rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
4373018
Сегодня
Вчера
На Этой Неделе
На Прошлой Неделе
В Этом Месяце
В Прошлом Месяце
Все дни
420
5931
34494
30612
90265
197504
4373018

в среднем в сутки
6864


Ваш IP:54.163.39.19

«БОЛЬШОГО» МНОГО НЕ БЫВАЕТ!

   169В День независимости в филармонии закрывал сезон Ростовский симфонический оркестр. Вместе с приглашенными солистами Большого театра публике предложили «полистать страницы» любимых опер русского и мирового репертуара. В общем, на концерте интриги было две. Что он задумывался ещё два года назад и всё-таки состоялся — первая. Вторая — закрывать симфонический сезон с нашим оркестром приехал Равиль Мартынов. Значит, есть надежда, что он не снял с себя художественное руководство, и дальше будет гарантом новых музыкальных, неожиданных премьер, которыми дышал сезон предыдущий, а данный, ввиду его отсутствия, не удивил ничем. Мартынов — «брэнд» оркестра. Для меня писать о его дирижёрском почерке, всё равно что рассказывать о том, как бразильцы играют в футбол.

    Как художественный руководитель, маэстро опять показал мастер-класс: как блестяще можно провести «надоедливо - шлягерную» программу — живо, трепетно и строго по правилам. 12-летний, уже почти семейный, подряд дирижёра и оркестра был на высоте.

      Теперь вернёмся к интриге первой. Да, выступить перед ростовчанами приехали угасающие «звёзды» Большого театра. Поскольку их слава «див театра» уже позади, ажиотажа в музыкальном мире города это не вызвало. А зря. На концерте я не заметила никого из солистов Музыкального театра. Господа нынешние актёры, вам ещё предстоит, (а возможно, и нет), достичь тех высот, которыми могут гордиться четыре участника концерта. И поучиться у них актёрскому мастерству вы могли бы. Пели они и фрагменты вашего репертуара и то, что вам ещё предстоит постигнуть.

Вместе с оркестром столичные гости продемонстрировали школу «Большого стиля», опять же, можно сказать, провели «мастер-класс» — как правильно распоряжаться своими голосами, даже если голос уже не в лучшей форме. В их пении было столько тональной выразительности, интонационного богатства, что на возраст легко было закрыть глаза. Может быть, кто-то и считает извращением, когда люди немолодые поют молодёжные (не все) партии о любви, но на концерте мне не показалось это противоестественным. Актёрский кураж присутствовал в пении ровно в той степени, какая оградит актёра от непрофессионализма. Публика охотно прощает, когда замечательные певцы по возрасту вдвое превосходят героев арий. Слушатели любят певцов, ибо отождествляют их натуры с их голосом. Я не ждала откровений, но звёздные всплески прежнего голосового богатства и вокального мастерства были такого уровня, который большинству солистов Музыкального театра ещё не доступен. Овации не утихали после каждого соло.

     Главным украшением вечера стал легендарный бас Большого театра — Артур Эйзен. Не всякий певец найдёт в себе смелость выйти на сцену в 76 лет. При этом спеть партии, требующие уникального вокального титанизма и бесстрашия — песню Валаама из «Бориса Годунова» Мусоргского и арию дона Базилио из «Севильского цирюльника» Моцарта. Гениальный старик покорил зал. Он так щедро расточал своё вселенское обаяние, и в нём читалась не менее вселенская ностальгия по сцене. Он доказал, что не только безупречно взятая нота — есть свидетельство совершенства. Эйзен — прямой наследник «шаляпинского пения»; суть оного, мы знаем, в соединении пения с драматическим проживанием образа роли. Каждая нота была отображена в мимике, игриво, артистично, интонационно точно! А когда на «бис» без оркестра, в мёртвой тишине зала, он почти мелодекламировал русскую песню «Ах ты степь широкая, степь раздольная…», я и не заметила, как по щеке покатилась слезинка. Вот они, родные и недоступные нынешним басам, черты русской песни — вместо поставленного звука, нечто исходящее из потаённой глубины души. Стон о горькой судьбине народной! На сцене стоял последний из «могикан» великого русского пения!

     Другие участники концерта — народный артист России Александр Ломоносов (тенор), заслуженные артистки России Ирина Удалова (сопрано) и Нина Гапонова (меццо-сопрано) — расходовали свои таланты не менее эмоционально, привычно решая все вокальные сложности. Особенно проникновенно прозвучали партии из «Пиковой дамы» Чайковского: дуэт Лизы и Полины, интермедия «Преданность пастушки», ария Лизы «У канавки», ариозо Германа. И совсем уж трагично и одновременно эталонно, вложив в неё все чувства о ностальгическом прошлом, спела тему старухи-графини Нина Гапонова. Ах, молодость, тебе недоступна такая широта чувств!

23 июня 2003г, РО.

И МУЗЫКА ЗВУЧИТ

170Этой весной Ростовский академический симфонический оркестр отмеча­ет свой юбилей - 70 пет. Завт­ра, 19 марта, в Большом зале Ростовской го­сударственной филармонии со­стоится юби­лейный кон­церт, посвящен­ный открытию симфоническо­го фестиваля «Оркестру - 70».

ПЕРВЫЙ КОН­ЦЕРТ оркестра со­стоялся весной 1935 года. На протяжении 70 лет глав­ными дирижерами оркестра являлись такие известные музыканты, как Николай Ано­сов, Марк Паверман, Леонид Кац, Семен Коган, Равиль Мартынов. Сегодня обязан­ности художественного ру­ководителя оркестра и глав­ного дирижера исполняет народный артист РФ А. Милейковский. В составе оркестра - 109 человек. Это профессора и доцен­ты РГК им. СВ. Рахманинова и их ученики. На дан­ный момент 10 из них име­ют звания заслуженных ар­тистов РФ. В 1984 году ор­кестр стал победителем Всероссийского конкурса, а в 1994-м получил звание академического.

19 марта оркестр высту­пит с технически сложной и виртуозной, но вместе с тем яркой и показательной программой. В концерте прозвучат симфоническая поэма Р. Штрауса «Дон Жуан»,  симфоническое скерцо Поля Дюка «Ученик чародея» и «Итальянское каприччио» П.И. Чайковс­кого. В течение ближайше­го месяца любителей сим­фонической музыки в рам­ках фестиваля ждет много приятных сюрпризов – с Ростовским симфоничес­ким оркестром выступят известные дирижеры и со­листы России и зарубежья. 16 апреля завершит фес­тиваль легендарный «Рек­вием» В. Моцарта.

18 марта 2005г., НВ.
 
 

ПРАЗДНИК КАК ПРАЗДНИК

 

Война, без сомнения, внесла свои коррективы в жизнь, вернее, остановила на несколько лет её, но оркестр не был расформирован. В первые же послевоенные годы он снова стал одним из ведущих творческих коллективов сначала города, а потом и страны. Особенно оживилась деятельность с приходом в 1952 г. в оркестр дирижёра Леонида Каца. Много гастролировали сами оркестранты, но и ещё больше принимали в Ростове выдающихся гостей:

 

Мстислав Ростропович: «Настоящее, большое, искреннее удовольствие от встречи с сердечными и милыми работниками филармонии (к тому же любящими музыку! Что крайне редко!!!). Редкая творческая радость от общения с замечательным дирижёром Леонидом Кацем и очень хорошим дружным коллективом – симфоническим оркестром. Очень хочу скорее приехать в Ростов вновь». 29.04.63 г.

 

Дмитрий Баширов: «Вторая встреча с Ростовом была очень приятной. Надо сказать, что мало знаю дирижёров у нас в стране, с которыми так удобно и спокойно играть, как с Л. Кацем. Желаю ему, оркестру, всей филармонии процветать! Спасибо за симпатии». 07.02.63 г.

 

И такие отзывы музыканты оркестра слышали от многих и выдающихся композиторов, представлявших Ростову свои сольные программы (Д. Шостакович, А. Хачатурян, Р. Щедрин, А. Шнитке и другие); и не менее выдающихся музыкантов и дирижёров.

 

В свои гастрольные маршруты наш город включали, теперь понятно, гении исполнительского искусства ХХ века (Л. Оборин, Д. Ойстрах, С. Нейгауз, Э. Гилельс, К. Кондрашин и т.д.). Список великих музыкантов, сотрудничавших с оркестром, слишком велик, чтобы перечислить всех. Но, помимо наших мастеров, в Ростов приезжали и приезжают деятели музыкальной элиты со всего мира от Италии, Польши, Австрии до Аргентины и Мексики.

 

Гастрольная традиция существует в оркестре и по сей день, только сам оркестр стал невыездным. Не потому, что сменивший на посту художественного руководства в 1992 году Семёна Когана Равиль Мартынов не стал гарантом славного качества звучания оркестра. Наоборот, именно при Мартынове в 1994 году коллектив получил звание «академический». Симфонические программы- премьеры продолжали удивлять город, а репертуар оркестра настолько велик – легче сказать, что не играли из музыкальной литературы, от классики до премьер современных авторов.

 

В Ростов по-прежнему приезжают выдающиеся музыканты-гастролёры. Но сами знаете, насколько за это шальное десятилетие упал интерес к симфонической музыке, как трудно теперь найти деньги на выезд большого коллектива. Хотя во всём мире ровно наоборот – элитные симфонические концерты собирают тысячи людей, дошло до того, что симфонические оркестры в старушке-Европе осваивают площадки, традиционно принадлежавшие шоу-бизнесу.

 

Симфонический оркестр – это родная семья. Иначе он не зазвучит. Люди, сидящие рядом плечом к плечу, должны в одно мгновение испытывать близкие по тональности чувства, чтобы через идеальный звук направить их в зал. Ну а семья – это семь «я»: мал мала меньше. И в оркестре мы видим и седовласых аксакалов-учителей, и среднее поколение, и совсем юных – всего числом 109 человек. Живётся этой семье трудно, и хотя музыканты относятся к «белым воротничкам» нашей культуры, денежное содержание этой касты оставляет желать лучшего.

 

Сейчас обязанности художественного руководителя оркестра выполняет Александр Милейковский. А сам оркестр к юбилею проводит фестиваль «Нам – семьдесят». Помимо праздничного концерта 19 марта, пройдут ещё три (ждут дирижёра из Вены – Х. Полока и обладателей гран-при последнего юношеского конкурса им. Чайковского). Фестивали, кстати – тоже одна из традиций симфонического оркестра. Желаю этому фестивалю собственного имени пройти при аншлагах!

 
19 марта 2005г., 7С.

Высокое искусство с низкой зарплатой

174Ростовский симфонический академический оркестр стал тем единственным региональным коллективом России, которому дано было право выступить на III Фестивале симфонических оркестров мира, в начале лета прошедшем в Москве, в Колонном зале Дома союзов.

Но и это ещё не всё. Последние 2 сезона стали для ростовских музыкантов очень насыщенными: им аплодировали стоя, отбивая ладонями ритм вальсов Штрауса, зрительные залы в 11 городах Испании (во время концертов оркестр исполнил в том числе и Штрауса. — Авт.). С большим успехом прошли гастроли по Японии, Корее, выступления в Польше. О впечатлениях от фестиваля, о появившихся деньгах на замену части старых-престарых инструментов и о вкусах ростовской публики наш разговор с директором оркестра Марией ШОРНИКОВОЙ.

На первых ролях у Темирканова и Гергиева

— Мария Исааковна, мало того, что оркестр сыграл в компании таких мэтров, как знаменитый Симфонический оркестр Шведского радио, как английский Королевский оркестр и другие. Сразу нескольких наших оркестрантов второй год приглашают в сводный оркестр, закрывающий своим выступлением фестиваль… — Это, безусловно, достижение! В прошлом году сводного оркестра, по сути, и не было: было отобрано небольшое количество музыкантов со всей России для игры с оркестром Санкт-Петербургской филармонии, которым дирижировал Юрий Темирканов. В лучшем случае приглашались по 1–2 музыканта, многие оркестры вообще не были задействованы. У нас же Темирканов взял аж пятерых! Причём трое наших ребят были приглашены на первые партии. Позвали в том числе и нашу молодую, но делающую огромный прогресс (на тот момент 4-курсницу консерватории) альтистку Мирославу Нимиря. В этом году сводным оркестром управлял Гергиев. И в нём сыграли четверо наших музыкантов — та же Миро.слава, Иван Марый, Александр Парфёнов и Юрий Чумаченко.. — Правда ли, что итогом фестиваля стало и то, что у оркестра наконец-то появились деньги на замену инструментов? — Губернатор действительно, когда пришло приглашение оркестра на фестиваль, выделил 10 миллионов рублей. Я поначалу села и думаю: «Боже, что нам покупать на такие деньжищи?» А потом мы вникли в цены и за голову схватились… На выделенную сумму сейчас полностью оснащаем духовиков, покупаем контрабасы, арфы. Но, увы, на те же ударные инструменты, которые нам крайне нужны, денег уже нет.

Мода на имена

175— Зарплата музыкантов оркестра составляет… — При том, что из областного бюджета нам последние несколько лет выплачивают надбавки, зарплаты невелики. У молодёжи это 7–8 тысяч рублей в месяц. У остального состава — 10 — 12 тысяч. Поэтому большинство подрабатывают в Ростовском Музтеатре, в духовом оркестре, хотя это и означает рабочую неделю с одним выходным, а зачастую — без него. — Говоря о вкусах… Сегодня поп-дивы и поп-певцы, поющие примитивные песни, да ещё и нередко «под фанеру», собирают набитые «под завязку» залы. — (Задумывается). Это мода. Плохая, но мода. Я расскажу такой эпизод. Буквально в мае в нашей филармонии давал концерт один итальянский тенор. Аккомпанировал ему наш оркестр. Так вот, я увидела совершенно другую публику: коммерческие фирмы скупали билеты десятками… Нет, я не могу пожаловаться, что у нас пустые залы. Да, они бывают полупустые, но не редкость и аншлаги. И всё же наша публика — это люди среднего и пожилого возраста, совсем не бизнесмены. Так вот, после концерта ко мне подбегали люди: «Ой, мы потрясены. У нас в городе, оказывается, есть симфонический оркестр…» То есть они пришли на модное имя, а узнали о существовании оркестра. Словом, если хотя бы 20 из тех 620 зрителей, что ломились на итальянца, ещё придут в филармонию, это уже будет хорошо. (Улыбается). Но и мы не стоим на месте. Чтобы привить вкус к качественной музыке слушателю с разной подготовкой, последние 2 года мы чаще наряду со сложными сочинениями играем так называемую популярную классическую музыку — «Реквием» Моцарта и Верди, замечательную музыку из кинофильмов — «Гаража», «Человека-амфибии» и т.д.

P.S.

И в будущем сезоне (он будет для ростовского оркестра предъюбилейным: отметит 74-летие) оркестр планирует удивлять. Так, уже в сентябре на суд слушателей будут вынесены сразу 2 оглушительные премьеры — причудливая и красивая «Кармина Бурана» Карла Орфа, написанная по мотивам стихов средневековых поэтов, и балет Игоря Стравинского «Игра в карты». Ни то, ни другое в Ростове целиком НИКОГДА прежде не исполнялось.

АиФ на Дону, выпуск 27 (739) от 2 июля 2008 г.

Ростовский оркестр стал невыездным

201В жизни пришлось столкнуться с массой великолепных, великих, талантливейших людей. И всякий раз я испытывала трепет и внутреннее удовлетворение от обще­ния с ними. Отправляясь в филар­монию с желанием посмотреть и рас­сказать о том, как живет её акаде­мический симфонический оркестр, я заранее была настроена на мажор­ные и яркие впечатления. А как ина­че, когда знаешь, что оркестром ру­ководит народный артист России Равиль Мартынов - маэстро с ми­ровым именем, когда дирижёр орке­стра - народный артист России, профессор консерватории Алек­сандр Милейковский, а в самом коллективе работают восемь заслу­женных артистов, лауреаты и дипло­манты всевозможных музыкальных конкурсов. И совсем не ожидала, что у этого уникального собрания та­лантов есть горькие обиды на ми­нимальное внимание областных и городских властей, на журналистс­кую братию, которая допускает мас­су нелепостей в освещении творче­ства оркестра. Между тем ростовс­кий симфонический можно и должно оценивать без учёта географического положения, на равных с московской и петербургской музы­кальной продукцией. Об этом - раз­говор с руководителями оркестра.

«Я плохой политик. Но мне жал­ко коллектив, который имеет все права - он их заслужил - представ­лять культурные интересы города не только в южной столице, - говорит Равиль Мартынов. - Мы страдаем от того, что нам очертили террито­рию как оркестру областной филар­монии. Будем, конечно, осваивать область, имея теперь два автобуса. И всё? У оркестра нет настоящей рекламы. Он не видит другого мира. Только власти могут, обязаны нам помочь выезжать в другие ре­гионы, за границу. У Ростова столько городов-побратимов! Связи крепнут. Почему областное министерство культуры даже не пытается пока­зать нас миру? Когда девять лет назад я взял на себя руководство оркестром, была идея сделать кол­лектив не хуже столичных. Получи­лось. Дирижируя разными оркестра­ми, в том числе за рубежом, в род­ном Петербурге, уверяю вас: Рос­товский симфонический имеет силы достойно представлять го­род везде - и в Глазго, и в Дортмунде, и далее. Коллективом нужно гордиться. Он уникален своими сложнейшими музыкальными про­граммами».

   Да, в России мало городов, из­балованных музыкальными изыска­ми, представляемыми симфоничес­кими оркестрами. Афиша ростов­ского коллектива прошлых сезонов и то, что он репетирует сейчас, лю­бую публику приведёт в восхище­ние. Программы построены таким образом, чтобы удовлетворить и му­зыкальных интел­лектуалов-мело­манов, и любите­лей шлягерной симфонической музыки.

Рассказывает А. Милейковский: «В принципе, у нас каждую неделю но­вая программа. Такой режим ра­боты. Программы разные. Открыва­ем сезон 30 сентября. Восьмой симфонией Дмитрия Шостаковича. Ког­да-то очень давно это сложнейшее произведение исполнялось оркест­ром. Теперь его дирижирует Равиль Мартынов. У него нет потолка исполнительского уровня. И ему нра­вится работать с нашим оркестром, хотя он руководит и оркестром в Петербурге. (Действительно, в горо­де уже давно существует марка «Мартынов», что позволяет заполнять зал филармонии более чем на сто процентов. Зрители доверяют ему как художнику, как интерпретатору му­зыкальных произведений. - Авт ).

Мы возвращаемся к абонемент­ной системе вечерних концертов, как в столичных залах. Дневные абоне­менты для детей существуют посто­янно. Взрослых абонементов не было с 1992 года. Абонемент уже в продаже, и он недорогой Я бы сказал даже - дешевый. Мы умыш­ленно не повышаем цены, чтобы сохранить своих верных поклонни­ков и порадовать их труднейшими исполнительскими сочинениями, ко­торые никогда здесь не звучали. Это «Так говорит Заратустра» - симфоническая поэма Рихарда Штрауса, музыка к балетам Игоря Стравинского «Весна священная» и «Пульчинелла», Девятая симфония Густава Малера, французская про­грамма - «Море» Дебюсси, «Пос­леполуденный отдых фавна» Раве­ля, программа из произведений Мендельсона и т. д. А вокруг этого - всякие открытые концерты. Кро­ме Мартынова оркестром будут дирижировать и другие мастера. В октябре приедет немецкий ди­рижёр, в ноябре - китайский. Ра­ботают с оркестром и наши рос­товские дирижёры. Это хорошо.

Но творческому коллективу не­обходимы выезды в другие мес­та. Поездки - это стимул. Сидеть в четырёх стенах тяжко. И публике надоедаем - ей нужны свежие впечатления. Сюда должны приезжать другие. Интересен момент сравне­ния. Съездили мы в этом году впер­вые на всероссийский фестиваль в Кисловодске. Это была тяжёлая работа, играть пришлось для про­фессионалов. Дело было в авгус­те, съехались музыканты со всей страны. Мы получили между тем массу удовольствия. Такого приёма я не помню: после исполнения каждого произве­дения зал вставал и сканди­ровал, никак не хотел успока­иваться. Повторяю, это была не случайная публика, а музы­канты. Мы доказали, что слава должна быть не только в родном городе».

   Действительно, сколько можно наше донское искусство представ­лять в мире только филармони­ческим ансамблем донских казаков! Хоть ансамбль и хорош (кто ж спо­рит!), но и академический оркестр должен стать активным участником мирового музыкального процесса. Именно включённость в него не по­зволит оркестру расслабиться, заста­вит защищать и развивать свои на­работанные ценности. Необходимо ис­кать и воспитывать менеджеров, спо­собных продвигать интересы коллек­тива, создавать стратегию творческо­го продвижения на рынке искусств. Как это ни странно звучит, но без этого сегодня нельзя работать. Наш губернатор заслуженно гордится экономическими достижениями ре­гиона. Область на подъёме. Но, я думаю, не меньшую гордость должны вызывать заслуги и побе­ды наших творцов. Помогите им - тогда популярный нынче термин «юж­ная столица» обретёт своё полно­ценное звучание во всём - и в экономике, и в культуре.

Сентябрь 2001г.
.