - сказала на церемонии открытия директор музея Т.П. Коневская. - Это за­мечательно, когда столичные му­зеи приходят в провинцию. Не хочу сказать, что наши музеи бедны, но хорошо, что существу­ет такой взаимообмен и у нас появляются предметы, которые можно назвать знаковыми для всей страны. Мы благодарны и командованию округа, и москви­чам, которые не только достави­ли все экспонаты, но и обеспе­чили их сохранность.

Центром выставки, безусловно, стал орден «Победа» - точнее, его демонстрационная копия. Он был учрежден Указом Президиу­ма Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 года, и, в соот­ветствии со Статутом, им мог быть награжден представитель «высшего командного состава Со­ветской Армии за успешное про­ведение таких боевых операций в масштабе нескольких или од­ного фронта, в результате кото­рых в корне меняется обстанов­ка в пользу Советской Армии».

К сведению криминальных лю­бителей драгоценностей: зал, где развернута экспозиция, обеспечен сигнализацией, и здесь дежурит наряд милиции. Так что даже и не пытайтесь...

Трое - Жуков, Василевский и Сталин - были награждены ор­деном дважды. Высшую советс­кую военную награду получили четверо иностранцев - генерал армии США Дуайт Эйзенхауэр, фельдмаршал Великобритании Бернард Лоу Монтгомери, король Румынии Михай I, маршал Поль­ши Михаил Роля-Жимерский и маршал Югославии Иосип Броз Тито. Кстати, Брежневу к его «иконостасу» в 1978 году соответ­ствующим Указом тоже был при­бавлен этот орден, но в 1989 году другой Указ это решение от­менил: соответствующих воинских заслуг за Леонидом Ильичом не числилось.

Интересный факт: орден нахо­дится у награжденного только при жизни, после кончины родствен­ники не имеют права оставить его в семье. Он возвращается в особое государственное хранили­ще, и посторонним не дано знать, сколько орденов сейчас там хра­нится.

Одна из грустных шуток Исто­рии состоит, пожалуй, в том, что вещи, при жизни человека быв­шие лишь его слугами и редко - предметами гордости, после смерти становятся своеобразным представителем владельца в гла­зах следующего поколения - ге­роическим, зловещим, а иногда и пародийным. Об этом задумы­ваешься, рассматривая личные вещи орденоносцев.

Редкостной красоты иранский ковер с портретом Сталина, па­лехская шкатулка «За Родину! За Сталина!», где в миниатюрах ху­дожника Д.Н. Буторина с порази­тельным искусством изображены всё рода войск и ключевые моменты войны, - это ничтожная часть подарков, преподнесенных в разное время разными людь­ми Генералиссимусу. Тут же - маленький, чуть ли не дамский, пистолет системы Зауэра. Зачем он мог понадобиться человеку, убиравшему людей одним рос­черком пера...

На гимнастерке Малиновского - если присмотреться - заметны рыжие пятнышки и дырка: след от осколка. Тут же потертый фут­ляр с очками, перевязанными ве­ревочкой, монументальный арба­лет, подаренный неким богатым австрийцем, и гвинейская сабля. Ей, конечно, не сравниться с зо­лоченым именным клинком Рокос­совского, что выставлен на сосед­нем стенде, но ведь тоже оружие.

Портсигары Толбухина, шпоры Говорова, китель Жукова - вещи стали знаками людей. Старше­классники, «проходящие» историю Великой Отечественной войны, наверное, так и оценят эти эк­спонаты. Для людей старшего поколения они были и останутся частью их прошлого - безо вся­ких «плюсов» и «минусов».

Так же безотносительно - как свидетели истории - воспринима­ются и знамена армии и диви­зий. Особняком среди них - ко­пия того самого знамени Побе­ды, что было водружено Егоро­вым и Кантарией на рейхстаге. И вот еще один исторический курь­ез: для этого события было заго­товлено девять специальных по­лотнищ, но когда дошло до дела, ни одного из них не оказалось под рукой. Поэтому взяли чуть ли не первое попавшееся - 150-й стрелковой Идрицкой дивизии. Да и водрузили его сначала вовсе не на куполе здания, а просто при­вязали к ноге скульптуры, изобра­жавшей лошадь.

Знамя, ставшее реликвией, уже тогда, в первые дни Побе­ды, начали разрывать «на па­мять» - вот почему у копии по нижнему краю идет вставка про­зрачной тканью. Подлинник зна­мени одно из главных сокро­вищ московского музея, его раз­решено выносить лишь в День Победы, по особому распоряже­нию главы государства.

Итак, сейчас в краеведческом музее открылась вторая часть экспозиционной «трилогии». Пер­вая - «Трофеи второй мировой» - побывала у нас в прошлом году, а о третьей заведующий эк­спозиционным отделом музея В.В. Лукин сообщил следующее:

- Мы планируем в этом году представить завершающую часть выставки - «Солдаты Победы», где будет показан солдатский быт. По­нятно, сейчас сложно добраться до столичных музеев по экономи­ческим и многим другим причи­нам, но предметы, которые там хранятся, - это достояние всей страны, и их должны видеть все.

Генералиссимус, маршалы, фельдмаршалы, генералы... Люди, решавшие судьбы миллионов, ушли в небытие. Остались симво­лы. Быть может, несправедливо судить по ним об их владель­цах, но ничего лучшего в нашем распоряжении нет.

17 февраля 1999г., ВР.
.