rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА

06История полна легендами. Собственно, иногда легенды её и творят. Больше всего легенд в театре. Искусство, живущее только в момент, когда оно творится, не может не быть легендарным. Остаются воспоминания, сценография, костюмы, картины, фотографии, в ХХ веке появилась видеосъёмка. Даже кино не передаёт атмосферу спектакля. Самой красивой легендой ХХ века стали «Русские сезоны» на Западе, организованные выдающимся человеком Сергеем Павловичем Дягилевым.

Он собрал в своём театре уникальных художников, музыкантов, хореографов и танцоров. Его эстетические взгляды на единство оформления, музыкального сопровождения и балетного движения изменили взгляд на балет во всем мире. Появился новый эталон спектакля. Критики потом писали, что балет никогда не стал бы таким, каким он сегодня является, если бы не появился русский гений и не воспитал бы новое поколение артистов и хореографов. Вот уже полвека ходят слухи, что где-то есть прижизненные съёмки труппы Дягилева. Искали по всему миру. На самом деле он запрещал съёмки. Кино было примитивным и не могло передать красоту танца. Сохранились кадры танцующих Павловой и Карсавиной. И по ним действительно нельзя составить хоть какое-то представление об этих великих танцовщицах.

Интерес к Дягилеву и его компании был несколько утрачен после печальных событий середины ХХ века. Второе легендарное пришествие этого великого человека началось в 1954 году. После знаменитой выставки в Эдинбурге и Лондоне. Дягилевская эпоха, её интриги и скандалы опять стали притягательными и любопытными не только для профессионалов, но и для широкой публики. Художникам интересны сценические открытия художников. Балетмейстеры растаскивают на цитаты танцевальные новации труппы. Музыканты с наслаждением играют сочинения, специально создававшиеся для танца. Любители театра погружаются в духовную кухню творцов прошлого и с особым восторгом читают десятки мемуаров фаворитов Дягилева. Коллекционеры и музеи тратят баснословные деньги, чтобы заполучить хоть часть уникальных документов, картин, рисунков, связанных с деятельностью «Русских сезонов» и творчеством соратников русского гения. Он мог найти в любом творце то, что человек мог не знать о себе сам – и это главная его заслуга.

До Дягилева балетный мир знал пухленьких и крепких виртуозок танца, для которых каждое па означало блеск и декоративность исполнения. Не зря в начале ХХ века уровень мастерства отсчитывался от умения крутить фуэте – чисто спортивное движение. Дягилевские танцовщицы, все прошедшие выучку по балетной системе императорского театра, вдруг «заговорили на другом языке». Исполнительская манера, особенно в первых русских сезонах, когда использовались балеты, уже получившие прописку в России (несколько измененные для Европы), наполнилась каким-то особым лирическим волнением. Мода на крепких виртуозок тут же сгинула. От Анны Павловой пошёл крен в пользу балерин худощавых, с удлинёнными линиями, с изумительной красоты ногами, танцующих «всеми фибрами своей души». Благодаря Вацлаву Нижинскому совершенно изменилось и отношение к мужскому танцу в балете. Изгнанный из труппы Мариинского театра со скандалом, по пустяковому поводу (надел в «Жизели» слишком откровенный, обтягивающий чресла костюм, шокировавший вдовствующую императрицу, но уже принятый в «Русских сезонах» в Париже), он стал культовым танцовщиком и новатором мужского танца.

Как сегодня создаются легенды.

С.П. Дягилев был не просто творцом – мессией… Только этим можно объяснить, что смерть в 1929 году способствовала возникновению других балетных трупп, именовавшихся «русскими». Осиротевшие звёзды Дягилева открывают в городах Европы и Америки балетные училища, «насаждая» русскую классическую школу. Джордж Баланчин (Г.М. Баланчивадзе), принявший в 1925-м эстафету дягилевского главного балетмейстера от «великого взрывателя балетной рутины» Михаила Фокина, организует в США первую национальную труппу «Американский балет»; артист дягилевской антрепризы Сергей Лифарь с 1929 года по 1956 главный балетмейстер парижской «Гранд-Опера»; а первый национальный балет Англии открывается фокинской «Шопенианой» и «Лебединым озером»…

Поэтому торжественный вечер в Музыкальном театре, посвящённый 130-летию Дягилева, – часть событий, отмечаемых всем балетным миром в 2002 году. К концерту руководители ростовского балета воссоздали на сцене номера, рождённые в труппе Дягилева. Немало почётных гостей было на торжестве (оказавшемся пока неподъёмным для Страсбурга, Москвы, Нижнего Новгорода), артисты из столицы, Петербурга, Украины, России. И наипочётнейший – Игорь Иванович Махаев – верный адепт наследия Дягилева. В прошлом талантливейший танцовщик, ученик Голейзовского, обладатель медалей имени Дягилева и Лифаря. Ныне он отдает все силы, всю жизнь российскому культурному благотворительному фонду «Дом Дягилева», который и возглавляет. Если Дягилев – мессия, то профессор Махаев – его апостол. Замечу, именно он вспомнил о ведущей солистке театра «Русский балет Дягилева», лучшей Жизели Европы, исполнительнице партии Одетты-Одиллии на сцене Парижской «Гранд-Опера» Ольге Спесивцевой – нашей землячке, связавшей традиционно-романтический стиль с новым экспрессивистским танцем. В программе гала-концерта они торжествовали оба. Быть может, я несправедлив, но ростовчане мне показались интереснее титулованных гостей. Господин Махаев оказался к ним тоже весьма неравнодушен. Награждая всех участников дипломами «Дома Дягилева», он отметил уникальность дара Олега Корзенкова, назвал «надеждою ростовского балета» Ольгу Буринчик и поддержал овации зала Елизавете Мислер титулом «Мисс обаяние». Кроме того, за создание торжественного вечера, дипломами «Дома Дягилева» и Международного коммерческого союза были отмечены А. Иванов, Е. Иванова, О. Корзенков, В. Драговцев (директор и хореографы балета). Поскольку событие в Ростове происходило под патронажем ЮНЕСКО, то от имени ЮНЕСКО и «Дома Дягилева» художественный руководитель театра Вячеслав Кущев был награждён почётным дипломом «За создание в Ростове балетной труппы». Весь коллектив балета театра удостоился диплома «За большие творческие успехи по созданию мирового репертуара» и Большой серебряной юбилейной медалью Дягилева. Замечу: всего в ЮНЕСКО выпустили 30 золотых и 50 серебряных (Большая – одна) медалей. Пока вручено только две: золотую получил балет Мариинского театра, большую серебряную – ростовчане. Когда отгремели действительно долгие овации, и зрители начали покидать зал, их провожал, как мне показалось, погрустневший взгляд Сергея Дягилева с большого портрета на сцене. Под портретом я и обратился к Александру Владимировичу Иванову (директор балета): «Ну, что скажете?» – «А что говорить – работать надо!» – был ответ.

18 мая, 2002г. РО
.