КАЖДОГО В КОГО УГОДНО МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬ ГРИМЕР
Один очень известный в свое время артист, которого современники называли даже великим, говорил, что удачный грим помогает ему лучше понять своего героя.
Для зрителя театр начинается с вешалки, а для артиста?.. Ну, во всяком случае, по пути на сцену гримерной ему не миновать.
Сегодня мы побываем там, куда зрителям обычно вход воспрещен: в гримерном цехе Ростовского музыкального театра.
СЕМЕРО И СТО
С виду гримерный цех - это смесь парикмахерской, артистической уборной и склада париков. По сути, пожалуй, тоже: здесь гримируют актеров перед выходом на сцену, приводят в порядок парики, придумывают грим для новых спектаклей.
Гримеров в театре - семеро. А в постановках занято порой по сто человек. Неужели и тут - длинные многочасовые очереди?
В такой большой труппе гример - это еще и своего рода инструктор. Новый спектакль, новые художественные образы - новый инструктаж, который все равно не исключает при необходимости помощь профессионального гримера.
- Я где-то читала, что Георгий Милляр - лучшая нечистая сила отечественного кинематографа - обязан своим амплуа... хорошеньким женщинам. Ведь женщины, которые пробовались на эту роль, не хотели совсем уж себя изуродовать...
Вы сталкиваетесь с подобным сопротивлением?
Этот вопрос я задаю Татьяне КОЗЛОВОЙ, начальнику гримерного цеха.
-Бывает и так, - говорит она, - бывает и наоборот: артисты до того беспощадны к внешности своего героя, что даже удивляют гримеров...
-А самый трудоемкий для спектаклей нынешнего сезона грим - это...
-Пожалуй, Дон Кихот. Его партию танцует Степан Ольховский. На самом деле - это молодой человек, но мы его «состариваем» на много-много лет.
Опера «Мадам Баттерфляй» - непроста для гримеров: ведь почти всех артистов надо «превратить» в японцев...
-А любое лицо можно превратить в какой угодно образ?
-Не все удается сделать с помощью красок. Но если воспользоваться еще и скульптурными приемами (в нашем распоряжении - специальная глина для лица, из которой чаще всего делают носы) - нашлепками, накладками... В японца можно превратить любого.
ПОЖИРАТЕЛЬ КРАСОТЫ
- Зрители порой говорят: «Певец или певица такие-то настолько хороши собой, что выходят на сцену почти без грима»...
- Это - иллюзия или миф. Лицо певца на сцене съедает свет. Без грима оно кажется белым, плоским. Ни глаз, ни носа, ни рта.
- И все-таки есть люди, которые, полагаясь на природную красоту, гримом стараются пренебречь?
- Мы проводим с ними разъяснительную работу. Кстати, если артист выйдет без грима на сцену, - первое замечание - гримеру.
- Лицо для вас – как для художника - холст?
- Мы решаем задачу, которую ставит режиссер или художник постановки. В одной из сцен оперы «Леди Макбет Мценского уезда» задача была такая: безликая толпа, на фоне которой выделяется поп. В «Царской невесте» Иван Грозный возникал в глубине сцены, и все в зале должны были сразу его узнать. Поэтому портрет Грозного создавался крупными мазками, заметными издалека.
- Скульптурный грим – не легкое, наверно, испытание для артиста. Смотрит он на гримера и думает: «Тебя бы на мое место.
- Все, что я придумываю для артистов - и парики, и грим, - сначала испытываю на себе. В «Черевичках» черт должен был появляться с накладным латексным носом - такие сейчас продают под Новый год. Вид - замечательный. Но, надев этот нос, я поняла, что петь с таким гримом невозможно. В итоге черт выходил в «сказочном» гриме. А вот бесята скакали по сцене с усовершенствованными латексными носами.
- А вообще гример - это мастер на все руки?
- Многое надо уметь: наши девочки и лицо разрисуют не хуже мастеров боди-арта, и прическу сделают. Надо пошить паричок - пошьем...
Кстати, о париках.
ЧТОБ НЕЖАРКО И НЕБОЛЬНО
...Татьяна Козлова с гордостью показала нам парик, который, в общем-то, и не парик, а шелковые ленточки, заплетенные на восточный манер - в мелкие длинные косички. Он - для танцовщицы из балета «Шехерезада».
Придумали такие косички гримеры. Зрители не догадываются, что волосы - из шелка. А балеринам с такой прической - легко.
- В балете, - говорит Татьяна Козлова, - все должно быть легким: и фигурки танцующих, и костюмы, и прически. Пышные парики - не для балета.
Впрочем, и певицы парику часто предпочитают шиньон.
- Работать в парике под софитами в течение двух-трех часов - это ой-ой-ой, - объясняет гример. Но тут же добавляет: - Хотя и со шпильками - непросто.
Что делать? Если обыкновенные женщины ради красоты согласны на любые жертвы, то актрисы тем более.
- А правда, что парики раньше делали в театрах вручную и в основном из натуральных волос, а сейчас все чаще покупают, причем - преимущественно синтетические?
- Правда.
- Синтетические - надежнее?
- Вообще считается, что срок службы парика - приблизительно пять лет. Потом искусственные волокна меняют структуру, их края становятся неровными, а натуральные волосы истончаются, претерпевают естественное усекание.
Но бережное отношение плюс маленькие хитрости ухода... У нас есть парики, сделанные вручную еще мастерами прежней музкомедии. Причем это - не музейные экспонаты. Они по сей день - в работе.
ГЛАДКОВЫБРИТЫМИ - ЛУЧШЕ
Из разговора с Татьяной Козловой я пришла к выводу, что, по крайней мере, в одном настоящий актер не должен отличаться от истинного джентльмена: ему следует быть гладко выбритым. Потому что накладные бороды, усы и бакенбарды на гладковыбритых держатся лучше.
Впрочем, искусство - дело такое, что пока доиграешь до конца свою роль, семь потов с тебя сойдет. Этого никакой клей не выдержит. Поэтому за накладной растительностью на лице актеры следят бдительно. Чуть что - и помощник режиссера подает за кулисы «сигнал тревоги».
Зрители, как правило, ни о чем и не догадываются. «ЧП» ликвидируется в считанные секунды. Ведь там, за кулисами, всегда дежурит гример.
2 декабря 2005г., НВ.
|